Презентация электронный тренажёр по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Короткова Надежда Романовна

Данный электронный тренажёр необходим обучающимся,  так как имеет практическое значение: поможет выпускникам не только выполнить одно из труднейших заданий по русскому языку, но и сократить время на его выполнение. Это, в свою очередь, даст возможность уделить больше времени на выполнение других сложных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenazhyor_po_russkomu_yazyku.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм действий Внимательно читаем все перечисленные в левой колонке грамматические ошибки. Начинаем работу с простых вариантов по словам-подсказкам: название в кавычках, причастие, деепричастие, существительное с предлогом. Определяем конструкцию с ошибкой, находим описание ошибки в левой колонке. Записываем ответ в таблицу под нужной буквой. Вычёркиваем выбранный вариант. В бланк записываем только цифры. Порядок записи цифр в ответе имеет значение!

Слайд 2

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО: Знать типичные ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, и уметь находить их в предложении, всего их десять: 1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. 2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 4) Ошибка в построении предложения с однородными членами. 5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. 7) Неправильное построение предложения с косвенной речью. 8) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. 9) Ошибка в построении сложного предложения. 10)Неправильное употребление имени числительного.

Слайд 3

Формулировка задания 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 4

1 . Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. Обращаем внимание на сочетания существительных со следующими производными предлогами: благодаря согласно вопреки + дательный падеж навстречу (кому? чему?) наперерез наперекор Например: Благодаря хорошей погоде, согласно приказу, вопреки распоряжению Ввиду + род. падеж (кого? чего?) 2. Обращаем внимание на сочетания с предлогом ПО: Правильно: по приездЕ в Москву, по приходЕ на работу, по отходЕ поезда… (неправильно: по приезду, по приходу и т.п ) Правильно: по истечениИ срока, по прибытиИ поезда, по возвращениИ домой… (неправильно: по истечению, по прибытию и т.п.) ПОДСКАЗКА: Ищи производные предлоги и сочетания с предлогом ПО.

Слайд 5

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА 1. Вопреки (кому? чему? Д.п .) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п .) старанию По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде 2. в город – из города 1. Вопреки (кого? чего? Р.п .) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п .) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду 2.в город - с города

Слайд 6

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Подлежащее и сказуемое в СПП: ! КТО + сказуемое в ед. числе ТЕ, ВСЕ + сказуемое во множ . числе Например: Те, кто опоздал, не посмотрел фильм (правильно: не посмотрели). Все, кто побывал в Риме, с упоением вспоминал об этом романтическом городе (правильно: вспоминали). Не допускайте подобных ошибок (Согласование рода подлежащего и сказуемого): Журнал «Природа» опубликовала статью молодого учёного. Никто , даже лучшие ученики, не решили задачу. Цветок лилия выросла у калитки.

Слайд 7

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА 1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтировано. 3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. 1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Слайд 8

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, сказуемое может стоять в единственном и множественном числе:

Слайд 9

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Если подлежащее выражено несклоняемым существительным, надо помнить правила определения рода таких существительных: Несклоняемые неодушевленные существительные принадлежат обычно к среднему роду: надежное алиби, комическое амплуа, хрустальное бра, компетентное жюри, сладкое какао, шелковое кашне, кислое киви, овощное рагу. Исключения: м.р. – горячий (и доп. горячее) кофе, пенальти (штрафной удар); ж.р. – авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса). Киви было кислое. Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: быстроногий кенгуру, ловкий шимпанзе, забавный пони. Но: иваси (рыба, ж.р.), цеце (муха, ж.р.). Шимпанзе с любопытством смотрел на посетителей зоопарка. Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, определяется по соотнесенности с полом: опытный импресарио, остроумный конферансье, старший Дюма, старая леди. У географических названий род определяется по нарицательному родовому слову: солнечный Батуми (город), широкая Миссисипи (река). Сочи встречал гостей. У аббревиатур род определяется обычно по главному слову: МГУ (университет, м.р.), ГЭС (станция, ж.р.), США (штаты, мн.ч.). МГУ завершил приём.

Слайд 10

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым ПОДСКАЗКА: Ищи грамматическую основу, проверяй, чтобы сказуемое соответствовало подлежащему. Очень часто ошибка находится в предложении, которое начинается со слов ТЕ, КТО; ВСЕ, КТО.

Слайд 11

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение — это какое-то название, заключенное в кавычки. Название произведения, заключённое в кавычки и данное после родового слова (роман, повесть, журнал, газета, картина и т.п.) должно стоять только в форме И.п. НО! Если родового слова нет, склонять нужно название произведения: В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных поколений. В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей. В романе Толстого «Войне и мире» … В романе Пушкина «Евгении Онегине» … На картине «Боярыне Морозовой»… это ошибки! ПОДСКАЗКА: Ищи название чего-либо, написанное с большой буквы и в кавычках!

Слайд 12

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Слайд 13

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами ПОДСКАЗКА: Ищи однородные члены, обращай внимание на двойные союзы.

Слайд 14

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА 1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. 2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). 1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах) 2. Натянуть и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны ( крат.форма ) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

Слайд 15

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? Например: читая, решая, вернувшись, открыв. Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны относиться к одному и тому же лицу (предмету), иначе возникают ошибки типа: Возвращаясь домой, меня застиг дождь. Правильно: Возвращаясь домой, я попал под дождь.

Слайд 16

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Наиболее часто встречающиеся ошибки при употреблении деепричастия. Основное и добавочное действие принадлежат разным лицам (предметам): Катаясь на катке, у меня устали ноги. Открывая дверь, она громко скрипнула. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш. 2) Деепричастный оборот нельзя употреблять в безличном предложении, если сказуемое не является инфинитивом: Подходя к лесу, мне стало холодно. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. Добравшись домой, уже стемнело. НО: Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь. (правильно). 3) Деепричастный оборот нельзя употреблять, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: Получив тяжёлую рану, солдат был спасён своими товарищами. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары и Нижнего Новгорода. ПОДСКАЗКА: Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Слайд 17

6. Неправильное построение предложения с причастным оборотом Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос КАКОЙ? (ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО (С)ДЕЛАВШИЙ? ЧТО ДЕЛАЕМЫЙ? ЧТО СДЕЛАННЫЙ?). Например: птицы поют – они какие? – поющие, книгу читают – она какая? – читаемая, задачу решили – она какая? – решённая. ПОДСКАЗКА: Ищи причастие.

Слайд 18

 ПРАВИЛЬНО   ОШИБКА   1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду 2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. 3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.   1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду 2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. 3.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 

Слайд 19

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения. Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица. Неправильно: Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной». Правильно: Салтыков-Щедрин писал, что он любит Россию до боли сердечной. ПОДСКАЗКА: Обращай внимание на глаголы «говорения»: сказал, произнёс, прокричал, говорил, написал и т.п.

Слайд 20

8. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм Неправильно: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Правильно: Замрёт на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Неправильно: И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – « испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя. Правильно: И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – « испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя. ПОДСКАЗКА: Ищем глаголы (как минимум два) и проверяем, чтобы они соответствовали друг другу по времени и виду.

Слайд 21

9. Ошибка в построении сложного предложения ПОДСКАЗКА: Ищи сложное предложение (в нём должно быть не меньше двух грамматических основ), простые – пропускай.

Слайд 22

10. Неправильное употребление имени числительного Обращаем внимание на употребление собирательных числительных (двое, трое…, оба, обе): ПОДСКАЗКА: Ищем числительные; не забываем, что ОБА, ОБЕ тоже числительные.

Слайд 23

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Слайд 24

 ПРАВИЛЬНО   ОШИБКА   1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. 2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. 3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.   1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) 2. Приехав в Москву, мне стало грустно. 3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят ). 

Слайд 25

Практика Практика Практика Практика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёры по русскому языку.Тема "Правила корня". 2 класс.

Презентация к уроку русского языка содержит тренажёры по теме "Правила корня"....

Тренажёр по русскому языку для 6 класса по теме "Причастия"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220114","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 184px;"}}]]Учебный тренажёр по русскому языку для 6 класса по те...

Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...

Тренажёр по русскому языку на тему "Фонетика. Орфоэпия. Орфография"

Тренажёр по русскому языку на тему "Фонетика. Орфография. Орфоэпия" выполнен в программе Microsoft Office Exsel 2007. Предложенный тренажер поможет сформировать и одновременно проверить орфографически...

Тренажёр по русскому языку на тему "Подготовка к ГИА"

Тренажёр по русскому языку на тему "Подготовка к ГИА" выполнен в программе Microsoft Office Exsel 2007.  Данный тренажер можно использовать при проведении контроля знаний, т на индивидуальных зан...

Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед  образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...

Электронный тренажёр по русскому языку

Данный электронный тренажёр необходим обучающимся,  так как имеет практическое значение: поможет выпускникам не только выполнить одно из труднейших заданий по русскому языку, но и сократить время...