Электронный тренажёр по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Данный электронный тренажёр необходим обучающимся, так как имеет практическое значение: поможет выпускникам не только выполнить одно из труднейших заданий по русскому языку, но и сократить время на его выполнение. Это, в свою очередь, даст возможность уделить больше времени на выполнение других сложных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie8_no2ot_2024.docx | 73.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава 1. Теоретическая часть
#1040;лгоритм решения задания №8
За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения:
Ответом к заданию 8 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Важно!Порядок записи имеет значение.
- Просмотри все типы ошибок в левом столбце.
- Проанализируй каждое предложение: сначала выдели грамматическую основу. Если есть нарушение связи между подлежащим и сказуемым, выбери эту формулировку.
- Определи второстепенные члены.
- Если есть нарушения, определи, какое правило нарушено, и выбери соответствующую формулировку в левом столбце.
- Запиши номера предложений строго под соответствующими буквами.
Важный совет!
Не пытайся найти все (5) предложений с ошибками, отработай сначала нарушение на одно правило. Например, нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
Выполняй до тех пор, пока не дойдёшь до автоматизма. Только после этого переходи к следующей позиции.
Какие правила нужно знать при выполнении задания №8
- Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
- Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
- Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
- Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
- Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.
- Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.
- Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительногос предлогом.
- Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
- Ошибка в употреблении числительного.
Глава 2. Практическая часть.
От теории к практике
- Ознакомься с типами ошибок в левом столбце (их в каждом варианте 5).
- Прочитай предложения правого столбца. (их 9, с нарушениями всего 5)
Выбери из левого столбца позицию (формулировка нарушенного правила), которую можно определить раньше других. К таким относятся:
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Маленькое по объёму предложение, как правило, оно простое, и в нём 2 глагола сказуемых с нарушением вида, времени. Такое предложение лёгко найти даже зрительно (маленькое). | Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета. - Эта книга раскрывает пороки общества и вызвала отклик у читателей. - Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается. | Пришла осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета. Эта книга раскрыла пороки общества и вызвала отклик у читателей. - Снег шёл не переставая и неожиданно заканчился. | |||
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Предложения, которые начинаются со слов: все, те, многие из тех, если такие есть, то смотрим на сказуемое после второй запятой. Оно должно стоять во мн.ч. | Все, кто побывал в Москве, считает её прекрасной. Те, кто увлекается историей космоса, с интересом следил за полётом Титова. Многие из тех, кто присутствовал на собрании, не знал о строительстве плотины. | Все, кто побывал в Москве, считают её прекрасной. Те, кто увлекается историей космоса, с интересом следили за полётом Титова. Многие из тех, кто присутствовал на собрании, не знали о строительстве плотины. | |||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Предложения со сложносокращёнными словами, сказуемое согласуем с главным словом. | В этом учебном году МГУ провёло несколько олимпиад. ГИБДД провел месячник дорожной безопасности. | В этом учебном году МГУ (университет муж.р.) провёл несколько олимпиад. ГИБДД ( инспекция жен.р.) провела месячник дорожной безопасности. | |||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Подлежащее выражено сочетанием с именем собственным. Определяемым является нарицательное, с ним и согласуем сказуемое | Корабль Арктика долгое время считалась самым крупным ледоколом. Операция «Вихрь» начался рано утром. | Корабль Арктика долгое время считался самым крупным ледоколом. Операция «Вихрь» началась рано утром. | |||
Если подлежащее выражено словосочетанием, то сказуемое согласуется с главным словом. | Десант союзников высадились на острове на день раньше неприятеля. Администрация школы особое внимание уделяли дисциплине. | Десант союзников высадился на острове на день раньше неприятеля. Администрация школы особое внимание уделяла дисциплине. | |||
Подлежащее выражено однородными членами. Сказуемое при нём во мн.ч. | Арктика славится природными ресурсами, но срок реализации проектов, затраты и сложность стоит на пути их основания. | Арктика славится природными ресурсами, но срок реализации проектов, затраты и сложность стоят на пути их основания | |||
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением. | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
В предложении есть слова с заглавной буквы в кавычках и без, зто названия газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Если при них есть определяемое слово, то эти названия (приложения) только в им.п. | Премьера пьесы А.П.Чехова «Вишнёвого сада» состоялась в 1904 году. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмме» говорится о равнодушии дочери к матери. | Премьера пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» состоялась в 1904 году. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» говорится о равнодушии дочери к матери. | |||
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
В предложении есть слова: согласно,вопреки, благодаря, сообразно, наперерез, подобно Они употребляются только с Д. п. (кому? чему?) | Согласно правил (не Д.п.) вводные слова выделяются запятыми. Вопреки ожиданий (не Д.п.)активисты выступили за закрытие музея. Благодаря дружбы (не Д.п.) с семьёй Ивановых Петров стал учиться лучше. | Согласно правилам (Д.п.) вводные слова выделяются запятыми. Вопреки ожиданиям (Д.п.)активисты выступили за закрытие музея. Благодаря дружбе (Д.п) с семьёй Ивановых Петров стал учиться лучше. | |||
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) | Завления по истечению (не П.п.)срока давности были уничтожены. Сразу по заключению (не П.п.) мира стрельба прекратилась. В течении длительного времени порядок никто не нарушал. | Завления по истечении (П.п.)срока давности были уничтожены. Сразу по заключении ( П.п.) мира стрельба прекратилась. В течение длительного времени порядок никто не нарушал. | |||
Неправильное построение предложения с косвенной речью. | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Предложение с союзом что, местоимения и глаголы в форме 1лица. | Мама сказала, что не дам (1 лицо)вам пирожное, пока не съедите кашу. | Мама сказала, что не даст (3 лицо)вам пирожное, пока не съдите кашу | |||
Ошибки в построении предложения с однородными членами. | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Предложение с одним из союзов (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.) Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами. | Борис Шергин – «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты. Новыми преобразованиями были охвачены не только экономика, система власти, а также культура. | Борис Шергин – «писатель души, сердца», который раскрыл как идеи братства, взаимовыручки, так и красоты. Новыми преобразованиями были охвачены не только экономика, система власти, но и культура. | |||
Глаголы сочетаются с существительными в разных падежах. | Когда смотришь на памятник М,Ю. Лермонтову, кажется, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом. | Когда смотришь на памятник М,Ю. Лермонтову, кажется, что поэт оглядывает любимый город и восхищается им. | |||
однородные прилагательные или причастия должны быть в одной форме (полной или краткой). | Журналы были проверены и зарегистрированные. | Журналы были проверенные и зарегистрированные. | |||
Не могут быть однородными разные части речи | Герой книги В.Некрасова полюбил войну (сущ.) и рисковать (гл.) жизнью. | Герой книги В.Некрасова полюбил войну (сущ.) и тот риск (сущ.), который испытываешь там. | |||
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Слова, отвечающие на вопрос: что делая? или что сделав? Деепричастие не употребляется в безличном предложении, если сказуемое выражено не инфинитивом. Деепричастие можно заменить однородным сказуемым. | Пользуясь словарём, мне стали понятны многие иноязычные слова. Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным. | Пользуясь словарём, я стал понимать многие иноязычные слова. Напевая, она шла по улице. Она шла по улице и напевала. | |||
Сказуемое и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам, явлениям. | Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу). | Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. | |||
Неправильное употребление числительных | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Двое медсестер тут же подбежали к нему. | Две медсестры тут же подбежали к нему. | ||||
Ошибки в построении сложного предложения. | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Указательное слово употребляется при наречии, которое не требует пояснения. | Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне | Необходимо, чтобы ты зашёл ко мне | |||
Указательное слово отсутствует. Придаточное отрывается от определяемого слова. Союзное слово который согласуется не с тем существительным. | Ваша проблема заключается, что вы слишком торопитесь. Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. Пьеса «На дне» -это произведение, в котором герои рассуждают о правде. | Ваша проблема заключается в том, что вы слишком торопитесь. Тёплый дождик, в котором так нуждались посевы, смочил землю. Пьеса «На дне» - это произведение, в которой герои рассуждают о правде. | |||
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. | |||||
Ищу в правом столбце | Ошибка | Правильно | |||
Причастие не согласовано с определяемым словом. Определяемое слово входит в причастный оборот. Действительное причастие заменено страдательным. | Это стучат окна, открытых ветром.
Выполненное учеником задание не было правильным. Задача, решаемая нами, не вызывает затруднений. | Это стучат окна, открытые ветром. Задание, выполненное учеником, не было правильным. Задача, решённая нами, не вызывала затруднений. | |||
Глава 2. Практическая часть
Тренируемся по образцу
В левый столбик по образцу, применяя правило, впиши правильный вариант
Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.
Что нужно помнить:
Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово:озеро (И.П.) Байкал (И.П.),
озера (Р.П.) Байкал (И.П.),
озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
#1052;ы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. 2. | #1052;ы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. #1042; кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. |
- Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
ВАЖНО!
- Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
- Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
- Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
ПРАВИЛЬНО
| ОШИБКА
|
1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду. 2.
| 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду 2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
|
Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).
- Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
- Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
- Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА
|
1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. 2.
| 1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) 2. Приехав в Москву, мне стало грустно. |
- Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. ВАЖНО!
- Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)
- Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
- В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. | 1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. |
- Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью
ЗАПОМНИ!
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
#1040;втор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. 2. | #1040;втор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи). #1055;одруга, войдя в комнату, воскликнула, что я очень рада всех вас видеть. |
- Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами
- Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.
- Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.
- Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).
- Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.
- Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
- Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.
- Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
#1063;асти двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:
не только … но и
если не…, то
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
2. 3. | 1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах) 2. Натянуть и выстрелить из лука непросто. 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). |
- Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.
ВАЖНО!
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).
| 1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом). 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание). |
- Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом и без
ВАЖНО!
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.
Предлоги в - из, на - с.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам. 2. благодаря … 3. 4.
| 1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств. 2. благодаря (кого? чего? Р.п.) старания. 3. По окончанию срока. 4. По приезду 2.в город - с города |
Заключение
В данном электронном пособии приведены в систему и скомпонованы все правила, необходимые для выполнения задания №8 ЕГЭ по русскому языку.
Есть алгоритм выполнения данного задания. По нему можно производить разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку.
Весь теоретический материал иллюстрируется примерами.
Это помогает находить грамматические ошибки в предложенных заданиях. Собран практический материал по теме для отработки навыков,
Найдены эффективные способы решения заданий №8, которые помогут не только набрать 2 балла из 2, но и сократиь время выполнения.
Представлен практический опыт собственных наработок, дается разбор всех ошибок, которые встречаются в восьмом задании. Это очень удобно.
Если мы научимся безошибочно распознавать грамматические ошибки, то не потеряем баллы и в сочинении (критерий 9).
В перспективе запланирована работа по созданию аналогичного тренажёра к заданию №26 ЕГЭ по русскому языку. Необходимость такой работы обусловлена не только сложностью задания, но и тем, что лексические и синтаксические средства выразительности нужно систематизировать и скомпоновать в один раздел.
Список используемой литературы или интеонет-ресурсы
#1040;ртемьева Е.И.Все правила русского языка. Справочник. 5-е издание. Испр.- М.; Мартин, 2014. - 208
#1045;ГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько, Р.А. Дощинского.-Москва: Издательство «Национальное образование», #1089;. – (ЕГЭ. ФИПИ -школе).
#1045;ГЭ. Русский язык: Пошаговая подготовка/Е.М.Ткаченко, Е.О.Воскресенская, А.В.Турок. – Москва: Эксмо, #1089;.-(ЕГЭ. Неделя за неделей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе
Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе состоит из 2 разделов:1) дидактический материал учителю, 2)раздаточный материал к урокам....
Электронное портфолио учителя русского языка и литературы
www.openclass.ru/node/275191...
Электронное портфолио учителя русского языка и литературы.
www.openclass.ru/node/275145 ...
Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.
В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...
Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов
Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...
электронные тесты по русскому языку "Синтаксис"
тесты по теме "Синтаксис"...
Электронный тренажер русский язык 10 класс
Тесты можно использовать и для контроля знаний, и как тренажёры. Имеются правила, в некоторых тестах даётся анализ ошибок. Порядок заданий задаётся случайным образом, что позволяет использование тесто...