Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы выражения подлежащего" по модели "перевёрнутый класс"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Урок разработан в соответствии с обновлённым ФГОС с применением технологии "Смешанное обучение". К уроку прилагается разноуровневый дидактический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_v_tehnologii_perevyornutyy_klass.docx | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
- Фамилия Имя Отчество: Афанасьева Елена Леонидовна
- Класс: 8В
- Предмет: русский язык
- Тема: Изучение способов выражения подлежащего.
- Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
- способы выражения подлежащего.
уметь (сможет продемонстрировать):
- находить подлежащее в предложении;
- определять способ выражения подлежащего.
- Инструменты проверки достижения результата[1]: тест.
- Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[2] (см. в конспекте урока).
- Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Самостоятельная работа дома 35 минут
Работа в классе:
Начало урока 10.25 минут
Урок 45 минут
Завершение урока 11.10 минут
- Организационно-педагогические условия и описание хода урока
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОМА
- Во ФГИС «Моя школа» урок 545 посмотреть в разделе «Освоение нового материала» обучающий видеоролик (на повторение видов предложения по наличию главных членов) – 2 мин.
- Там же изучить интерактивную статью «Способы выражения подлежащего» и сделать конспект статьи – 20 мин.
- Пройти тест на Гугл платформе – 8 мин.
- Повторить разряды местоимений – 5 мин.
Текст домашнего задания: Ребята, изучите самостоятельно на платформе ФГИС «Моя школа» - «русский язык 8 класс» - урок 545 – раздел «Освоение нового материала» обучающий видеоролик (на повторение видов предложения по наличию главных членов); там же изучите интерактивную статью «Способы выражения подлежащего» и сделайте конспект этой статьи в виде таблицы. После изучения материала пройдите по ссылке тест, размещённый на Гугл диске. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSezVCvTWe8cmgAnAl-E1-gT0CcDwAX1Y6--2d4XBVD0Qzk2KA/viewform?usp=sf_link
Необходимые дидактические материалы:
- Компьютер с выходом в интернет.
НАЧАЛО УРОКА
- Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. (2 мин.)
- Мотивационный этап. (5 мин.)
–Ребята, ученикам начальной школы было дано задание «Подчеркнуть грамматическую основу предложения и указать, чем она выражена». Дети выполнили это задание по-разному. Посмотрите на слайд и скажите, какие варианты выполнения задания детьми могли быть и почему? (слайд 1).
а) Врач с больным прошли в кабинет.
Б) Жить – Родине служить.
В) Маша, видела сегодня звездопад?
- Что больше всего затруднило детей?
- Опираясь на эти примеры, сформулируйте тему нашего урока.
Тема «Способы выражения подлежащего».
- Какую цель на урок поставим?
Цель учащихся: закрепить (изучить) способы выражения подлежащего.
Необходимое оснащение:
- Компьютер с телевизором.
Необходимые дидактические материалы:
- Презентация.
УРОК
1.Актуализация. (7 мин)
- Дома вы самостоятельно изучили материал «Способы выражения подлежащего».
Составили конспект и выполнили тест.
Я просмотрела ваши тесты, результаты я озвучу чуть позже. А сейчас мы с вами проведем игру «Да-нет». На листах, которые лежат у вас на столах, проставьте против номера задания + (если вы согласны с утверждением), - (если не согласны). Учитель зачитывает вопросы.
Вопросы к игре «Да-нет».
- Подлежащее – главный член предложения, грамматически независимый. (+)
- Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении. (+)
- В роли подлежащего может выступать только существительное или личное местоимение. (-)
- В роли подлежащего может быть только одно слово. (-)
- Во фразеологизме каждое слово будет являться отдельным членом предложения.(-)
- Неопределённая форма глагола может быть подлежащим.(+)
- Прошло три дня. В этом предложении подлежащее выражено словосочетанием числительного с существительным.(+)
- В односоставном предложении может отсутствовать подлежащее.(+)
- В роли подлежащего не могут выступать междометия и звукоподражательные слова. (-)
- Обращение не может быть подлежащим. (+)
- Посмотрите на слайд и оцените по критериям свои ответы.
Критерии оценивания: (слайд 2)
«5» - верно 10.
«4» - верно 8-9.
«3» - верно 6-7.
«2» - меньше 6.
Необходимое оснащение: компьютер, телевизор.
Необходимые дидактические материалы:
- Карточки для ответов «Да-нет».
- Презентация (слайд 2) критерии оценивания игры «Да-нет».
- На столах у вас лежат листы продвижения. Цвет листа указывает на то, как вы усвоили материал дома. Я отсмотрела выполнение вами тестов: кто-то справился хорошо (красные листы); у кого-то были ошибки (зелёный цвет); а кто-то не выполнил или допустил много ошибок (фиолетовый цвет).Поэтому я рассадила вас сегодня по степени усвоения материала.
- В листах продвижения проставьте те оценки, которые вы получили за игру «Да-нет». Отложите листы.
-На партах у вас лежат задания и инструкции к их выполнению. Возьмите эти инструкции с заданиями, внимательно их изучите. Приступайте к работе.
- Закрепление полученных знаний (15 мин.)
Работа в разноуровневых группах.
1 группа. Учащиеся, усвоившие тему хорошо.
Задание выполни самостоятельно. Вставьте в текст подлежащие, выраженные формой, указанной в скобках.При выполнении задания можете пользоваться домашним конспектом.
_______________________________( неделимое словосочетание, выраженное именем собственным) работали в отряде первое лето. В конце сентября ________(местоимение в Им.п.) пошёл с ними в маршрут и простудился. Болело ________(сущ.в Им.п). Есть _____(личное местоимение) мог только то, что не нужно жевать. Из таких продуктов у нас имелась только ________________________(неделимое словосочетание). У поваров-практикантов оказались ________________________________(фразеологизм). Наварили __________(личное местоимение) такой каши, что пальчики оближешь. Но ____________________(неделимое словосочетание числительного и существительного) остались недовольны таким обедом.
- _____________(причастие) пусть едят вместе со всеми, нечего их раскармливать, - заявили ___________(сущ. в Им.п).
- ___________(неопределённая форма глагола) – не хоровод водить, только в беде друзья познаются, а вы…какие же вы друзья, если при первой трудности начали возмущаться, - сказали практиканты.
___________(определительное местоимение) вдруг покраснели, а повара-практиканты сказали: «Где ___________(сущ.в Им.п) прочна-там хорошо идут ________(сущ. В Им.п)
Оцените свою работу:
«5» -вставили все слова.
«4» - вставили 10-13 слов.
«3» - вставили 7-9 слов.
«2» - вставили менее 6 слов.
2 группа. Учащиеся, усвоившие тему недостаточно хорошо( работа в паре).
Задание выполните в паре: найдите в предложениях грамматическую основу, определите, чем выражено подлежащее. Запишите, распределяя по колонкам, предложения, учитывая способ выражения подлежащего.
Способ выражения | Пример |
Имя существительное в Им. п. | |
Местоимение в Им. п. | |
Имя числительное в Им. п. | |
Начальная форма глагола | |
Наречие | |
Прилагательное | |
Причастие | |
Неделимое словосочетание | |
Междометие |
- Завтра может больше не прийти.
- В саду горит костёр рябины красной.
- Громкое «ура» неслось со всех сторон.
- Всё вокруг покрыто пеленой тумана.
- Старый гораздо дороже ценит каждый миг жизни.
- Шестьдесят – это уже не двадцать.
- Жизнь прожить не поле перейти.
- Будущее уже ему не принадлежит.
- Мы с тобой осколки старой жизни.
- Проверьте свою работу по эталону. Оцените выполнение.
Критерии оценивания:
«5» - верно все 9 примеров.
«4» - верно 7-8 примеров.
«3» - верно 5-6 примеров.
«2» - верно менее 5.
Карточка для самопроверки.
Способ выражения | Пример |
Имя существительное в Им. п. | 2.В саду горит костёр рябины красной. |
Местоимение в Им. п. | 4.Всё вокруг покрыто пеленой тумана. |
Имя числительное в Им. п. | 6.Шестьдесят – это уже не двадцать. |
Начальная форма глагола | 7.Жизнь прожить не поле перейти. |
Наречие | 1.Завтра может больше не прийти. |
Прилагательное | 5.Старый гораздо дороже ценит каждый миг жизни. |
Причастие | 8.Будущее уже ему не принадлежит. |
Неделимое словосочетание | 9.Мы с тобой осколки старой жизни. |
Междометие | 3.Громкое «ура» неслось со всех сторон. |
3 группа. Учащиеся, не усвоившие тему (работа в паре/самостоятельно).
Задание для работы в паре:
- изучите внимательно опорный конспект. Расскажите правило друг другу в паре.
Подлежащее может быть выражено словом | |
1. Именем существительным (в И.п.) | Гости приехали утром. |
2. Местоимением (в И.п.) | Я был в музее. Каждый задумался. |
3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ. | Старшие помогали младшим. |
4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ. | Желающие могли покататься. Встречающие вышли на перрон. |
5. Именем числительным (в И.п.) | Два да два — четыре. Семеро одного не ждут. |
6. Наречием | Завтра не наступит никогда. |
7. Неопределенной формой глагола | Курить — здоровью вредить. Друга спасти – высшая честь. |
8. Междометием, звукоподражанием | Га-га-га слышалось на лугу. Далече грянуло ура. |
9.Частицей или предлогом. | «В» - непроизводный предлог. |
Подлежащее может быть выражено словосочетанием | |
1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.) | Мы с сестрой радовались. Подружились мы с тобой. |
2. И.п. числительного + Р.п. | После этого вечера прошло семь недель. |
3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п. | Пришло несколько новых журналов. |
4. Собир числит. + из + Р.п. | Трое из них приехали недавно. Двое из ларца одинаковых с лица. |
5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п. | Любой из нас готов помочь. Кто из нас не знает этого? |
| Семь пятниц на неделе у ленивого. |
- Самостоятельно заполни таблицу.
Прочитайте предложение | Напишите, чем выражено подлежащее |
Мать с сыном уехали в столицу. | |
Он уехал в столицу.
| |
Старший уехал в столицу. | |
Днём к Семёну приходили отдыхающие. | |
Двое уехали в столицу. | |
Любить – это прекрасно. | |
Настало и роковое послезавтра. | |
«Не» с глаголами пишется отдельно.
| |
Неслось со всех сторон «ау».
| |
У него открылось второе дыхание. |
- Обменяйся с соседом по парте карточками. Проверьте заполнение таблицы по эталону.
Карточка для самопроверки.
Прочитайте предложение | Напишите, чем выражено подлежащее |
Мать с сыном уехали в столицу. | Неделимое словосочетание |
Он уехал в столицу.
| Личное местоимение |
Старший уехал в столицу. | Имя прилагательное |
Днём к Семёну приходили отдыхающие. | причастие |
Двое уехали в столицу. | Собирательное числительное |
Любить – это прекрасно. | Неопределённая форма глагола |
Настало и роковое послезавтра. | наречие |
«Не» с глаголами пишется отдельно.
| частица |
Неслось со всех сторон «ау».
| междометие |
У него открылось второе дыхание. | фразеологизм |
Критерии оценивания:
«5» - верно все 10 примеров.
«4» - верно 8-9 примеров.
«3» - верно 5-7 примеров.
«2» - верно менее 5.
- Работу закончили. Выставьте себе оценки в Лист продвижения.
- Самостоятельная работа.( 12 мин.)
1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
После обеда никто не стал засиживаться в палатке.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) отрицательное местоимение
2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.
1) имя существительное
2) сочетание количественного числительного и существительного
3) количественное числительное
3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) словосочетание
4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Один из часовых услышал в лесу шорох.
1) числительное
2) имя существительное
3) словосочетание со значением избирательности
5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.
1) местоимение
2) собирательное числительное
3) имя существительное
6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны.
1) Словосочетание со значение совместности
2) местоимение причастие
3) имя существительное
7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.
1) неопределённое местоимение
2) сочетание неопределённого местоимения и существительного
3) отрицательное местоимение
8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Все шумели, галдели, возмущались.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) определительное местоимение
9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.
3) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали.
2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
Проверьте тест (слайд 3).
Ответы:
1.-3
2.-2
3.-3
4.-3
5.-2
6.-1
7.-2
8.-3
9.- 3
10.-2
- Проверьте ваши ответы и оцените себя.
Критерии:
«5» - верно 9-10.
«4»- верно 7-8.
«3»- верно 5-6.
«2» -менее 5 правильных ответов.
- Проставьте свои оценки в Листы продвижения. В последней колонке оцените свои знания по сегодняшней теме.
- Молодцы, вы хорошо поработали. Подпишите ваши карточки, на которых вы сегодня работали, и сдайте мне.
Необходимое оснащение: компьютер с телевизором.
Необходимые дидактические материалы:
- карточки для групп;
- эталоны для самопроверки;
- презентация с ответами для самостоятельной работы.
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
- Рефлексия ( слайд 4) (3 мин)
- Ребята,закончите фразы:
Сегодня на уроке я научился…
Мне было легко….
У меня вызвало затруднение….
- Домашнее задание:
Упр. 148 (всем обязательно)
Составить кроссворд по способам выражения подлежащего (дополнительно на оценку).
Необходимое оснащение: компьютер с телевизором.
Необходимые дидактические материалы:
- Презентация (слайд 4).
Лист продвижения Ф.И.__________________________
задание | Игра «Да-нет» | Работа с текстом/ Работа в парах | Самостоятельная работа | Самооценка (я знаю материал на…) |
оценка |
[1] Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,
[2] Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет публичное выступление. Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки публичного выступления и шкалу перевода баллов в отметку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс
Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Развитие образной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе (5 - 9 классы).
В статье рассматриваются пути изучения на уроках русского языка в 5-9 классах изобразительно-выразительных средств . Определёно и обосновано содержание материала относительно сдачи экзамена по Гиа и Е...
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...
Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения. Способы выражения".
Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения. Способы выражения"....
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...