Открытый урок по теме "Местоимение"
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Макеева Людмила Николаевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_mestoimenie.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме
"Местоимение как часть речи" (6-й класс)

Я о себе такого мнения:

 Огромна роль местоимения!

 Я делу отдаюсь сполна,

 Я заменяю имена.

Цели урока:

Образовательные:

обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»

контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»

расширение лексического запаса

расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

активизация самостоятельной деятельности

развитие познавательной активности

развитие орфографической зоркости, зрительной и слуховой памяти

развитие логического мышления, умения сравнивать, обобщать, классифицировать

Воспитательные:

воспитание коммуникативности

привитие культуры общения

воспитание интереса к предмету

пробудить уважение и любовь к родному языку

воспитание доброжелательности друг к другу

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к уроку. Слово учителя.

 Дорогие ребята, тема нашего урока - «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.

Все оценки , полученные в ходе урока за одиночные ответы и за задания общего характера  будут сегодня заноситься в оценочный лист, суммироваться, и  к концу занятия каждый из вас получит оценку за свою работу.

Задание 1. Работа с научным текстом (использование школьного этимологического словаря).Найти и рассказать, как образовано слово местоимение и что оно означает. Пока ученик работает со словарём, проводим устный опрос.

Устный опрос.

–Почему местоимение имеет такое название? Давайте посмотрим на эпиграф, может он нам подскажет ответ.

 (Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)

 –Чем отличается местоимение от этих частей речи?

 (Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

А теперь давайте прослушаем этимологическую справку и узнаем, как образовано слово «местоимение» и что оно означает.

Отвечает ученик (или ученики), который работал со словарём.

 Слово местоимение заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова антонимия (местоимение), которое сложено из анти (“вместо”) и онима (“имя”). В старославянском языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов вместо имени с прибавлением суффикса – й (-е). В результате фонетических изменений начальное в отпало. Сейчас в слово местоимение выделяется основа и окончание. 

Задание 2. Составление кластера

1этап. Один ученик у доски.

2 этап. Местоимения к разрядам подписывают разные ученики.

Задание 3. Работа по цепочке. Выписать местоимения из стихов, пословиц, указать их разряд, падеж (на каждой парте листок с заданием, текстами + на интерактивной доске).

С.А. Есенин:

 Я снова здесь, в семье родной,

 Мой край, задумчивый и нежный!

(Местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.)

М.Ю. Лермонтов:

Дам тебе я на дорогу

 Образок святой:

 Ты его, моляся богу,

 Ставь перед собой;

 Да, готовясь в бой опасный,

 Помни мать свою…

 Спи, младенец мой прекрасный,

 Баюшки-баю.

А.С. Пушкин:

Изведал враг в тот день немало,

 Что значит русский бой удалый,

 Наш рукопашный бой.

М.Ю. Лермонтов:

Белеет парус одинокий

 В тумане моря голубом!..

 Что ищет он в стране далекой?

 Что кинул он в краю родном?..

М. Горький:

 Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. (Нарисовать схему предложения )

М. Исаковский:

Во все века на русском хлебе

 Богатыри росли у нас.

 Так пусть же вновь растут такие,

 Чтобы, когда наступит срок,

 Нигде никто тебя, Россия,

 Перебороть ни в чем не мог.

(Комментарий орфограмм.)

А. Коваль:

Однажды куда-то на яхте

 Откуда-то

 Кто-то поплыл.

В. Брюсова

Мой милый маг, моя Мария, –

 Мечтам мерцающий маяк.

 Мятежны марева морские,

 Мой милый маг, моя Мария,

 Молчаньем манит мутный мрак…

 Мне метит мели мировые

 Мой милый маг, моя Мария.

Слово учителя. Вы обратили внимание на то, что все слова в стихотворении В. Брюсова начинаются с одной и той же буквы? Такое стихотворение называется “тавтограмма” (от греч. tauto – то же самое).

1) Всякому овощу своё время.

2) Своя земля и в горсти мила.

3) Это не ученье, а мученье.

4) Мелят день до вечера, а послушать нечего.

5) А где щи, тут и нас ищи.

6)  Всё хорошо, что хорошо кончается.

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют).

 Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..).

Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений.

Задание 4.

Используется взаимопроверка, оценка заносится в оценочный лист.

На каждой парте листок с заданием + на интерактивной доске.

Образуйте начальную форму местоимений:

ко мне (Д.п.) – я (1 лицо)

о чём-нибудь (П.п)-что-нибудь (неопределённое)

с тобой (Т.п.) – ты (2 лицо)

тому (Д.п)-тот (указательное)

о нас (П.п.) – они (3 лицо)

скольким (Д.п)-сколько (вопросительно-относительное)

к нам (Д.п.) – мы (1 лицо)

от него (Р.п.) – он (3 лицо)

без них (Р.п.) – они (3 лицо)

никаким (Т.п)-никто (отрицательное)

ОЦЕНКА:

5 - за 10 правильных ответов

4 - за 8,9 правильных ответов

3 - за 7,6,5 правильных ответов

Задание 5. Бинарный тест

Самопроверка, оценка заносится в оценочный лист.

Учитель зачитывает утверждения, а учащиеся ставят цифру 1, если данное утверждение является правильным, или 0, если высказанное утверждение является ложным.

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их.

Местоимение столько является указательным.

Определительные местоимения не изменяются по родам.

Местоимение – это служебная часть речи.

Местоимение некто не изменяется по падежам.

Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-.

В предложении местоимение может быть только  подлежащим и дополнением.

По грамматическим признакам местоимение похоже только на имя существительное.

Глагол нельзя заменить местоимением.

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.

Местоимение таков изменяется по родам и числам.

Ответы: (1100110011)

Оценка

5 - за 10 правильных ответов

4 - за 8,9 правильных ответов

3 - за 7,6,5 правильных ответов

Задание 6.Убери лишнее.

Используется взаимопроверка, оценка заносится в оценочный лист.

 На каждой парте листок с заданием + на интерактивной доске.

Убрать 3-е лишнее слово (+ (эти задания на усмотрение учителя ) подобрать правильное местоимение, которое подходит данному разряду, назвать разряд местоимения, которое лишнее в строке и т.д).

1) Каждый, всякий, себя (себя)

2) Никто, некто, некоторый (никто)

 3)Ничей, нисколько, некто (некто)

 4)Мой, твой, себя (себя);

 5)Тот, другой, такой (другой)

6) Кто-либо, что-то, где-нибудь (где-нибудь)

7)Они, с ней, ничьи (ничьи )

8)Себя, его, нас (себя)

9)Некоторый, чей, какой-то (чей)

10)Всякий, этому, сам (этому)

Оценка

5 - за 10 правильных ответов

4 - за 8,9 правильных ответов

3 - за 7,6,5 правильных ответов

Задание 7. (формат ЕГЭ)

Самопроверка, оценка заносится в оценочный лист.

1)Укажите строчку с притяжательными местоимениями:

 а) мой, заячий, лисий;

б) чей, свой, кошачий;

в) себя, рыбачий, наш;

г) который, лосиный, наш.

 д) мой, свой, твой.

2). Укажите строчку с определительными  местоимениями:

 а) некоторый, всякий, твой;

б) самый, мой, резкий;

 в) узкий, ваш, другой;

г) любой, другой, каждый;

д) низкий, такой, сам.

3). Укажите строчку с относительными  местоимениями:

 а) нисколько, несколько, сколько;

б) какой, самый, другой;

в) кто, некто, никто;

 г) который, сколько, каков;

 д) чей, мой, твой.

4). Укажите строчку с отрицательными местоимениями:

 а) некто, кто-либо, некого;

б) нечто, ничего; что-либо;

 в) никакой, какой, такой;

г) чей, наш, ничей;

д) никто, некого, ничей;

5). Укажите строчку с неопределенными местоимениями:

а) меня, себя, кто

б) некто, кое-кто, кто-нибудь

в) кое с кем, никакой, всякого

г) того, ему, тем

д) не о чем, о тебе, с ними

Ответы: 1-д,  2-г,  3-г, 4-д,  5-б

Оценка

5- за 5 правильных ответов

4- за 4 правильных ответа

3 – за 3 правильных ответа

Задание 8.Исправьте ошибки в предложениях.

 1. Гусь среди их был самый старый и степенный.

2.  Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

3. Я укорял меня за невнимательность.

4. Он хвастун: всё время хвалит самого его.

5. Мы с ими давно дружим.

6. Они ждали него.

7.Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

 Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

 «Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

 Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

 Детям надо наполнять ихние желудки».

 Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

 «Слушать я уже устал ейные упрёки.

 Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

 И такая дребедень происходит каждый день».

А.Хайт

Задание 10. Блиц-турнир.

 Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Какое отрицательное местоимение перешло в существительное и обычно употребляется в спортивных соревнованиях при равной борьбе? (ничья)
  2. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (я)
  3. Местоимение этот — личное? (нет, указательное)
  4. Какие местоимения мешают движению транспорта? (я, мы)
  5. Изменяются ли по родам отрицательные местоимения? (да, изменяются)
  6. Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
  7. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
  8. В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)

Задание 11. Игра «Доскажи пословицу»

 • Скажи мне, кто твой друг, и …

 • Кто много читает, тот …

 * Не все золото, что

А дальше ученики вспоминают пословицы и продолжают игру

Домашнее задание: найти и записать 5 пословиц с местоимениями, определить их разряд.

Слово учителя. Вспомните, пожалуйста, какие цели мы ставили в самом начале урока, смогли ли выполнить намеченное?

*На сегодняшнем уроке мы повторили теоретический материал, который изучали по теме “Местоимение”, закрепили знания по правописанию. На каждом уроке, кроме повторения и закрепления пройденного, необходимо получать и новые знания. Что нового мы узнали?

* Узнали о роли местоимений в художественной речи (усиливают экспрессивную окраску, придают художественной речи искренность, задушевность, взволнованность и т.д.);

* Познакомились с новыми языковыми приемами (тавтограммой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...