Урок по русскому языку в 5 классе на тему: Диалог. Качества хорошей речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок по развитию речи знакомит учащихся с понятием "диалог", закрепляет навыки правильно расставлять знаки препинания при диалоге, учит составлять и разыгрывать диалог, используя качества хорошей речи, интонационно правильно читать диалог, обогащает словарный запас учащихся. Урок имеет три цели: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную. Включает оборудование, используемое на уроке. Урок включает в себя три части: вступительная, в которую входит организационный момент и проверка домашнего задания; основная, которая включает в себя объяснение нового материала и закрепление знаний; заключительная, которая включает в себя итоги урока и домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rus_yaz_v_5_kl_dialog._kach_hor._rechi.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Диалог. Качества хорошей речи.
Цели:
образовательная: продолжить знакомство учащихся с диалогом, закреплять навыки правильно расставлять знаки препинания при диалоге; учить составлять и разыгрывать диалог, используя качества хорошей речи, интонационно правильно читать диалог; обогащать словарный запас учащихся;
коррекционно-развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся; навыки работы в парах, умение формулировать мысль;
воспитательная: воспитывать культуру общения.
Оборудование: иллюстрации, словарная работа, таблица «Качества хорошей речи», атрибутика к уроку: фонарь.
I Организационный момент
Психологическая целеустановка:
Сегодня мы должны быть внимательными, уметь слушать и слышать учителя и своего товарища, не перебивать друг друга, активно участвовать в уроке.
Ход урока.
- Вступительная часть.
- Проверка домашнего задания.
- С каким видом речевой деятельности мы познакомились с вами на прошлом уроке?
- Что такое диалог? (от греческого диа- два, логос- слово, диалог – это разговор двух или нескольких лиц).
- Что вы знаете о правилах ведения диалога? ( Во время диалога нужно соблюдать правила речевого этикета и соблюдать качества хорошей речи).
- - Ребята, какое у вас было домашнее задание? (Разыграть шуточный диалог на тему: «Если бы я был учителем»).
3. Разыгрывание диалога из домашнего задания.
- Достаточно интересный получился диалог у этого учителя с учениками.
- А соблюдала ли наша ученица правила хорошей речи с учениками?
-Какие правила хорошей речи она не соблюдала? (
-она не соблюдала правила речевого этикета,
-не давала высказаться ученикам,
-перебивала,
-кричала).
Итак, какой должна быть речь во время диалога?
- Давайте, ребята, вспомним, какие мы с вами знаем качества хорошей речи.
- У каждого из вас на партах есть по одному качеству хорошей речи, давайте перечислим и скажем, что означает каждое качество хорошей речи, начиная со слов: «речь должна быть…» (Правильной, точной, логичной, чистая, выразительной, богатой, уместной). Кто подзабыл, может обратиться к таблице на доске.
- Что значит речь должна быть правильной? (нужно соблюдать нормы литературного языка).
- Что значит речь должна быть точной? (Нужно свои мысли выражать точно).
- Что значит речь должна быть логичной? (нужно следить за порядком изложения мыслей).
- Что значит речь должна быть чистой? (нельзя в речи употреблять бранные слова, слова-паразиты).
- Что значит речь должна быть богатой? (Должен быть большой словарный запас у человека, и нельзя по нескольку раз повторять одни и те же слова).
- Что значит речь должна быть уместной? (Нужно учитывать, с кем говоришь и в какой обстановке).
Сегодня мы будем учиться правильно составлять и разыгрывать диалоги, учитывая правила хорошей речи.
Тема нашего урока : Диалог. Качества хорошей речи. (Запись темы урока на доске и в тетрадях.)
II Основная часть
Работа над темой урока.
- Перед тем, как вы услышите старинный анекдот, я хочу провести небольшую словарную работу.
Анекдот – маленький рассказ со смешным содержанием и неожиданным концом.
Мэр – глава городского правления.
- Внимательно прослушайте историю обращая внимание на интонацию, с которой говорят наши герои.
Это произошло в те времена, когда на улицах городов не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.
- Вы не читали моего приказа?
- Читал. Вот мой фонарь.
- Но в фонаре у вас ничего нет.
- В приказе об этом не упоминалось.
Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.
- Где фонарь?
- Вот он.
- Но в нём нет свечи!
- Нет есть. Вот она.
- Но она не зажжена!
- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу. И мэру пришлось издать ещё один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях, выходя ночью на улицу.
Вечером мэр снова налетел на того же гражданина…
- Какое качество хорошей речи не было свойственно мэру города? (Ему не была свойственна точность).
- Какие предложения по цели высказывания нам встречались? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
- Давайте прочитаем диалог по ролям, передавая чувства и настроение действующих лиц, соблюдая интонацию: автор, мэр, горожанин.
- Давайте сейчас с вами подумаем, каким может быть продолжение этой истории и придумаем ей продолжение, используя 3-5 реплик, а затем разыграем получившийся диалог.
- Что такое реплика? ( Фраза каждого действующего лица).
- Разыгрывание получившегося диалога.
Это произошло в те времена, когда на улице не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто ночью не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.
- Вы не читали моего приказа?
- Читал. Вот мой фонарь.
- Но в фонаре у вас ничего нет.
- В приказе об этом не упоминалось.
Наутро появился новый приказ и они снова встретились.
- Где фонарь?
- Вот он.
- Но в нём нет свечи!
- Нет есть! Вот она.
- Но она не зажжена!
- В приказе не было сказано зажигать свечу.
Наутро появился новый приказ и они снова встретились.
- Где свеча?
- Вот она.
- Я её не вижу!
- Она вся сгорела, а я не успел дойти до дома!
Наутро мэр издал приказ, чтобы свечи горели дольше.
6.
- Для того, чтобы наша речь была, правильной и вежливой, вспомните, какие ещё слова приветствия и вежливости нужно стараться использовать во время диалога? Перечислите. (Здравствуйте, доброе утро, извините и т.д.)
- Прочитайте совсем короткий диалог диалог.
Мама. - Доброе утро! Пора вставать!
Дочь. - Доброе утро, мамочка!
- Опишите ситуацию.
- Какие слова приветствия использовали здесь герои?
- Продлите этот диалог и разыграйте ситуацию
6. В этом задании вам нужно прочитать стихотворение по ролям, обращая внимание на особенности диалога.
(Автор, ёж, ёлка.)
А. Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки.
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
Ёж. Как твои иголки? –
А. Ёж спросил у ёлки.
Ёлка. Все целы. А как твой нос?
Ёж. Целый! –
А. Ёжик произнёс.
Ёж. Извини! –
А. Промолвил ёж, еле сдерживая дрожь.
Ёлка. Извини и ты, сосед!
А. Ёлка скрипнула в ответ.
- Скажите, о чём это стихотворение?
- Назовите участников диалога.
-Какие особенности речевого этикета соблюдали герои? (вежливость и внимательное отношение друг к другу).
-Прочитайте, в каких репликах диалога отразилось вежливое и внимательное отношение друг к другу его участников.
- Сделайте вывод, который у нас на доске.
Вывод: Ёж и ёлка при ночной
встрече на опушке
не сказали ни одной
колкости друг дружке.
- Какие по вашему мнению правила хорошей речи соблюдали герои, просто перечислите. ( они соблюдали правила речевого этикета, их речь была, выразительной, точной, вежливой).
Разминка.
- Творческое задание.
- Прейдем ещё к одному творческому заданию, где будем работать в парах.
-Перед вами иллюстрация. (С изображением школьников, приветствующих учителя).
- Какая ситуация изображена на этой иллюстрации?
- А теперь просмотрите отрывок из журнала «Ералаш», как могут ребята приветствовать учителя.
- А как вы приветствуете учителя? Подумайте и разыграйте ситуацию встречи учителя и учеников.
- Письменная работа. Запись получившегося диалога в тетрадь.
- Давайте вспомним правила, как оформляется диалог на письме.
- Как мы будем писать каждую реплику?
- Какие предложения по цели высказывания вы будите использовать? (вопросительные, побудительные, повествовательные).
- Чтение получившихся диалогов.
- Взаимопроверка работ с исправлением ошибок простым карандашом.
- Заключительная часть.
- Итоги урока.
Сегодня на уроке мы учились составлять и разыгрывать диалоги.
- Зачем нужен диалог в нашей речи?
- Часто ли вам приходится быть участниками диалога?
- Какие правила ведения диалога являются обязательными?
Во время диалога нужно быть:
-вежливыми;
-воспитанными;
- соблюдать качества хорошей речи.
- Домашнее задание.
С. 98, упр. 363 составить по картинке диалог по схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
План-конспект урока по русскому языку с использованиемЭОР по теме"Частица как часть речи".
План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР по теме" Частица как часть речи"....
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг...