Проект урока «Правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Название учебного предмета | Русский язык |
Класс | 6 А класс |
Время | 9.05- 9.40. |
УМК | М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов |
Тема урока | «Правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель, задачи | ЦЕЛЬ: Создание условий для усвоения обучающимися новой орфограммы – правописание букв -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-. ЗАДАЧИ: Задачи: •Познавательные: научиться находить слова с корнями -кас- и -кос- в тексте; продолжить обогащать словарный запас. • Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся. • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности. |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточные карточки с текстами, учебник. |
Планируемые результаты | |
|
|
|
|
|
|
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения |
|
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Этап мотивации | Учитель смотрит в бинокль. -Ребята, что у меня в руках? -Для чего предназначен бинокль? -А кто пользуется этим предметом? (путешественники) - Мы сегодня будем путешественниками. -Скажите, какие качества характерны для путешественника? (любознательность, упорство, рассудительность) -Друзья, каждый путешественник имеет карту. У вас на столах лежат карты. Подпишите их пожалуйста. Учитель снова смотрит в бинокль. -Знаете, что я вижу? Я вижу ваши взгляды. Они полны желания начать наше путешествие. -В путь! (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Личностные УУД: проявляют положительный настрой на работу, готовность и способность к саморазвитию
|
2.Постановка цели и задач урока. | Учитель смотрит в бинокль -Ребята, что я вижу!!!!! На нашем пути кто-то появился. Кажется, я знаю этих ребят. Давайте с ними познакомимся. (слайд 1) «Жили–были на свете два брата чередующиеся корни Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. Кас думал, что у него тоже нет друзей. Но он был не прав. -Ребята, какова тема урока? -Давайте решим, чему нам предстоит научиться? | Дети слушают сказку. Решают проблему совместно. Определяют тему урока, задачи | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование учебной деятельности Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Этап открытия новых знаний. | -Ребята, поможем брату Кас найти друга? - Нам на помощи пришли слова: касаемся прикосновение прикасаться коснулся. - Что вы заметили в написании этих слов? -Получается, что КАС нашёл своего друга! -Итак, на нашем пути встретились два брата : КАС и КОС. Мы выяснили, что КАС не может обходиться без друга, а КОС обходится и без друзей. -Как вы думаете, братья могут чем – то нам помочь в путешествии? Берём их с собой! | Проблемное обучение Дети обосновывают свои ответы и выводят правило. | Личностные УУД: осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Предметные УУД: определение правила о выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-. Познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
4.Усвоение новых знаний | Учитель смотрит в бинокль -Ребята, я вижу на нашем пути старца. -Кто такой старец? (Ста́рец – опытный подвижник, имеющий духовную мудрость) - И он приготовил нам задание. -Нам необходимо расшифровать запись и найти в этой зашифровке слова, которые похожи на товарищей -братьев. Выписать слова в составе словосочетания в карту путешествия. Работаем в группе. Путешественники ощущают малейшее прикосновение. Вот ветка коснулась лица. Прикосновение легкого ветерка было тоже приятно. Мы увидели, как ветви березы касались необыкновенных цветов. Во время путешествия нельзя прикасаться к незнакомым растениям. -Какие слова вы нашли? Выписали? -Поставьте, пожалуйста, в карте путешествия отметку о выполнении задания старца. | Дети работают в группах. Дети расшифровывают текст, находят слова и выписывают их в план путешествия. Комментируют задание. Выставляют отметку. | Предметные УУД: закрепление знаний о выборе гласных -о- и -а- в корнях -кас-, -кос-. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок. |
5.Применений знаний и умений в новой ситуации. | Учитель смотрит в бинокль - Друзья, кажется, я вижу еще кого-то. - Это пророк. Кто такой пророк? (Предсказатель будущего). Он хочет нам поведать предсказание: Братья-близнецы Кас - Кос будут жить в мире в мире и согласии. Но однажды их мирная жизнь будет нарушена. Встретятся им на путь коварные странники (косарь и косичка) и спокойствию братьев придет конец. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше»- будут молвить они. Засомневается корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!) - Как быть корню КОС? - Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка похожими на слова с чередованием корней кос – кас? -Какое значение имеют корни с чередованием КАС КОС? (Дотрагиваться до кого-либо или чего-нибудь. - Затрагивать что-нибудь в разговоре, письме. - Иметь отношение к кому-нибудь или чему-нибудь) --Можем мы путников назвать родственными словами? - Такие корни называются омонимичными. Почему? (одинаково звучат, но имеют разное значение).коса «прическа» коса «орудие» косой – «не прямой» -Пророк приготовил нам задание: (Ребята в группе выбирают слова) -Ребята, назовите словосочетания, не относящиеся к орфограмме КАС-КОС? -Друзья, отметьте в листе путешествия, как вы справились с заданием пророка? | Работа в группе на карточке. Коллективная проверка. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Предметные УУД: закрепление умения находить в тексте исключения из правила. Познавательные УУД: анализ, синтез, умение доказывать. Коммуникативные УУД: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
6.Физкультминутка от атлета (2 мин.) | Учитель смотрит в бинокль. Я вижу на нашем пути АТЛЕТА. -Друзья, кто такой атлет? (Спортсмен, занимающийся атлетикой) -Атлет хочет проверить наши спортивные способности: Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. -Скажите, сложно было выполнить спортивное задание от Атлета? -А услышали вы слово с орфограммой КАС-КОС в корне слова? | Выполняют упражнения. | Личностные УУД: осознают важность сохранения и укрепления здоровья. |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: коррекция знаний | - Друзья – путешественники! Атлет нам приготовил еще одно задание. Хочет проверить наши умственные способности. Заполните пробелы в тексте индиВидуалЬнО. !!!!! (раздаются карточки, слабым ученикам слова для справок.) Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________. Только бы не _____________ планки. Лечу по ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________! - Ну что, ребята. Получилось? Давайте проверим, какие слова вы вставили. Ответ: Бежишь, едва касаясь земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают касание. Только бы не коснуться планки. Лечу по касательной и вижу только небо над головой! Ура! Не коснулся! Удачное приземление. Как хорошо, что не было касания! - Отметьте в карте по пятибалльной шкале, как вы справились с заданием. | Выполняют работу, оценивают себя | Регулятивные УУД коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование Познавательные УУД Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Коммуникативные УУД Умение оценивать действия одноклассников. |
8.Домашнее задание | Домашнее задание на карточке. | Записывают домашнее задание в дневники | Познавательные УУД: читать и понимать информацию, принимать общие действия для решения конкретных практических задач. Регулятивные УУД: ставить, понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действие самоконтроля. |
9.Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Друзья, скажите, пожалуйста, встреча с кем вам запомниться? - Какое правило нам поведали герои? -Я вам приготовила подсказку. -Давайте вместе прочитаем стихотворение! - Я запомню встречу с вами. Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо. -Оцените свою работу на уроке с помощью карт, внутри группы обменяйтесь картами и поставьте друг другу отметки. Сдайте карты мне. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Регулятивные УУД: рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность, самооценка на основе критерия успешности . Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач) Личностные УУД: адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Правописание чередующихся гласных О-А в корнях лаг-лож"
Урок дан на окружном конкурсе "Учитель года - 2011"...
Презентация к уроку "Правописание букв "ы" - "и" после "ц".
Презентация к уроку "Правописание букв "ы" - "и" после "ц". Это первый урок, знакомство с новым материалом. Даны упражнения для повторения ранее изученного материала, задания по новой теме....
Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник: русский язык 5 класс в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...
План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...
Тема урока: «Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»
Тема урока: «Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»...
План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»
План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...
Правописание букв О и Ё в корнях слов
Данная презентация станет отличным дополнением к уроку по правописанию букв О И Ё в корнях слов...