Методическая разработка по русскому языку " Задания по функциональной грамотности"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Никулина Виктория Эдуардовна

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

  1. Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний.
  2. В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятна учащимся.
  3. Контекст заданий носит проблемный характер (близок проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни).
  4. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
  5. Вопросы изложены простым ясным языком.
  6. Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области.
  7. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_fg_k_uroku_funktsionalnye_stili._nikulina_v.e.docx241.08 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

                                                Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

  1. Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний.
  2. В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятна учащимся.
  3. Контекст заданий носит проблемный характер (близок проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни).
  4. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
  5. Вопросы изложены простым ясным языком.
  6. Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области.
  7. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы
  8. Задание требует ответа на вопрос: как поступить?

Приложение 1

                 Задания к тексту  из отрывка  автобиографической трилогия  Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность"

1. .. Большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон….                                                                                                Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. ..                                                                                                                                                                                                                                               Но только что мы трогаемся, ослепительная молния, мгновенно наполняя огненным светом всю лощину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровождается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами…

Характеристики заданий и система оценивания

ЗАДАНИЕ 1. Определите стиль речи, охарактеризуйте языковые средства, назовите сферу употребления, цель употребления.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: - общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла - выявление информации
  • Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста 
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Объект оценки: задание с несколькими верными ответами
  • Максимальный балл: 2

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

1.Художественный стиль.                                                                                                                                                             2. Лексические особенности стиля  (Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, «задрожала осиновая роща- это олицетворение).                                                                                                   3. Сфера употребления стиля (рассказ).                                                                                                                                                  4. Цель употребления стиля (воздействия на читателя).

1

Даны 1-2 верных ответа и никакие другие ИЛИ 3 верных ответа и 1

неверный.

0

Другие варианты ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте предложения А, Б, В, Г. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

(А) Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. 
(Б) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. 
(В) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. 
(Г) Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: чтение для образовательных целей, научные знания и открытия
  • Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором
  • Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
  • Максимальный балл: 2

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

•        (В) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам.

•        (А) Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта.

•        (Г) Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

•        (Б) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

1

Выбраны 1-2 верных ответа и никакие другие ИЛИ 3 верных ответа и 1

неверный.

0

Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 3.  Приём «Ассоциации».

Гроза картинки - 73 фото

ЗАДАНИЕ 3.  Приём «Ассоциации»

1. О каком явлении природы пойдёт речь?

2. Какую картину Вы представляете, когда надвигается гроза?

3. Что общего у грозы и чувства негодования?

4. А грозы и погремушки?

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: чтение для образовательных целей, научные знания и открытия

• Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

• Контекст: образовательный

• Тип текста: несплошной

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с выбором нескольких ответов

• Объект оценки: понимать графическую информацию

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

1. О каком явлении природы пойдёт речь?

2. Какую картину Вы представляете, когда надвигается гроза?

3. Что общего у грозы и чувства негодования? (развиваются стремительно)

4. А грозы и погремушки? (звук, форма, движения резкие).

1

Даны -2 верных ответа и никакие другие ИЛИ 3 верных ответа и 1 неверный.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Приложение 2.

Воспользуйтесь фрагментом текста  из «Справочника школьника», расположенном ниже. Выполните задание.

Гроза – это природное явление, представляющее собой возникновение электрических разрядов между намагниченными кучево-дождевыми облаками и земной поверхностью, гроза характеризуется еще сильными шквалистыми ветрами и ливневыми осадками, нередко с градом. Явление сравнительно недолговременное; отдельная  гроза редко продолжается более 2 ч.

Молния представляет собой атмосферный разряд гигантского размера, сопровождающийся световой вспышкой и звуковым сопровождением. Каналы молнии на небе выглядят как сияющие ветви дерева. Стихия сопровождается ливнями, градом, порывистым ветром.

ЗАДАНИЕ 1. Определите стиль речи, охарактеризуйте языковые средства, назовите сферу употребления, цель употребления.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: - общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла - выявление информации
  • Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста 
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Объект оценки: задание с несколькими верными ответами
  • Максимальный балл: 2

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

 1. Научный стиль. 2. Сфера употребления стиля (справочник). 3. Лексические особенности стиля: для описания общего понятия или явления используются термины и профессионализмы (электрические разряды,  намагниченные кучево-дождевые облака, сильными шквалистые ветры, ливневые осадки; атмосферный разряд). 4. Цель употребления стиля (передача информации и доказательство её истинности ).

1

Выбраны 1-2 верных ответа и никакие другие ИЛИ 3 верных ответа и 1 неверный.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 2.    1. Составьте ПАМЯТКУ, используя предложенные слова,  озаглавьте. Значение незнакомых слов найдите, используя интернет и другие источники информации.  Определите  СТИЛЬ получившегося текста.                                                                                                                                                      2. Если у вас остались неиспользованные слова, объясните, почему вы не сумели ими  воспользоваться.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: чтение для образовательных целей, научные знания и открытия
  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: формулировать собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, высказывать и обосновывать собственную точку зрения .
  • Максимальный балл: 2

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

1. Старайтесь не гулять в грозу. Если к Вам приближается грозовая туча, в большинстве случаев Вы успеваете от неё уйти.

2. Избегайте открытой местности. Если Вы по какой-то причине остались в поле один на один с грозой,

спрячьтесь в любом возможном углублении: канавке, ложбинке или самом низком месте поля, сядьте на корточки и пригните голову. Лежать на мокрой земле во время грозы не рекомендуется.

3. Избегайте воды.

Вода – отличный проводник тока.

4. Старайтесь спрятаться.

Прячась под деревьями, не забывайте о том, что молния чаще всего попадает в самые высокие из них (дуб, тополь, сосна). Так что чем меньше деревце, под которым вы нашли убежище, тем лучше.

5. Не суетитесь.

Хотя очень хочется, от грозы не нужно бежать. Чем шире ваш шаг, тем опаснее для вас удар молнии. Не стоит так же передвигаться на велосипедах и мотоциклах.

6. Остерегайтесь опасных предметов.

* Не желательно находиться у костра, потому что у нагретого воздуха проводимость для молнии больше.

* Крайне неразумно пережидать грозу возле линии электропередач. Электричество в любом виде притягивает молнию.

спрячьте зонтик в сумку!

Всегда легче предупредить несчастный случай, чем потом страдать из-за него.

Будьте осторожны и цените своё здоровье!

1

Даны 2 верных ответа и никакие другие ИЛИ 3 верных ответа и 1 неверный.

0

Ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: чтение для образовательных целей, научные знания и открытия
  • Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором
  • Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
  • Максимальный балл: 2
  • Способ проверки: программой

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

 Выбраны следующие ответы и никакие другие:

Является ли данное утверждение верным или

неверным?

Верно

Неверно

Гроза характеризуется сильными шквалистыми ветрами и снегом

Отдельная  гроза редко продолжается более 2 ч

Молния представляет собой атмосферный разряд гигантского размера

Стихия сопровождается ливнями, снегом, порывистым ветром

1

Выбраны 1-2 верных ответа и никакие другие ИЛИ 2 верных ответа и 1 неверный.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Приложение 3.

ЗАДАНИЕ 1. Творческая работа с текстом. Приём «Метаморфозы».

Чтение текста (раздаточный материал). Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения. Исправьте текст согласно требованиям к оформлению заявления

Отпустите завтра меня, пожалуйста, потому что на улице будет гроза, и я не смогу приехать.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: чтение для образовательных целей, научные знания и открытия
  • Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
  • Контекст: образовательный
  • Тип текста: сплошной
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в тексте, интегрировать и интерпретировать
  • информацию
  • Максимальный балл: 1

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Творческая работа с текстом. Приём «Метаморфозы».

 Прошу Вас отпустить меня 13.04.2023 г. с учебных занятий в связи с погодными условиями.

1

Дан верный ответ .

 

0

Другой ответ или ответ отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Методическая разработка по русскому языку. Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс.

Методическая разработка по русскому языку.Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс....

Методическая разработка. Урок русского языка в 10 классе. Готовимся к ЕГЭ: задание 16

В разработке представлена презентация и задания к уроку....

Cценарий внеклассного мероприятия по физике: "Физика, искусство и ... медицина".Эта методическая разработка сценария актуальна для поднятия уровня функциональной грамотности учащихся и преследует широкий спектр целей обучения и воспитания.

Цели внеклассного мероприятия по физике:1. Показать универсальность и всеобъемлющий характер физики, которая служит не только научно-техническому прогрессу, но и миру чувств и вдохновения.2. Способств...

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 11 класса по теме "Подготовка к ЕГЭ. Практикум по заданиям 4-15"

Презентация позволит закрепить материал по заданиям №№ 4-15 тестовой части ЕГЭ или проверить качество подготовки учащихся...

Методическая разработка по русскому языку .Выполнение задания 27 ЕГЭ в 11 классе

Методическая разработка по русскому языку .Выполнение задания 27 ЕГЭ в 11 классе...

Методическая разработка урока русского языка с использованием заданий по развитию функциональной(читательской) грамотности 6 класс

Использование  заданий по развитию функциональной (читательской) грамотности на уроке русского языка в 6кл....