Урок русского языка в 10 классе "Язык как система. Единицы и уровни языка, их связи и отношения."
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Урок русского языка в 10 классе для учащихся очной и заочной форм обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_v_10_kl_dlya_portfolio.odt24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 10 класс

Тема: «Язык как система. Единицы и уровни языка, их связи и отношения»

Цель урока: 1) активизировать знания учащихся об общественной природе

                     языка;

2) сформировать понятие о языке как системе;

3) рассмотреть структуру языка;

4) проанализировать языковые ярусы;

5) совершенствовать коммуникативно-речевые умения составлять устные высказывания на заданную тему;

6) развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

7) совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Содержание(цель) этапа

Время(мин)

1

Оргмомент

Нацелить учащихся на урок

1

2

Словарный диктант

Отработать орфографические умения

6

3

Вступительное слово учителя

Актуализировать знания учащихся о языке как системе, рассмотреть уровневую структуру и основные единицы каждого уровня

7

4

Физкультминутка

Здоровьесбережение учащихся

1

5

Самостоятельная работа

Совершенствовать коммуникативно-речевые  умения учащихся создавать устные сообщения

7

6

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом

Совершенствовать коммуникативно-речевые умения анализировать текст

7

7

Физкультминутка

Здоровьесбережение учащихся

1

8

Проверочная работа

Актуализировать знания учащихся о функциях языка, отработать правописные умения и навыки

7

9

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические знания, полученные на уроке

3

 Ход урока

1. Оргмомент.

2. Словарный диктант

Увядать от засухи,таинственный старожил села, избирательная кампания, выращенный осинник, блистательные показатели на периферии, удивительное наслаждение, ослепительная зарница, Охладить разгоряченного ровесника, облаченный в непромокаемый плащ, зачастили обложные дожди, произрастание озими, увлеченно ровнять дорожки, выгоревшие деревья скрипели и трещали, заскочил примирить сверстников.

- Сформулируйте правила написания: 1) безударных гласных в корне, 2) слов с чередующимися корнями.

-Обоснуйте написание слов с -нн-.

3. Вступительная беседа.

«Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его», - утверждал Николай Васильевич Гоголь.

-Что такое язык? Язык — это средство общения людей друг с другом, это средство выражения народного духа, сознания, мышления.

Без языка общество не может существовать, поэтому естественным представляется желание познать свой язык, его структуру, особенности и закономерности функционирования.

-Как называется наука, изучающая законы языка? Лингвистика-это наука о языке, его структуре, природе, сущности, его роли в обществе, связи с мышлением, народом, культурой. В лингвистике существует много определений языка. Например, язык — это система фонетических, лексических и грамматических средств выражения мыслей и чувств.(ДЭ Розенталь) У ИА Фигуровского мы находим: «Язык — это система знаков, служащая формой выражения мыслей и средством общения между людьми». Из определений следует, что язык — это система.

-Что такое система? Это совокупность элементов,расположенных в определенном порядке.

Следовательно, язык тоже состоит из ряда составляющих его компонентов, которые взаимодействуют друг с другом и посредством  этого образуют единое целое — язык. Таким образом, язык -это особая система знаков, служащая средством общения и выражения мыслей.

- Из каких элементов состоит язык? Из языковых единиц. Это тот строительный материал, из которого складывается языковая постройка.Всего в языковой постройке имеется четыре этажа, яруса. Это фонетический ярус, морфологический, лексический и синтаксический. На каждом ярусе «живут и работают» свои единицы языка.

- Назовите единицы языка, работающие на первом, фонетическом ярусе.(Это фонема, но не звук, который является единицей речи.) Фонема — минимальная единица языка, выполняющая смыслоразличительную функцию. Например, слова луг и лук имеют одинаковый звуковой состав, но разграничивает эти слова по смыслу последняя фонема: в первом случае звук [к] является представителем фонемы <г>, а во втором — представителем фонемы  <к >.

- Укажите причину смысловых различий в следующих словах: пруд — прут, молод — молот, вел — вол.

- Как вы считаете, какая дисциплина изучает звуковой состав языка? (Фонетика)

- Укажите единицы языка морфологического яруса. Морфемы — это мельчайшие значимые единицы языка. Так же, как и фонема, морфема не способна употребляться самостоятельно: морфема является частью слова.

- Перечислите известные вам морфемы. Это приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс.

Есть слова, которые состоят из нескольких морфем, а есть слова, которые состоят из одной морфемы(указательное местоимение тут состоит из одной корневой морфемы).

-Выделите морфемный и фонетический состав слова судья.

- Назовите единицы лексического яруса. Это слова. Слово — знаменательная единица языка, которая называет предметы, явления, обозначает понятия. Слово характеризуется единством лексической и грамматической сторон. Например, слово паритет»: лексическое значение — обозначает равенство; грамматическое — имя существительное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

-Какие разделы лингвистики изучают лексический состав языка?(Лексикология, фразеология, ономастика — наука об именах собственных, об их происхождении и историческом изменении.)

- Какие единицы живут на последнем этаже языкового дома?(Словосочетание, предложение — единицы синтаксического яруса, текст же является одновременно единицей языка и речи.

- Что такое словосочетание? Это соединение двух и более знаменательных слов на основе подчинительной связи(берег реки. Яйцо всмятку)При образовании словосочетания необходимо подбирать лексическую единицу языкового яруса в соответствии с правилами лексической и грамматической сочетаемости. Например, заведующий отделом, кафедрой, но не кафедры и тем более не буфетом.

- Что такое предложение? Это законченная в структурном и интонационном плане единица языка, выражающая определенную мысль.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий синтаксический строй языка .(Синтаксис)

Каждый ярус своеобразен, и переход от одного к другому порождает изменение качества единиц и их функций. Особенность языковых единиц заключается в том, что они формируются на низшем ярусе и определяют его специфику, а реализуются на следующем ярусе в составе единиц более высокого порядка. Например, фонемы живут на фонетическом ярусе, а работают на морфологическом в составе морфем. Морфемы же создают слова — единицы лексического яруса. Из слов образуются словосочетания, а из последних — предложения. Группа связанных предложений по смыслу — текст. Таким образом, единицы языка нижестоящих ярусов входят в состав единиц высших ярусов, а значит, между ними наблюдаются отношения иерархической подчиненности: тексту подчиняются предложения, а предложению — словосочетания, словосочетание «руководит» словами, а слова — морфемами, морфемам подчиняются фонемы.

- Как вы считаете, фонема подчиняется словосочетанию? (Конечно, так как словосочетание состоит из фонем, его можно охарактеризовать с точки зрения фонемного состава).

4/Физкультминутка.

5. Самостоятельная работа учащихся.

-Выполните упражнение 270.

- Как вы понимаете сочетание «активизирует свои динамические тенденции»? (Активизирует свои возможности изменяться)

 

6. Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.

- Выполните следующие задания к тексту упражнения 270.

А1 Какое предложение выражает основную мысль текста?

1) Новое политическое мышление требует и новых речевых средств.

2) Наш язык требует постоянного пристального внимания.

3) В наши дни русский язык активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего развития.

4) Язык развивается по своим внутренним законам.

А2 Какое из утверждений соответствует мыслям автора?

1) Язык подчиняется законам «внешнего воздействия».

2) Единицы морфологического и синтаксического яруса более подвержены изменениям.

3) Сейчас уже определены пути развития русского языка.

4) Появление новых устойчивых выражений обусловлено воздействием на язык «внешних стимулов».

А3 Определите стиль и тип речи.

1) Публицистический стиль, рассуждение.

2) Публицистический стиль, повествование.

3) Художественный стиль, описание.

4) Научный стиль, рассуждение.

А4 Какие уровни языка наиболее чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе?

1) Фонетический уровень.

2) Морфологический уровень.

3) Лексический уровень.

4) Синтаксический уровень.

А5 Какие уровни языка наиболее устойчивы к изменениям?

1) Фонетический уровень.

2) Морфологический уровень.

3) Лексический уровень.

4) Синтаксический уровень.

А6 В каком предложении автор говорит о функциях языка?

1) В последнем предложении второго абзаца.

2) В последнем предложении третьего абзаца.

3) Во втором предложении третьего абзаца.

4) Во втором предложении последнего абзаца.

А7 Как вы думаете, что имел в виду МВ Ломоносов, говоря об упорядочении средств общения?

1) Разграничение языковых средств в соответствии с уровневым строением языка.

2) Стилистическую перегруппировку языковых единиц.

3) Использование необходимого языкового средства определенной стилистической окраски в соответствии со сложившейся речевой ситуацией.

4) Ограничение употребления фразеологических выражений.

А8 Выпишите все устойчивые сочетания из третьего абзаца.

А9 Охарактеризуйте последнее предложение второго абзаца.

1) сложносочиненное предложение;

2) простое предложение с однородными членами;

3) сложноподчиненное предложение;

4) бессоюзное сложное предложение.

А10 Выпишите из этого предложения словосочетание со связью примыкание.

(Ответы: А1-3; А2-4; А3-1; А4-3; А5-2,4; А6-2; А7-3; А8-пристальное внимание, бережная забота, переломный этап; А9-3; А10-живо реагируют)

Проверочная работа.

-Запишите предложение Высокий уровень функционирования русского языка, безусловно, открывает широкие, безграничные возможности для его разнообразного употребления во всех сферах общественной жизни; посредством русского языка может быть передана разнообразная информация и выражены тончайшие оттенки мысли, наконец, на русском языке создана получившая международное признание художественная, научная и техническая литература. (По МВ Панову)

- О каких функциях языка говорит МВ Панов? (Информативная, коммуникативная, когнитивная)

- Какие функции языка вам еще известны? (Экспрессивная, эмотивная, агитационная и другие).

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

- Укажите морфемный состав слова «получившая».

Подведение итогов урока.

Фронтальная беседа:

- Что такое язык?

- Почему язык образует систему?

- Назовите уровни(ярусы) языка.

- Назовите основные единицы языка.

- Какие отношения наблюдаются между единицами языка?

- Почему язык — это особая система знаков?

- Какие единицы языка быстрее всего реагируют на изменения в общественно — политической жизни? Почему?

- Перечислите функции языка.

- Какие функции языка раскрывают его природу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Проектирование урока русского языка в 9 классе: "Сложносочиненное предложение: его строение и виды связи в нем"

Данная разработка-попытка представить опыт проектирования урока в деятельностной парадигме. В основе системно-деятельностный подход, основанный на формировании субъектной позиции, помогающей определит...

Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Основные единицы синтаксиса"

Методическая разработка урока, содержащая в себе как работу по указанной теме, так и подготовку к ОГЭ....

Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...

Открытый урок русского языка в 5-м классе на муниципальном уровне на тему: «Словосочетание. Обобщение»

               Открытый    урок      русского языка в 5-м классе      на муниципальном уровне...