Урок русского языка в 10 классе "Язык как система. Единицы и уровни языка, их связи и отношения."
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Урок русского языка в 10 классе для учащихся очной и заочной форм обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_v_10_kl_dlya_portfolio.odt | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 10 класс
Тема: «Язык как система. Единицы и уровни языка, их связи и отношения»
Цель урока: 1) активизировать знания учащихся об общественной природе
языка;
2) сформировать понятие о языке как системе;
3) рассмотреть структуру языка;
4) проанализировать языковые ярусы;
5) совершенствовать коммуникативно-речевые умения составлять устные высказывания на заданную тему;
6) развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;
7) совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание(цель) этапа | Время(мин) |
1 | Оргмомент | Нацелить учащихся на урок | 1 |
2 | Словарный диктант | Отработать орфографические умения | 6 |
3 | Вступительное слово учителя | Актуализировать знания учащихся о языке как системе, рассмотреть уровневую структуру и основные единицы каждого уровня | 7 |
4 | Физкультминутка | Здоровьесбережение учащихся | 1 |
5 | Самостоятельная работа | Совершенствовать коммуникативно-речевые умения учащихся создавать устные сообщения | 7 |
6 | Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом | Совершенствовать коммуникативно-речевые умения анализировать текст | 7 |
7 | Физкультминутка | Здоровьесбережение учащихся | 1 |
8 | Проверочная работа | Актуализировать знания учащихся о функциях языка, отработать правописные умения и навыки | 7 |
9 | Подведение итогов урока | Обобщить теоретические знания, полученные на уроке | 3 |
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Словарный диктант
Увядать от засухи,таинственный старожил села, избирательная кампания, выращенный осинник, блистательные показатели на периферии, удивительное наслаждение, ослепительная зарница, Охладить разгоряченного ровесника, облаченный в непромокаемый плащ, зачастили обложные дожди, произрастание озими, увлеченно ровнять дорожки, выгоревшие деревья скрипели и трещали, заскочил примирить сверстников.
- Сформулируйте правила написания: 1) безударных гласных в корне, 2) слов с чередующимися корнями.
-Обоснуйте написание слов с -нн-.
3. Вступительная беседа.
«Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его», - утверждал Николай Васильевич Гоголь.
-Что такое язык? Язык — это средство общения людей друг с другом, это средство выражения народного духа, сознания, мышления.
Без языка общество не может существовать, поэтому естественным представляется желание познать свой язык, его структуру, особенности и закономерности функционирования.
-Как называется наука, изучающая законы языка? Лингвистика-это наука о языке, его структуре, природе, сущности, его роли в обществе, связи с мышлением, народом, культурой. В лингвистике существует много определений языка. Например, язык — это система фонетических, лексических и грамматических средств выражения мыслей и чувств.(ДЭ Розенталь) У ИА Фигуровского мы находим: «Язык — это система знаков, служащая формой выражения мыслей и средством общения между людьми». Из определений следует, что язык — это система.
-Что такое система? Это совокупность элементов,расположенных в определенном порядке.
Следовательно, язык тоже состоит из ряда составляющих его компонентов, которые взаимодействуют друг с другом и посредством этого образуют единое целое — язык. Таким образом, язык -это особая система знаков, служащая средством общения и выражения мыслей.
- Из каких элементов состоит язык? Из языковых единиц. Это тот строительный материал, из которого складывается языковая постройка.Всего в языковой постройке имеется четыре этажа, яруса. Это фонетический ярус, морфологический, лексический и синтаксический. На каждом ярусе «живут и работают» свои единицы языка.
- Назовите единицы языка, работающие на первом, фонетическом ярусе.(Это фонема, но не звук, который является единицей речи.) Фонема — минимальная единица языка, выполняющая смыслоразличительную функцию. Например, слова луг и лук имеют одинаковый звуковой состав, но разграничивает эти слова по смыслу последняя фонема: в первом случае звук [к] является представителем фонемы <г>, а во втором — представителем фонемы <к >.
- Укажите причину смысловых различий в следующих словах: пруд — прут, молод — молот, вел — вол.
- Как вы считаете, какая дисциплина изучает звуковой состав языка? (Фонетика)
- Укажите единицы языка морфологического яруса. Морфемы — это мельчайшие значимые единицы языка. Так же, как и фонема, морфема не способна употребляться самостоятельно: морфема является частью слова.
- Перечислите известные вам морфемы. Это приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс.
Есть слова, которые состоят из нескольких морфем, а есть слова, которые состоят из одной морфемы(указательное местоимение тут состоит из одной корневой морфемы).
-Выделите морфемный и фонетический состав слова судья.
- Назовите единицы лексического яруса. Это слова. Слово — знаменательная единица языка, которая называет предметы, явления, обозначает понятия. Слово характеризуется единством лексической и грамматической сторон. Например, слово паритет»: лексическое значение — обозначает равенство; грамматическое — имя существительное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
-Какие разделы лингвистики изучают лексический состав языка?(Лексикология, фразеология, ономастика — наука об именах собственных, об их происхождении и историческом изменении.)
- Какие единицы живут на последнем этаже языкового дома?(Словосочетание, предложение — единицы синтаксического яруса, текст же является одновременно единицей языка и речи.
- Что такое словосочетание? Это соединение двух и более знаменательных слов на основе подчинительной связи(берег реки. Яйцо всмятку)При образовании словосочетания необходимо подбирать лексическую единицу языкового яруса в соответствии с правилами лексической и грамматической сочетаемости. Например, заведующий отделом, кафедрой, но не кафедры и тем более не буфетом.
- Что такое предложение? Это законченная в структурном и интонационном плане единица языка, выражающая определенную мысль.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий синтаксический строй языка .(Синтаксис)
Каждый ярус своеобразен, и переход от одного к другому порождает изменение качества единиц и их функций. Особенность языковых единиц заключается в том, что они формируются на низшем ярусе и определяют его специфику, а реализуются на следующем ярусе в составе единиц более высокого порядка. Например, фонемы живут на фонетическом ярусе, а работают на морфологическом в составе морфем. Морфемы же создают слова — единицы лексического яруса. Из слов образуются словосочетания, а из последних — предложения. Группа связанных предложений по смыслу — текст. Таким образом, единицы языка нижестоящих ярусов входят в состав единиц высших ярусов, а значит, между ними наблюдаются отношения иерархической подчиненности: тексту подчиняются предложения, а предложению — словосочетания, словосочетание «руководит» словами, а слова — морфемами, морфемам подчиняются фонемы.
- Как вы считаете, фонема подчиняется словосочетанию? (Конечно, так как словосочетание состоит из фонем, его можно охарактеризовать с точки зрения фонемного состава).
4/Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа учащихся.
-Выполните упражнение 270.
- Как вы понимаете сочетание «активизирует свои динамические тенденции»? (Активизирует свои возможности изменяться)
6. Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.
- Выполните следующие задания к тексту упражнения 270.
А1 Какое предложение выражает основную мысль текста?
1) Новое политическое мышление требует и новых речевых средств.
2) Наш язык требует постоянного пристального внимания.
3) В наши дни русский язык активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего развития.
4) Язык развивается по своим внутренним законам.
А2 Какое из утверждений соответствует мыслям автора?
1) Язык подчиняется законам «внешнего воздействия».
2) Единицы морфологического и синтаксического яруса более подвержены изменениям.
3) Сейчас уже определены пути развития русского языка.
4) Появление новых устойчивых выражений обусловлено воздействием на язык «внешних стимулов».
А3 Определите стиль и тип речи.
1) Публицистический стиль, рассуждение.
2) Публицистический стиль, повествование.
3) Художественный стиль, описание.
4) Научный стиль, рассуждение.
А4 Какие уровни языка наиболее чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе?
1) Фонетический уровень.
2) Морфологический уровень.
3) Лексический уровень.
4) Синтаксический уровень.
А5 Какие уровни языка наиболее устойчивы к изменениям?
1) Фонетический уровень.
2) Морфологический уровень.
3) Лексический уровень.
4) Синтаксический уровень.
А6 В каком предложении автор говорит о функциях языка?
1) В последнем предложении второго абзаца.
2) В последнем предложении третьего абзаца.
3) Во втором предложении третьего абзаца.
4) Во втором предложении последнего абзаца.
А7 Как вы думаете, что имел в виду МВ Ломоносов, говоря об упорядочении средств общения?
1) Разграничение языковых средств в соответствии с уровневым строением языка.
2) Стилистическую перегруппировку языковых единиц.
3) Использование необходимого языкового средства определенной стилистической окраски в соответствии со сложившейся речевой ситуацией.
4) Ограничение употребления фразеологических выражений.
А8 Выпишите все устойчивые сочетания из третьего абзаца.
А9 Охарактеризуйте последнее предложение второго абзаца.
1) сложносочиненное предложение;
2) простое предложение с однородными членами;
3) сложноподчиненное предложение;
4) бессоюзное сложное предложение.
А10 Выпишите из этого предложения словосочетание со связью примыкание.
(Ответы: А1-3; А2-4; А3-1; А4-3; А5-2,4; А6-2; А7-3; А8-пристальное внимание, бережная забота, переломный этап; А9-3; А10-живо реагируют)
Проверочная работа.
-Запишите предложение Высокий уровень функционирования русского языка, безусловно, открывает широкие, безграничные возможности для его разнообразного употребления во всех сферах общественной жизни; посредством русского языка может быть передана разнообразная информация и выражены тончайшие оттенки мысли, наконец, на русском языке создана получившая международное признание художественная, научная и техническая литература. (По МВ Панову)
- О каких функциях языка говорит МВ Панов? (Информативная, коммуникативная, когнитивная)
- Какие функции языка вам еще известны? (Экспрессивная, эмотивная, агитационная и другие).
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
- Укажите морфемный состав слова «получившая».
Подведение итогов урока.
Фронтальная беседа:
- Что такое язык?
- Почему язык образует систему?
- Назовите уровни(ярусы) языка.
- Назовите основные единицы языка.
- Какие отношения наблюдаются между единицами языка?
- Почему язык — это особая система знаков?
- Какие единицы языка быстрее всего реагируют на изменения в общественно — политической жизни? Почему?
- Перечислите функции языка.
- Какие функции языка раскрывают его природу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе "Повторение темы "Сложные предложения с союзной связью""
итоговый урок...
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Проектирование урока русского языка в 9 классе: "Сложносочиненное предложение: его строение и виды связи в нем"
Данная разработка-попытка представить опыт проектирования урока в деятельностной парадигме. В основе системно-деятельностный подход, основанный на формировании субъектной позиции, помогающей определит...
Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Основные единицы синтаксиса"
Методическая разработка урока, содержащая в себе как работу по указанной теме, так и подготовку к ОГЭ....
Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы
Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...
Открытый урок русского языка в 5-м классе на муниципальном уровне на тему: «Словосочетание. Обобщение»
Открытый урок русского языка в 5-м классе на муниципальном уровне...