Обучающий урок по подготовке к ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема: «Подготовка к написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_10.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 10 классе
Тема: «Подготовка к написанию сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цель урока:подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту в рамках подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
обучающие:
- актуализировать знаний композиционных особенностей эссе и критериев оценивания сочинения;
- совершенствование умения анализировать текст;
- созданиесочинения на основе интерпретации текста и рецензировании образца.
развивающие:
- развитие умения формулировать собственное мнение по проблематике текста, аргументированно доказывать его;
- развитие навыка изложения собственных суждений последовательно, точно, с использованием разнообразных грамматических форм;
- развитие умения работы с информацией (поиск, обобщение, систематизация, анализ);
воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
- воспитание чувства сопричастности общему делу и долга перед коллективом;
- создание условий для размышлений обучающихся о значении детства в формировании личности человека.
Планируемые результаты освоения учебного материала
предметные:
- определение роли композиционных элементов в раскрытии идейно-художественного содержания фрагмента;
- умение интерпретировать текст;
- создание элемента сочинения на основе анализируемого текста.
метапредметные:
- извлечение и преобразование информации из различных источников;
- умение вести самостоятельный поиск информации в сети Интернет;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- формирование коммуникативных навыков.
личностные:
- формирование личной позиции по проблемам, актуализируемым в тексте;
- осознание роли личного вклада в общий результат.
Оборудование:презентация, раздаточный материал
Ход урока.
I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (5 мин.)
1. Оргмомент, мотивация деятельности
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы продолжим подготовку к ЕГЭ, к самой сложной его части – сочинению.
«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать»,- говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.
- Предлагаю вам свой успех на уроке оценивать в листах самоконтроля.
2. Целеполагание, формирование ожиданий учащихся.
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ, а вы знаете, куда держите путь? Ребята, исходя из темы и плана урока сформулируйте цели нашего сотрудничества.
- научиться правильно понимать исходный текст, находить нужную для сочинения информацию;
- вспомнить критерии оценивания;
- написатьсочинение-рассуждение по тексту;
- учиться оценивать свою работу и работу одноклассников.
II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (25 мин.)
1. Актуализация знаний (7 мин.)
- Что ж, пора вспомнить задание части 2?
Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту», и на последующую: «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания является правильное понимание исходного текста. А правильно понять текст – задача не из легких.
1.1. Композиция сочинения-рассуждения.
- Также нам необходимо повторить требования к написанию сочинения.
2. Анализ текста (16 мин.)
2.1. Чтение текста. (3 мин.)
(1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.
(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.
(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.
(13)Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим,-
в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков - самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.
(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.
(По Н. Долининой)
Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы.
2.2. Интерпретация текста. (12 мин.)
Вопросы к тексту:
- Какое впечатление произвел на вас этоттекст?
- О чем он?
- На сколько частей можно поделить этоттекст?
- Что мы узнаем из каждой части?
- Какая основная проблема поставлена в тексте?
- Какие еще проблемыставит автор в этом
- Ребята, какие чувства вызвал у вас данный текст?
- Заставил задуматься о том, что ревность может отравить жизнь любящим людям.
- Нужно быть деликатным человеком. И если ревнуешь, не показывать свои чувства.
- Чувство ревности нужно уметь преодолевать.
- Ревность – это неверие в себя.
Давайте попробуем определить проблемы этого текста. Но прежде вспомним, что такое проблема текста.
- Проблема текста – это то, о чём говориться в тексте.
Итак, какие же проблемы ставит автор в данном тексте?
1. Проблема определения ревности (Что такое ревность?)
2. Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?)
3. Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?)
4. Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?)
III. Практикум (Создание элементов сочинения) (17 мин.)
1. Инструктаж. Выявление типичных ошибок (10 мин.)
- Прежде, чем приступать к творчеству, давайте обозначим типичные ошибки,допускаемые при написании сочинения.
-Вступление:
- не соотносится по смыслу с сочинением;
- большой объем.
- Формулирование проблемы текста:
- выделяется не основная проблема;
- формулируется много проблем.
- Комментирование проблемы:
- пересказ текста;
- излишнее цитирование;
- комментарий всего текста, а не обозначенной проблемы.
- Позиция автора:
- подмена своей позицией;
- не соотносится с проблемой;
- путают авторское «Я» с позицией рассказчика (в художественном тексте).
- Аргументация своей позиции:
- грубость и нетактичность при несогласии с автором;
- отсутствие своей позиции, выражено только согласие или несогласие;
- примеры, не аргументирующие конкретно позицию;
- приведениепримера без объяснения;
- фактические ошибки в фоновом материале.
- Какая проблема, на ваш взгляд, выигрышнее?
- Какой позиции, на ваш взгляд, придерживается автор текста?
1. Ревность - чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой - с недоверием к тому, кого любишь.
2. Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью.
3. Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.
4. С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма.
IV. Подведение итогов урока (6 мин.).
1. Выставление оценок (3 мин.)
- Пришло время оценить и вас. Консультанты отметьте активных участников своей группы (Проставляются баллы в последние графы).
- А теперь каждый посчитайте набранные баллы, и оцените свою работу на уроке по шкале (Приложение 1)
(Листы самоконтроля учащиеся сдают консультантам)
- Кто заработал «5»?
- А у кого осталось еще много неразрешенных вопросов?
- Нашим помощникам-консультантам оценка «5»
2. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам (3 мин.)
- А теперь пришло время обратиться к нашему дереву результатов.
Посмотрите на листья, на которых написаны ваши ожидания и опасения, и подумайте: каким есть место на дереве?
(Учащиеся подходят к дереву и клеят листья).
- Нравится вам такое дерево?
- Значит, мы добились запланированных результатов, и трудностей при работе над сочинением у вас будет меньше.
- Спасибо за сотрудничество и активность на уроке!
- Успехов в написании сочинения!
Домашнее задание: написать сочинение
Приложения
Приложение 1
Лист самоконтроля ___________________________
Анализ текста | Ответы на вопросы по тексту | Выявление проблемы текста | Создание элемента сочинения (формулирование проблемы) | Определение позиции автора | Дополн. Деятельность (поиск информ. в интернете и др.) |
* Балл выставляется консультантом группы.
Шкала перевода баллов в оценку
5-6 баллов - «5»
3-4 балла - «4»
1-2 балла - «3»
Менее 3 баллов - следует повторить материал и быть активнее.
Приложение 2
План сочинения-рассуждения по данному тексту
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Проблема, поднятая в тексте.
2. Комментарий.
3. Авторская позиция.
4. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
5. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию
III. Заключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающий семинар « О подготовке и проведении Президентских состязаний»
Обучающий семинар « О подготовке и проведении Президентских состязаний»...
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на примере подготовки проектов по ФГОС
Тема урока: Повторение по теме: «Южные материки»Тема проекта: Гипотетический материк...
Тесты по русскому языку в помощь обучающимся 9 классов. Подготовка к ГИА
Тесты предназначены для поворения темы "Типы подчинительной связи в словосочетании"...
Презентация по русскому языку для обучающихся 9 класса (подготовка к ГИА)
Презентация по подготовке к ГИА обучающихся 9 класса "Изобразительно-выразительные средства языка" в стихах ямальского поэта И.П. Ругина...
Статья: Развитие мелкой моторики у обучающихся с ДЦП на уроках трудовой подготовки в начальной школе
Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкиекоординированные манипуляции, движения малой амплитуды...
Статья Развитие мелкой моторики у обучающихся с ДЦП на уроках трудовой подготовки в начальной школе
СтатьяРазвитие мелкой моторики у обучающихся с ДЦПна уроках трудовой подготовки в начальной школе...
Специальные упражнения для подготовки к соревнованиям обучающихся групп начальной подготовки по тхэквондо
Работая над повышением у юных тхэквондистов быстроты реакции, широко применяются подвижные игры, такие, как "Вызов номеров", "группа, смирно!" "В кругового", "Кто бы...