Урок в 6-м классе "Отрицательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дубовцева Елена Николаевна

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Отрицательные местоимения". 6-й класс

Цели урока:

  • дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки;
  • формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
  • развивать мышление путём сопоставления различных написаний; воспитывать любовь к слову.

Оборудование урока: интерактивная доска или презентация с эффектами анимации, карточки для индивидуальных заданий, тестовый материал по теме.

Ход урока

1. Индивидуальная работа.

1) Индивидуальная работа у доски (выполняет один учащийся).

- Объясните написание орфограммы:

(Не) плохая погода, (не) сомненный успех, (не) продолжительный дождь, (не) спокойный, а тревожный взгляд, (не) был дома, (не) честный поступок, ему (не) здоровилось, (не)глубокий, но рыбный пруд, (не) дорогая, но красивая вещь, ничуть (не) интересная книга, вовсе (не) лёгкая ноша, (не) уклюжий медвежонок.

- Сделайте вывод о написании НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами. (Работа проверяется классом, вывод оформляется в виде таблицы).

НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами

пишется слитно

пишется раздельно

1. Слово без НЕ не употребляется.

1. Имеется противопоставление.

2. Существительное или прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом.

2. Отрицание усилено словами далекововсе, ничуть.

3. С глаголами.

2) Индивидуальная работа по карточкам (проверяется учителем).

2. Синтаксическая пятиминутка.

- Постройте схемы предложений (ЗП не расставлены):

В конце весны выпадали совсем жаркие дни какие бывают только летом.

Сколько времени прошло я не знаю.

- Чем первое предложение отличается от второго?

- С помощью чего придаточные предложения присоединяются к главным?

- Перестройте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.

1. Повторение изученного о местоимении.

1) - Какую часть речи мы называем местоимением? Какую роль она выполняет?

Подсказка:

Я о себе такого мненья:
Огромна роль местоименья!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

– Какие разряды местоимений вы знаете?

2) Игра “Третий лишний”.

- Найдите лишнее местоимение, объясните свой выбор.

2. Объяснение нового материала.

1) Лингвистический эксперимент.

- Сравните два предложения, ответьте на вопросы.

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
  1. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

- Дайте определение отрицательных местоимений.

2) Запись темы урока в тетради. Определение основных целей урока.

3) Склонение отрицательных местоимений.

- Просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже.

Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.

4) Образование отрицательных местоимений. Работа с таблицей.

Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

3. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант.

- Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.

Цель: формирование умения видеть отрицательные местоимения в предложении, уметь правильно писать отрицательные местоимения.

  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Худо тому, кто не делает добра никому.
  • Упрямого ничем не убедишь.
  • Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
  • Худого человека ничем не уважишь.
  • Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
  • Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.

Проверка с объяснением (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).

Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).

2) Подведение промежуточных итогов. Блиц-опрос.

- Какие местоимения называются отрицательными?

- От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?

- С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?

- В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ - ?

- В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?

Отметка заносится в “Лист учёта знаний”.

3) Работа с текстом.

- Прочитайте стихотворение И. Михайловой “Про Ничего”, ответьте на вопросы.

Цель: формирование умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

Про Ничего.
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало.
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!

(И. Михайлова)

  • Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой?
  • Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?
  • Найдите формы одного и того же местоимения.
  • Какие орфограммы отрицательных местоимений можно повторить на материале стихотворения?
  • Какова синтаксическая роль Ничего в 1 предложении?
  • Какая приставка используется в отрицательных местоимениях при отрицательных сказуемых?

4) Творческий диктант.

- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений, правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи учащихся.

Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ).

Самопроверка с демонстрацией (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).

5) Орфографическая работа.

Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике.

Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.

Взаимопроверка (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).

4. Домашнее задание.

  1. Прочитать параграф 74, составить рассказ по теме “Отрицательные местоимения”.
  2. Письменно выполнить упражнение 425 или 429 (на выбор), обозначив условия слитного и раздельного написания.

5. Контроль знаний.

- Выполните тест.

Самопроверка (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).

Карточки для индивидуальных заданий

Карточка №1

Распределите номера словосочетаний в таблицу в соответствии с написанием НЕ

  1. (Не) был в школе                                        8.   (не) ясный ответ
  2. (не) годовал по поводу случившегося      9.   (не) правда, ложь
  3. (не) интересный фильм                             10.   ураган (не) истовствовал
  4. (не) дорогая, нужная вещь                        11.   вовсе (не) близкий путь
  5. мне (не) здоровится                                   12.   (не) настный день
  6. (не) приятель, а враг                                  13.   (не) лепый поступок
  7. (не) большой, но глубокий овраг             14.   (не) высокий кустарник

НЕ - частица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

НЕ - приставка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Проверка

НЕ – частица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

X

X

X

X

НЕ – приставка, часть корня

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Карточка №2

Раскройте скобки, графически обозначьте написание НЕ

   (Не) спеши языком, а спеши делом. На чужой роток (не) накинешь платок. Под лежачий камень вода (не) течёт. Сей в (не) настье, а убирай в ведро. (Не) доброе слово больнее огня жжёт. (Не) ясная речь – это мутное зеркало. В (не) дружной семье добра (не) бывает. Честный правды (не) боится. Правда (не) живёт рядом с (не) правдой. Кто ничего (не) делает, тому всегда некогда. Друзья в (не) счастье познаются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отрицательные местоимения ( 6 класс)

Слайд 2

Синтаксическая пятиминутка Постройте схемы предложений: В конце весны выпадали совсем жаркие дни какие бывают только летом. Сколько времени прошло я не знаю.

Слайд 3

Игра «Третий лишний» НЕКТО НИКТО НЕЧТО НИКТО – отрицательное местоимение МЕНЯ О СЕБЕ ТОБОЙ О СЕБЕ - ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ НЕСКОЛЬКО СКОЛЬКО СКОЛЬКО-НИБУДЬ СКОЛЬКО ОТНОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд 4

Сравните предложения В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил. В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца. Дайте определение отрицательных местоимений.

Слайд 5

Местоимения, выражающие отсутствие чего-либо , называются ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ

Слайд 6

Отрицательные местоимения Знать: как образуются отрицательные местоимения, как изменяются Уметь: правильно писать отрицательные местоимения с предлогами

Слайд 7

Склонение отрицательных местоимений И.п. НИКТО Р.п. НИКОГО Д.п . НИКОМУ В.п. НИКОГО Т.п. НИКЕМ П.п. НИ О КОМ И.п. НИЧТО Р.п. НИЧЕГО Д.п. НИЧЕМУ В.п. НИЧЕГО Т.п. НИЧЕМ П.п. НИ О ЧЁМ

Слайд 8

Образование отрицательных местоимений вопросительные относительные неопределённые отрицательные Что? Сколько? Какой? Кто? Который?

Слайд 9

Выпишите из предложений словосочетания с отрицательными местоимениями Пустые речи и слушать нечего. Худо тому, кто не делает добра никому. Упрямого ничем не убедишь. Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его. Худого человека ничем не уважишь. Кому работа служит, тот ни о чём не тужит. Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.

Слайд 10

Сравните написание отрицательных местоимений с предлогом и без него слушать н еч его не делает н ик ому н ич ем не убедишь совета н ич ьего н ич ем не уважишь ни чём не тужит ни чём не виноват обвинять не чем о в в

Слайд 11

Блиц-опрос Какие местоимения называются отрицательными? От каких местоимений образуются отрицательные местоимения? С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения? В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ-? В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?

Слайд 12

Работа с текстом Про Ничего. Жило-было Ничего, Не умело ничего, Не хотело ничего. Взад-вперёд оно ходило И ни с кем не говорило, Никого не замечало. Лучше всех себя считало. А про это Ничего И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО! (И. Михайлова ) Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой? Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль? Найдите формы одного и того же местоимения. Какие орфограммы отрицательных местоимений можно повторить на материале стихотворения? Какова синтаксическая роль Ничего в 1-ом предложении? Какая приставка используется в отрицательных местоимениях при отрицательных сказуемых?

Слайд 13

Творческий диктант Не спрашивал не сомневался не создавал не советовал не догадался рассчитывать торопить не радовался встречаться было слушать было разговаривать было н ич его, ни у кого ни в чём н ич его н ич его, н ик ому ни о чём не на кого н ек ого н ич ему не с кем н еч его не с кем, не о чем

Слайд 14

Запишите предложения, обозначьте изученные орфограммы Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.

Слайд 15

Взаимопроверка Петя решил до самого города ни за что не _ покидать своего поста. Весь вид отца говорил: ни чего не произошло, ни о чём не надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как ни в чём не бывало и ехать. Ни о каком знакомстве не чего было и думать. Ни кто ему на это ни чего не ответил. В поисках слов нельзя пр е небрегать ни чем. Я не буду спорить ни с кем из вас.

Слайд 16

Тестовое задание 1. В этих предложениях есть отрицательные местоимения: 1. Я не хочу печалить вас ничем. 2. Некое беспокойство сквозило в её глазах, движениях, походке. 3. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. 4. Толком никто ничего не знал. 1. Вообрази, я здесь одна, Никто меня не понимает. 2. Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? 3. Только звёзды в чей-то час свиданья Будут так же лить свой тихий свет. 4. Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью.

Слайд 17

2. В этих предложениях приставка с местоимением пишется раздельно: 1. Синцов долго не мог ни(у) кого узнать, когда же пойдёт поезд на Минск. 2. Я старался казаться весёлым и равнодушным, дабы не подать (ни)какого подозрения. 3. Пусть смерть мне суждена– Мне (не)чего жалеть. 4. До сеанса связи с космической станцией осталось (не)сколько часов. 1. Ответа нет и нет… Ну что ж, бывают горькие уроки, когда ни(по)какой дороге до сердца милой не дойти. 2. Что(то) слышится родное В долгих песнях ямщика. 3. Не(с)кого спрашивать, когда сам виноват. 4. Не видать (ни)чьих следов Вкруг того пустого места.

Слайд 18

3. В этих предложениях местоимение надо писать с приставкой НИ-: 1. Жестковат её бровей излом, Но глаза н_сколько не сердиты. 2. Н_сколько пуль провизжало над моей головой. 3. Не презирай совета н_чьего, но прежде выслушай его. 4. И мнится, в том уединенье сокрылся н_кто неземной. 1. В сердце его отозвалось н_что похожее на угрызение совести и снова умолкло. 2. Н_кто не знал, откуда он свалился к нам в уезд. 3. К тебе н_какие нейдут поезда Ни в ранний, ни в поздний час. 4. Наконец оба приятеля вошли в дверь боком и н_сколько притиснули друг друга.

Слайд 19

4. В этих предложениях местоимение надо писать с НЕ-: 1. Кто привык браниться, тому н_ с кем не ужиться. 2. Кто поздно приходит, тот н_чего не находит. 3. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому н_ на кого рассчитывать в беде. 4. Н_ в чём так свободно не проявляется народный характер, как в песне и в пляске. 1. Глуп совсем, кто не знается н_ с чем. 2. Скучен день до вечера, коли делать н_чего. 3. Родную мать н_кем не заменишь. 4. Одни только грачи н_ на что не обращали внимания, долбили своими толстыми клювами чёрствую землю.

Слайд 20

Проверка тестового задания 1 – 1, 4 2 – 1 3 – 1, 3 4 – 3 1 – 1 2 – 1, 3 3 – 2, 3 4 – 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по модульной технологии "Притяжательные местоимения"

Подрбранные задания помогут организовать учебное время эффективно...

Урок в 6 классе "Притяжательные местоимения. Речевой этикет"

Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (урок в 6 классе с применением информационных технологий)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

урок русского языка. Суд над местоимением

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...

Конспект урока по немецкому языку Указательные местоимения 5 класс

Данный урок можно провести в 5 классе по немецкому языку по теме "указательные местоимения"...

конспект урока "Повторение изученного по теме "Местоимение"

конспект урока русского языка в 6 классе....