Правописание приставок. Правописание согласных –з и –с в приставках
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Правописание согласных –з и –с в приставках".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_kl_pristavki_na_-z_i_-s.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Тип урока: освоение новых знаний.

Цели:

образовательные:

  • Определить условия написания букв з и с на конце приставок
  • учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять согласные в приставках;
  • создать условия для правильного (грамотного) морфемного разбора;
  • формировать мотивацию к познавательной деятельности.

развивающие:

  • развивать навыки анализа и сопоставления языковых фактов.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету и языковым явлениям.

Межпредметные задачи: научить понимать задание к упражнению, формулировать необходимые требования к выполнению того или иного задания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания согласных в приставках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация изучения темы

Общепризнано, что русский язык красивый, благозвучный, богатый. Сегодня мы постараемся показать, что звуки во многом обусловливают красоту и богатство русской речи.

III. Актуализация знаний

1. Беседа

Можно ли проверить правописание приставок?

Обсуждение ответов (Да. Нет.)

Комментарий учителя. Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на -з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить.

На доске записаны приставки и слова: приставки: без-(бес-), воз-(вос-), вз-(вс-), из-(ис-), низ-(нис-)раз-(рас-); слова: безвыходный, бесформенный, возгордиться, воскликнуть, взбежать, вспорхнуть, издавать, истолковать, низвергнуть, нисходить, разжать, расширить

Записать данные слова в тетрадь и выделить приставки на –з (-с)

2.Формулирование темы урока

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок. Правописание согласных –з и –с в приставках). Запишите в тетрадь тему урока.

Давайте поставим цель урока (узнать, как пишутся приставки)

3. Целеполагание

Итак, цель нашего урока – выяснить, что нужно знать, чтобы правильно писать приставки, а для этого научиться находить орфограммы в приставках. Для начала давайте вспомним какие согласные относятся к глухим, а какие к звонким?

4. Работа по теме

- подчеркните букву, которая идет после приставки двумя чертами. Охарактеризуйте звук, который обозначен буквой, идущей после приставки;

- определите, перед какой согласной по глухости/звокости будут писаться –з и –с в приставках;

- сделайте вывод, в каких случаях мы будем писать –з на конце приставок, а в каких –с?

5. Чтение теоретического материала учебника

Проверим наш вывод по учебнику. Откройте учебник на с. 30, найдите правило (орф.№11) и прочитайте его.

IV. Работа с учебником по теме урока

Обратите внимание на приставку С. Какой звук мы слышим в слове сделать? ([з]), в словах стереть, смыть? ([с]) Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим - [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/ глухости и твердости/ мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.

Выполните фонетический разбор слова стереть из упр 444

Фонетический разбор и его проверка.

V. Закрепление изученного

Заполните таблицу примерами из данных ниже предложений.

Слова с приставками на -з

Слова с приставками на -с

1) День был бе..ветренный и душный. (С. Смирнов) 2) Скоро берёзки и орешины ра..ступились, и Таня вышла на широкий солнечный луг. (Л. Воронкова) 3) Но вот из полыньи ра..дался тревожный, призывный крик. (А. Онегов) 4) Ра..пустился ландыш в мае… (С. Маршак) 5) Стали птицы песни петь, и ра..цвёл подснежник. (С. Маршак) 6) Как призрак дня, ты, бледное светило, во..ходишь над землёй. (А. Фет) 7) Нет, не словарь лежит передо мной, а древняя ра..сыпанная повесть. (С. Маршак) 8) Понемногу вступает в права ослепительно знойное лето. Ра..калённая солнцем трава и..пареньями влаги одета. (Н. Заболоцкий) 9) Сегодня день ра..горелся и дошло до +20. (М. Пришвин)

В чём заключается особенность написания приставок на -з (-с)?

VI. Рефлексия

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

  • Мне удалось …
  • Меня удивило …
  • Мне понравилось …
  • Я могу похвалить себя за …
  • Мне было трудно …

Домашнее задание: упр. 445, правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных и согласных в приставках.

Цель урока: Повторить основные правила правописания приставок,совершенствовать орфографические умения, развивать навыки самостоятельной работы;      развивать языков...

"Приставучая" морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.

Презентация для 5 класса по теме: "Приставучая" морфема// Правописание гласных и согласных в приставках....

Кроссворд "Пробелы в тексте" к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках" (HotPotatoes 6)

Кроссворд "Пробелы" составлен по тексту М. М. Пришвина "Дятел" с использованием программы HotPotatoes 6....

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...

Презентация. Повторение по темам "Корни с чередованием", "Приставки на З//С", "И / Ы после приставок на согласную букву"

Презентация содержит повторение по четырём темам: "Корни с чередованием А//О", "Корни с чередованием Е//И",  "Приставки на З//С", "И / Ы после приставок на согл...