ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для одаренных детей
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для одаренных детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ "СШ№1"
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для одаренных детей
Направление: языковедческое
Классы: 5- 6
Учитель: Садыгова Т.С.к
Количество часов – 34
2023
- Пояснительная записка
Сегодня на рынке труда востребованы такие специалисты, конкурентоспособность которых в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения общаться. Поэтому интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Предлагаемая образовательная программа «Феникс» для работы с одарёнными учащимися 5-6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. В основе программа положены деятельностно-компетентностный подход к внеурочной деятельности, углубление и расширение содержания образования .
Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.
Программа составлена с учётом национально-регионального компонента и содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному.
Программа «Феникс» имеет большое познавательное и воспитательное, а также практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к исследовательской деятельности и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности школьников 5-6 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую, проектную, творческую деятельность.
Занятия проводятся с постоянным составом детей в количестве 8-10 человек 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения. В дальнейшем предполагается продолжение работы с учащимися 7-8, 9, 10-11 классов.
Цель программы:
- углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей коммуникативной культуры школьников;
- формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи программы
Образовательные:
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе со словарями, справочниками и другими источниками знаний;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок;
- овладение техникой цитирования, правильного оформления ссылок.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному.
Воспитательные:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
-формирование социально активной личности;
- воспитание толерантности.
Формы занятий
- групповые;
- массовые;
- индивидуальные.
Виды деятельности педагога и детей
-теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
-практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; защита рисунков, рефератов; научно-практические конференции, презентация книги, подготовка сообщений, научный дебют, устный журнал, литературно – музыкальная гостиная);
-индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию реферата и защита его, написание заметки в газету).
Методы
- словесный;
- игровой;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- наглядно-демонстрационный;
- проблемный.
Межпредметные связи
- русский язык;
- литература;
- история;
- музыка;
- живопись;
- английский, латинский язык
- биология;
- география;
- краеведение.
Внутрипредметные связи
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология и стилистика.
2. Ожидаемые результаты.
Обучающие должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- историю современного русского письма;
- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;
- приёмы работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
Обучающие должны уметь:
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;
- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и татарского народов.
Оборудование и материалы:
- научно-популярные книги о русском языке;
- лингвистические словари;
- тексты художественных произведений;
- олимпиадные задания;
- тесты;
- образцы рефератов, деловых бумаг;
- памятки «Работа над планом», «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
- материалы стенда «Учись учиться»;
- портреты учёных – языковедов;
- рисунки и творческие работы учащихся;
- магнитофон и аудиокассеты;
- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.
4. Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
1 | О русском языке | 3 | 4 | 7 | |
2 | История языка | 1 | 2 | 3 | |
3 | Фонетика и орфоэпия | 2 | 2 | 4 | |
4 | Лексика | 5 | 4 | 9 | |
5 | Словообразование | 3 | 3 | 6 | |
6 | Морфология | 2 | 3 | 5 | |
Итого | 16 | 18 | 34 |
5. Содержание
Тема 1. О русском языке
- Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
- Составление таблицы «Славянские языки».
- Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и латинском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.
- Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
- Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
- Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
- Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».
.
Тема 2. История языка
- Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
- Беседа «Письменность и книга на Руси»
- Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
Тема 3. Фонетика и орфоэпия
- Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
- Конкурс скороговорок.
- Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения орфоэпических норм.
- Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству забайкальского поэта и прозаика Георгия Рудольфовича Граубина.
Тема 4. Лексика
- Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.
- Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
- Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».
- Устный журнал «Ты и твоё имя».
- Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
- Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
- Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).
- Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм.
- Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
Тема 5. Словообразование
- Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с английским языком).
- Способы словообразования
- Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
- Решение словообразовательных уравнений.
- Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
- Орфографическое словообразование
Тема 6. Морфология
- Переход собственных имён существительных в нарицательные.
- Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
- Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
- Морфологические средства связи предложений в тексте.
- Грамматический турнир.
6. Этапы педагогического контроля
№ | Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы контроля | Сроки |
1 | Умение связно и логично излагать мысли, подбирать доказательства из своей жизни, что язык – средство общения. | Сочинение | Cентябрь |
2 | Знание пословиц и поговорок русского народа о языке, речи, грамоте. | Конкурс – аукцион | Cентябрь |
3 | Умение работать со справочной литературой, научно – популярными книгами о языке. | Подбор материала для сообщения о В.И. Дале |
Октябрь |
4 | Знание языковых норм. | Редактирование предложений | Октябрь |
5 | Умение выразительно рассказывать, соблюдая языковые нормы. | Конкурс чтецов | Октябрь |
6 | Умение писать заметку в школьную газету. | Выпуск газеты о русском языке | Ноябрь |
7 | Назначение лингвистических словарей, умение пользоваться ими. | Выступление с сообщением | Ноябрь |
8 | Умение анализировать задания, делать логические выводы. | Игра – конкурс «Русский медвежонок– 2011» | Ноябрь |
9 | Умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. | Анализ слова | Декабрь |
10 | Умение писать реферат, использовать цитирование. | Написание реферата | Декабрь |
11 | Знание орфоэпических норм, умение использовать их в практической деятельности и повседневной жизни. | Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушения языковых норм | Январь |
12 | Знание фонетики, соотношения букв и звуков, орфографических и орфоэпических норм. | Фонетический КВН | Январь |
13 | Умение пользоваться этимологическим, фразеологическим, толковым словарями. | Сообщения с использованием словарей | Февраль |
14 | Умение отличать переносное значение слова от прямого. | Конкурс рисунков по фразеологизмам | Февраль |
15 | Знание речевых норм, умение использовать их в разных ситуациях общения. | Тестирование, ролевая игра | Март |
16 | Умение образовывать однокоренные слова различными способами. | Конкурс | Апрель |
17 | Умение защищать реферат по наработанной теме. | Научный дебют | Апрель |
18 | Умение находить изобразительно – выразительные средства языка, определять их роль. | Анализ текста | Май |
19 | Умение видеть лексические и морфологические средства связи предложений. | Анализ текста | Май |
7. Образовательно-воспитательная работа
№ | Мероприятие, форма проведения | Сроки |
1 | Праздник «День знаний» | Сентябрь |
2 | Конкурс художественного слова «Осень в творчестве поэтов 19 века» | Октябрь |
3 | Игра – конкурс по языкознанию | Ноябрь |
4 | Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Г.Р.Граубина | Декабрь |
5 | «Научный дебют» (школьная научно – практическая конференция) | Апрель |
Методическая литература
- Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991.–330с.
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966.–160с.
- Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.–142с.
- Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.–205с.
- Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.–253с.
- Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / В.В. Иванов, З.А. Потиха.–М.: Просвещение, 1985.–160с.
- Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Б.А. Ларин, Б.Л. Богородский, Н.А. Мещерский.–М.: Просвещение, 1977.–224с.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.–141с.
- Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976.–142с.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.
- Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.–267с.
- Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.–188с.
- Успенский М.Б. Когда закончились уроки. / М.Б. Успенский, М.В. Голованова, З.Г. Кеворкова.–СПб.: Просвещение, 1992.–125с.
Научно – популярные книги о русском языке
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение, 1987.–207с.
- Введенская Л.А. От собственных имён к нарицательным. / Л.А. Введенская, Н.П.Колесников.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.– М., Л.: Просвещение, 1966.–158с.
- Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.– М.: Просвещение, 1974.–124с.
- Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
- Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.
- Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.
- Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич.– М.: Просвещение, 1984.–190с.
- Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.
- Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.
- Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.
- Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.–142с.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. / С.И. Львова.– М.: Просвещение, 1992.–189с.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.
- Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. / Л.А. Шкатова.–М.: Просвещение, 1989.–95с.
Лингвистические словари
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. / О.С. Ахманова. - М.: Русский язык, 1976.–448с.
- Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов. / Ю.А. Бельчиков, М.С.Панюшева.– М.: АСТ. Астрель, 2002.–459с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. / В.И. Даль.– М.: Олма – пресс, 2002.–1450с.
- Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка в двух томах. / А.П. Евгеньева.– М.: Астрель. АСТ, 2001.–1536с.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / М.Р. Львов.– М.: Русский язык, 1984.–381с.
- Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая, Е.П. Голанова, И.А Василевская. – М.: Просвещение, 1990.–256с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
- Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.
- Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. / Е.М. Поспелов.– М.: Просвещение, 1988.–224с.
- Тихонов А.Н. Морфемно – орфографический словарь. / А.Н. Тихонов.– М.: Астрель. АСТ, 2002.–701с.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
- Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
- Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с.
- Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.
Темы рефератов
Словарное и фразеологическое богатство русского языка.
- Русские писатели о словарном и фразеологическом богатстве русского языка.
- Русский язык – один из развитых языков мира.
- Русский язык как развивающееся явление.
- Русский язык в современном мире.
- Выдающиеся лингвисты А.А. Шахматов и С.И. Ожегов.
- Языкознание – удивительная наука.
- Сколько на планете языков.
- Русский язык – язык межнационального общения народов.
История языка.
- Как возник язык?
- Генеалогическое древо языков.
- Происхождение и этапы развития письма.
- История таинственных иероглифов.
- Неязыковые средства общения.
- Типы письма и их история.
- Кириллица – основа русской азбуки.
- Что читали на Руси в 11-12 веках.
- Первая русская книга.
- Роль Пушкина в становлении национального литературного языка.
- Индоевропейская семья языков.
- Тюркская группа языков.
Словарная система русского языка.
- Многозначные слова и их частотность (по данным толкового словаря С.И. Ожегова).
- Использование слов с переносным значением в разных стилях русского языка.
- Омонимы и словари омонимов.
- Использование омонимов в художественных произведениях.
- Синонимы и словари синонимов.
- Использование синонимов в разных стилях русского языка.
- Антонимы и словари антонимов.
- Использование антонимов в художественных произведениях.
- Паронимы и словари паронимов.
- Заимствованные слова.
- Неологизмы.
- Сопоставительно – типологическая характеристика татарского и русского языков.
Происхождение и употребление слов
современного русского литературного языка.
- Старославянизмы в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Диалектные слова русского языка. Диалектные словари.
- Даль В.И. – составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
- Использование диалектных слов в художественных произведениях.
- Современные профессии, профессионализмы и словари профессиональных слов.
- Использование профессионализмов в художественных произведениях.
- Архаизмы и историзмы.
- Использование устаревших слов в художественных произведениях.
- Этимологические словари и их назначение.
- Несклоняемые существительные.
- Переход собственных существительных в нарицательные.
- Иноязычные словообразовательные элементы.
- Этимология названий растений, птиц, животных в Нижнекамском районе.
Фразеология
- Фразеологизмы и свободные сочетания слов.
- Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
- Этимология фразеологизмов.
- Фразеологизмы с именами собственными.
- Использование фразеологизмов в разных стилях русского языка.
- Фразеологические словари и справочники.
- Библейские выражения во фразеологии.
Руководство исследовательскими работами учащихся.
- Типы письма и их история.
- Русский язык как развивающееся явление.
- Появление буквы ё в русском алфавите.
- Использование синонимов и антонимов в названиях художественных произведений.
- Переход собственных существительных в нарицательные.
- Фразеологизмы с именем собственным.
- Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
- Фразеологизмы с общим для них словом.
- Фразеологизмы со значением цвета.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)
Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...
Рабочая программа внеурочной деятельности для одаренных детей
Данная программа составлена для осуществления внеурочной деятельности для одаренных детей 5-11 классов в 2021-2022 уч.году....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для одаренных детей
Сегодня на рынке труда востребованы такие специалисты, конкурентоспособность которых в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения общаться. Поэтому интере...