Окончание и основа слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Агафья Юрьевна Абзаева

Методическая разработка урока в 5 классе. Тема "Окончание и основа слова"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Двадцать третье февраля. Классная работа.

Слайд 3

-а, - ый , -ют, - ят , -и, - ая

Слайд 4

зим а , пушист ый , улета ют , лет ят , снежинк и , волшебн ая

Слайд 5

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Слайд 6

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Слайд 7

1 вариант. В , январь, ударять, сильный, морозы . 2 вариант. Пушистые , снежинки, падать, на, земля.

Слайд 8

1 вариант В январ Е удар ЯТ сильны Е морозы. 2 вариант Пушистые снежинки пада ЮТ на земл Ю .

Слайд 10

На «3» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу слова в именах существительных ; На «4» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу в словах первых двух строчек ; На «5» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу во всех словах текста .

Слайд 11

Домашнее задание Упр. 416, создание карточки с деформированными предложениями (5 предложений) *нарисовать рисунок на тему «Зима»



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Эхирит-Булагатского района Иркутской области

Ново-Николаевская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

«Мой лучший урок русского языка»


Составитель: Абзаева Агафья Юрьевна

2023 год

Тема: «Окончание и основа слова»

Класс: 5

Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Задачи:

  1. Углубить знание об окончании как изменяемой части слова и его ролью в предложении.
  2. Ознакомление с окончанием как изменяемой части слова и его ролью в предложении.
  3. Углубление представлений учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: осознают способы словоизменения, определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные:

Позновательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Методы и формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод, индивидуальная работа в паре.

Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, оценочные листы, магниты.

Демонстрационный материал – презентация по теме урока.

Основные понятия – основа слова, окончание.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка урока русского языка в 5 классе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Тема урока: «Окончание и основа слова»

Методы и формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод, индивидуальная работа в паре.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Краткая характеристика класса: Опираясь на свои наблюдения, пришла к выводу, что большинство учащихся в классе посещают занятия с охотой, они проявляют адекватность в своих поступках, поведении и доброжелательность в общении. Не менее важно то, что все дети в классе обладают навыком чтения. На уроках ученики активно включаются в образовательный процесс, оказывая помощь друг другу и справедливо оценивая свои собственные достижения и успехи одноклассников. Кроме того, они демонстрируют готовность выполнять все требования учителя.

Программа, учебник – в работе используется программа по русскому языку для 5 класса. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцова,Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская

(Русский язык. Рабочие программы).

Предметная линия УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов ( Просвещение,2019).

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2019

Учебным планом предусмотрено 5 часов в неделю.

Раздел учебника: Морфемика. Орфография. Культура речи.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?..

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения!

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какое настроение оно у вас вызывает? (слайд 1)

- Нарисуйте свое настроение на полях.

- Запишем число, классная работа. (Слайд 2)

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях

УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

Ребята давайте посмотрим на экран (на слайд : -а, -ый, -ют, -ят, -и, - ая. (Слайд 3))

- Что перед вами?

- А что такое окончание?

- Что можно сделать с этими окончаниями?

- Можно ли по окончанию определить часть речи?

- Запишите слова на тему «Зима», используя эти окончания. Выделите окончания в каждом слове. (работа в паре).

А теперь давайте проверим, есть ли такие слова у вас .(Слайд 4)(зима, пушистый, улетают, летят, снежинки, волшебная)

-Как называется часть слова без окончания?

Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре. (Приложение 1)

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

Определение темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Слайд 5)

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Формулируют тему и цель урока, работают с оценочным листом. (Приложение 2)

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

Открытие нового знания.

Работа с деформированными предложениями. (Слайд 6)

- Ребята, а теперь я вам предлагаю выполнить новое задание.

Посмотрите на слайд 6.

И скажите, что это за задание?

1 вариант. В, январь, ударять, сильный, морозы.

2 вариант. Пушистые, снежинки, падать, на, земля.

- Можно ли сказать, что это предложения?

- Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

- Посмотрите на тему и скажите, что мы сделаем еще. (проверка по слайду 7)

- Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении.

- Какие значения имеет слово?

-Как вы думаете, какое значение заключено в окончании? В основе слова?

Дети участвуют в диалоге, составляют предложения, выделяют окончания и основы, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении).

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Физминутка

- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.

Какая же зима без снега.

Стою и снежинки
в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег,
и снежинки люблю.
Но где же снежинки?
В ладошке вода!..
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
Как видно, ладошки мои горячи

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

Выполняют физминутку

Закрепление знания

- Ребята, а теперь давайте выполним в учебнике

упражнение 413.

Но выполнять мы его будем по следующим критериям.

- Давайте посмотрим на слайд (Слайд 8).

Но последующим критериям оценивания.

На «3» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу слова в именах существительных;

На «4» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу в словах первых двух строчек;

На «5» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу во всех словах текста.

- А теперь давайте проверим, как вы выполнили упражнение.

- Поставьте на полях «+», если хотите, чтобы оценка пошла в журнал.

- Поставьте на полях «-», если не хотите, чтобы оценка пошла в журнал

Работают с текстом, делают выводы (дифференцированная работа); комментируют оценку.

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

Контроль усвоения материала

Работа с сигнальными карточками ДА - НЕТ.

- Ребята давайте с вами поиграем, у вас на столах лежат сигнальные карточки ладошки красные и зеленые, я вам буду задавать вопросы, а вы будите подымать карточки. Красная ладошка значит – нет, а зеленая означает - да.

- И так все готовы? Тогда начинаем.

- Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

- Окончание входит в основу слова? (Нет.)

- Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

- У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

- С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

- Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Рефлексия

- Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего урока,

- Скажите, что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят:

Урок интересный, всё понятно.

Кое-что чуть-чуть неясно.

Буду еще трудиться.

Да, трудно всё-таки учиться.

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Домашнее задание

Упр. 416, создание карточки с деформированными предложениями (5 предложений)

*нарисовать рисунок на тему «Зима» (Слайд 10)

Записывают домашнее задание

Личностные

Приложение 1

-ый

-ют

-ят

-ая

Приложение 2

Оценочный лист

Ф.И. учащегося____________________________________

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

1. 2.

Приложение 3

Я ЗНАЮ:

1. для чего служит окончание -1 балл;

Я УМЕЮ:

1. определять, что называется окончанием и основой слова– 2 балла;

2. какое значение заключено в окончании и основе слова– 1 балл;

2. выделять окончание – 2 балла;

3. как выделить окончание в слове – 1 балл;

3. выделять основу слова – 2 балла.

4. как определить основу слова – 1 балл.

Итого:

Приложение 4

;n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа к уроку "Окончание. Основа слова"

Записать предложения с последующими заданиями по грамматике, пунктуации и словообразованию....

Технологические карты уроков русского языка в 5 классе ФГОС по теме: "Морфема", "Окончание и основа слова"

Материал содержит готовые задания для урока (в помощь молодым педагогам)...

«Окончание и основа слова»

Планируемые образовательные результаты:Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выде...

Окончание и основа слова.

Окончание и основа слова (урок в 5 классе)...

Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова

Презентация к уроку, посвященному разделу "Морфемика и словообразование". В данном уроке подробно рассматриваются морфемы и их значение как частей слова....