Урок русского языка в 7 классе по теме: «Понятие о причастии»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Комбинированный урок русского языка с использованием разноуровневых заданий и игровых приёмов с целью стимулировать познавательный интерес учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya_prichastie.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 80 г. Владивосток»
Приморский край
Учитель русского языка и литературы Антонова Э. В.
7 класс
Урок по теме: «Понятие о причастии».
Цели урока:
1) повторить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными словами;
2) повторить условия написания слов с различными орфограммами;
3) выявить основные отличия причастия от других частей речи;
4) учить отличать причастие от прилагательного;
5) развивать умение формулировать цель урока, подводить итоги урока;
6) стимулировать познавательный интерес с помощью разноуровневых заданий и игровых приёмов;
7) закреплять умение аргументировать ответ, графически обозначать орфограммы и пунктограммы.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, сдают тетради с домашним заданием.
II. Основная часть.
1. Готовность к уроку (поднимают в руке, демонстрируя наличие, справочники по русскому языку (тетрадь 96 л., в которую с 5 кл. записывают теоретические сведения) и сигнальные карточки + –, которые используем на каждом уроке для обратной связи с учителем).
2. Оформляем дату.
Разминка.
На доске схемы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.
I вариант | II вариант |
[обр., …] […, обр., …] […, обр.] | [вв. сл., …] […, вв. сл., …] […, вв. сл.] |
- Сформулируйте цель этого этапа. (Повторить и закрепить).
- Карточки (+ –).
- Прокомментируйте постановку знаков препинания по схемам.
- Карточки (+ –).
Далее в течение урока ребята используют сигнальные карточки без напоминаний. Это уже отработанный момент.
3. Повторение. Практика.
- По вариантам (см. выше) составляют предложения распространённые, не примитивные, обозначают пунктограмму и несут на проверку учителю или назначенным экспертам из числа учеников. Первым 6 ученикам отметка.
- Далее по 1 человеку от варианта записывают на доске.
- Те, кто не смог справиться с заданием, записывают эти предложения.
4. Оформляем тему.
- сформулируйте цели урока. (Учитель дополняет).
5. В параграфе читают правило.
6. По очереди ребята I и II вариантов в полголоса задают друг другу вопросы по прочитанному (работают парами).
Слабым ученикам помогает учитель сформулировать вопрос.
- Что обозначает причастие? - Время?
- На какой вопрос отвечает? - Как изменяется?
- Вид причастия. - Синтаксическая роль.
7. Записываем в справочники алгоритм отличия причастия от других частей речи:
1) вопрос «какой» 1) лист (какой?) краснеющий
2) образовано от глагола 2) образован от глагола краснеть, лист,
который краснеет
3) суффикс причастия 3) краснеющий (суффикс -ющ-)
8. Все получают распечатки для вклеивания в справочник (это опережающее обучение).
Причастие | ||
Время | Суффиксы действительных причастий | Суффиксы страдательных причастий |
Настоящее | I спр. -ущ-, -ющ- II спр. -ащ-, -ящ- | I спр. -ем-, -ом- II спр. -им- |
Прошедшее | -вш-, -ш- | -нн-, -енн-(-ённ-), -т- |
9. Физминутка: учитель называет слова с орфограммами, ребята на слух определяют вид и реагируют движением:
корень с чередованием – хлопок в ладоши
безударный гласный проверяемый – топот (негромкий) ногами
о-ё после шипящих – руки вверх
и-ы после ц – взгляд в окно
Растение, морской, шёлковый, цифра, шоколад, заря, циркуль, лесная.
10. Далее в зависимости от времени: если достаточно, то проводим, если не хватает, можно пропустить и перейти к 11 пункту.
Обучение использованию таблицы (см. выше).
причастие | вид | время |
- Записывают причастия в таблицу, выделяют суффикс, определяют вид и время.
Стелющийся, одевшаяся, вымытый, гонимый, хмурящий, созданный (корректировка выделения суффикса, путают с суффиксом прилагательного), помещённый, несущий, дышащий, нёсший, читаемый, ведомый.
(На усмотрение учителя можно не все причастия брать).
11. Закрепление умения отличать причастия от прилагательных.
Класс делится на 2 группы (1 ряд + 1-ый вар. 2-го ряда и 3-й ряд + 2-ой вар. 2-го ряда).
Соревнование «Кто быстрее?»
Используют алгоритм отличия причастия в справочнике.
На интерактивной доске высвечиваются слова. Побеждает та команда, которая первая составит на доске кластер (ромашка с 6-ю лепестками). На лепестках они должны вписать выбранные 6 причастий. Проверяем совместно правильность.
I группа | II группа |
связанный бойкий расстилавшийся покрытый тёплый ведущая заходящее тихое обеспокоенные | светлеющий волнистый залитый собравшийся рыхлый написанный мокрое загаданные выкрашенная |
12. Рефлексия.
- Не заглядывая в справочник, перечислите всё, что узнали сегодня о причастии.
- Выберите квадратик, цвет которого обозначает ваше настроение (на партах перед уроком приготовлены карточки), жёлтый – отличное настроение, зелёный – хорошее, синий – среднее, чёрный – плохое.
III. Домашнее задание: учить записи в справочнике или параграф, упр… (указать сверху часть речи причастий и прилагательных).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....