Технологическая карта урока по теме «Публицистический стиль речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
В ходе урока учителем использованы технология обучения в сотрудничестве (создание условий для совместной активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях); технология проекта (активизация познавательной деятельности учащегося, стимулирование к самостоятельному приобретению знаний; развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через проектную деятельность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Публицистический стиль | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» для обучающихся 7 класса
по теме «Публицистический стиль речи»
ФИО: Ланкина Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Образовательная организация: МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка:
Урок русского языка был проведен в 7 классе по теме «Публицистический стиль речи». Программа: Баранов М.Т., ЛадыженскаяТ.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовате-льных учреждений: Русский язык: 5-9 классы. – 111с. М.: Просвещение, 2020. Учебник: «Русский язык. 7 класс.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова - М.: Просвещение, 2018».
Урок проводился в 7 классе по программе ФГОС.
Основные понятия: публицистический стиль, лексика, жанры, синтаксис публицистического стиля.
Тип урока: открытие новых знаний.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая работа, самоконтроль, контроль учителем.
Технология: технология сотрудничества.
Цели: знакомство с публицистическим стилем речи, с его особенностями, признаками.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обобщить знания учащихся об особенностях стилей речи, повторить термины; овладеть понятием публицистический стиль, знать признаки публицистического стиля.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные УУД: формировать умение по организации и планированию учебного сотрудничества, уметь работать в группе, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме.
Познавательные УУД: развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; развивать умение логически верно излагать мысли; давать определение понятиям, добывать новые знания.
Личностные: развивать системы ценностных отношений к родному языку; совершенствовать навыки этичного межличностного общения; воспитывать бережного отношения к слову, ответственного отношения к собственной речи.
Основные понятия: публицистический стиль, лексика, жанры, синтаксис публицистического стиля.
Материалы и оборудование: лист самооценки, карточки с заданиями, проектор, презентация, экран.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные | Формируемые УУД | ||||||||||||
Организационный этап | Создаёт благоприятные условия | Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! | Личностные: положительное отношение к уроку | ||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | - Сегодня я шеф – редактор. А вы сотрудники редакции газеты. Рабочий день начался, и я прошу занять свои места. Объединитесь в 3 группы. - Я желаю, чтобы на уроке вам было интересно, познавательно, комфортно. -Предлагаю провести журналистское расследование. Провести работу вам сегодня необходимо в сотрудничестве вашего отдела, поэтому давайте вспомним правила совместной работы Правила работы в группе. 1. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы. 2. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними. 3. Учитесь находить контакты в группе. 4. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение. 5.Уважай мнение каждого 6.Умей каждого выслушать. 7.Не согласен – предлагай! На столах каждой команды находится «Чёрный ящик». Итак, приступим к делу. (учащиеся достают предметы: газета и монета) - Как связаны между собой эти предметы? (Предположения учащихся) Происхождение слова «газета», которым именуются миллионы периодических изданий во всем мире, принято вести от названия серебряной венецианской монеты чеканки 1538 года. В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну газету. Именно такие вот монеты – газеты каждый отдел будет получать за хорошую работу. (Получают листы оценивания, за каждый верный ответ - монета) - 13 января 1703 вышел первый номер печатной русскоязычной газеты в Москве. - А знаете ли вы, кто является работниками этой сферы (Ответы учащихся) - Предлагаю небольшую экскурсию. (о профессиях) Слайд. Во времена Петра 1 корреспондентами называли шпионов из иностранных подданных, которые доставляли разведывательную информацию в письменной форме (от слова осведомлять). | Дети делятся на группы Повторяют правила работы в группе Дети обсуждают в группах Учащиеся высказывают предположения | Личностные: учебно -познавательный интерес к новому материалу доброжелательное отношение к сверстникам Коммуникативные: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: уметь принимать точку зрения одноклассников и приходить к общему выводу в соответствии с поставленной задачей Познавательные: уметь самостоятельно находить ответ на вопрос, используя свой жизненный опыт, уметь строить логические цепочки рассуждений, сравнивать объекты | |||||||||||
Актуализация знаний Цель: проверить имеющие знания учащихся по теме «Стили речи», вызвать интерес к познавательной деятельности | Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия Организует повторение по теме «Стили речи» Организует работу в парах | - Ну что, вы готовы попробовать себя в роли сотрудников газеты? - Газета – это труд многих людей, а в газете самое главное – это текст, работа с текстом. -В нашей редакции работают профессионалы, и каждый сотрудник должен пройти тест на профессиональную пригодность. Тест на профпригодность Учащимся предлагается задание: определить стили речи по их признакам (индивидуальная работа). Взаимопроверка. Слайд.
- Молодцы, вы обладаете хорошими знаниями в области стилей речи, а значит - умеете различать тексты и работать с ними. | Отвечают на вопросы Активизируют мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания Выполняют задания Осуществляют взаимопроверку | Умеют применять полученные знания Знают стили речи Умеют оценивать работу | Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при необходимости Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний | ||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. | Организует фиксирование учащимися затруднения, выявление места и причины затруднения Организует работу в группе Дает рекомендации по выполнению задания | - В редакцию газеты очень часто приходят письма. - К нам в редакцию тоже поступили письма, предлагаю вам их рассортировать. Отдел писем Соотнести тексты со стилями речи (групповая работа)
- Итак, прошу отделы отчитаться о проделанной работе. - С какой проблемой вы столкнулись, выполняя задание? - Можете ли вы самостоятельно составить текст публицистического стиля? Почему? | Выполняют задание в группе, обсуждают, принимают совместное решение, делают записи При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, могут вычленить затруднения и зафиксировать их. Формулируют проблему | Умеют анализировать, соотносить, делать выводы Знают особенности изученных стилей речи Оценивают правильность решения | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного Регулятивные: уметь высказывать свое предположение, контролировать и оценивать процесс, результаты учебной деятельности Коммуникативные : уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, уметь работать в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь | ||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать постановку цели учебной деятельности | Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели | - Уважаемые коллеги, давайте определим тему и цели нашей работы. (На доску вывешиваются цели урока). - Для чего нам в редакции газеты потребовалось познакомиться с этим стилем (выполнить заказ, составить статью) - Сегодня вам предоставляется возможность написать свою статью, но чтобы ее создать, потребуются знания. - Что необходимо выполнить, чтобы достигнуть цели? (изучить публицистический стиль речи, его особенности, научиться составлять текст публицистического стиля) - Что вам поможет освоить эту тему и достичь цели? (информация) | Определяют цель урока, планируют учебные действия Отвечают на вопросы |
| Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности | ||||||||||
Реализация построенного проекта Цель: организовать включение нового материала в систему знаний | Организует работу в группах Организует построение и фиксацию нового знания Учитель проводит психофизическую паузу | Информационный отдел - Чтобы узнать и получить информацию об этом стиле предлагаю, уважаемые коллеги, отправиться в информационный отдел. - Что мы здесь можем узнать? Учащимся предлагается в разных источниках (учебники, ноутбук, интервью) найти необходимую информацию, заполнить таблицу (у каждой команды свои вопросы: что такое публицистический стиль, жанры, сфера употребления, лексика, синтаксис, композиция). - Экстренное планерное заседание. Прошу подготовить отделы отчёт о проделанной работе. После работы учащиеся обмениваются информацией (устная работа). Слайды обобщающие Учитель даёт таблицу с признаками публицистического стиля. Отделы получают монеты - Коллеги, примите информацию к сведению. -А сейчас у нас в офисе одна минутка физминутка. Физминутка - Отлично! Отправляемся в отдел корректировки. | Работают в группах с различными источниками информации Умеют анализировать извлекать необходимую информацию Изучают новый материал Делают записи, собирают материал для будущего проекта | Знают, что такое публицистический стиль, его особенности, жанры, лексику, сферу употребления | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из разных источников, анализировать, выбирать главное, строить логическое рассуждение Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной и устной форме, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь Регулятивные: уметь планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу | ||||||||||
Первичное закрепление Цель: закрепление нового знания в речи | Организует работу в группах Организует закрепление нового знания в речи | Отдел корректировки (запись в тетрадях) - К нам в редакцию поступила заметка, но она требуют корректировки. Редактирование текста Почему телевизор __________ сейчас книгу? Да потому, что телевизор __________ вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но ____________ выбирать книгу по своему вкусу, __________ на время от всего на свете, _________ с книгой поудобнее, и вы ___________, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые __________ и __________, чем многие передачи. Слова- помощники: вытесняет, заставляет, постарайтесь, отвлекитесь, сядьте, поймёте, важнее, интереснее. (выдаются по желанию группы) - Сверьте с эталоном. Оцените свою работу - Оцените свою работу. - Где можно встретить такой текст? (газета, статья) Отдел новостей. Рубрика «Это интересно». Португальское издание Terra Nostra («Наша земля») выпустило ограниченный тираж, который попал в Книгу рекордов как самая маленькая газета в мире. Ее вес составил около 1 грамма, а размер 18,27 мм х 25,35 мм. Украинская газета считается как самая большая газета в мире. Её рекордные размеры составляют: высота 3,20 м, ширина 2,26 м. - А Иркутск — один из первых сибирских городов, где стали выходить местные периодические издания. Первая типография в Иркутске появилась в конце XVIII века. Сейчас в Иркутской области насчитывается свыше 120 наименований газет. | Работают в группах Корректируют текст, используя лексику публицистического стиля Выполняют задание, анализируют текст Узнают интересные факты | Умеют использовать лексику публицистического стиля Приобретают навыки употребление лексики публицистического стиля Знают особенности построение текста публицистического стиля | Познавательные: уметь находить ответ, используя полученную новую информацию Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, отстаивать при необходимости свою точку зрения, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь | ||||||||||
Самостоятельная работа (создание проекта) Цель: организовать усвоение учениками знаний о публицистическом стиле | Создает условия для создания учащимися мини – проекта Организует работу в группах | - Итак, уважаемые сотрудники, готовы ли вы приступить к созданию статьи? - Что необходимо , чтобы статья привлекла внимание читателей и была интересной? Газетная статья — это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати. Сила статьи не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на анализ явлений. Задача автора статьи — привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме, убедить его в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли. Создать текст в публицистическом стиле о значимости газеты в наше время. Учащиеся получают памятки создания газеты, распределяют роли ( редактор, художник- оформитель, ответственный за верстку и т.д) Редакторский отдел (индивидуальная работа) 3 учащихся отправляются на спецзадание: создать заметку в публицистическом стиле о нашем уроке. | Отвечают на вопросы Работают в группах Совместная работа по созданию статьи публицистического стиля | Умеют применять полученные знания на практике Умеют создавать тексты публицистического стиля | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в письменной и устной форме, уметь формулировать и аргументировать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели, осуществлять контроль по результату Познавательные: уметь самостоятельно формулировать познавательную цель Личностные: осознание ответственности за общее дело, уметь ориентироваться на успех в учебной деятельности | ||||||||||
Представление мини - проектов | Рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного | Отдел рекламы Учащиеся представляют газеты. Получают монеты. | Защищают свои мини-проекты, задают вопросы и отвечают на них | Умеют представлять свой проект, используя полученную информацию | Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи Личностные: понимать значение знаний для человека | ||||||||||
Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, самооценку | - Итак, мы достигли поставленных целей? − В чем у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? - А теперь подсчитайте ваши результаты. - Сколько монет заработал каждый отдел? Добавьте еще один балл тот отдел, у кого всех больше монет. Эта ваша премия за активную работу -Определите лучших сотрудников вашего отдела.(дети называют лучших, активных работников отдела) Дети подсчитывают баллы | Отвечают на вопросы Осуществляют самооценку и взаимооценку | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | |||||||||||
Домашняя работа | Объясняет выполнение домашней работы | Повышение квалификации 1. Работа с любой статьёй газеты. Определить признаки публицистического стиля 2. Создать свою газету с разными рубриками (по желанию) Спасибо за активную работу всем сотрудникам! | Записывают домашнюю работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....
План-конспект урока русского языка в 7 классе тема: Публицистический стиль речи с использованием ИКТ
план конспект для 7 класса...
Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи».
Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи»....
урок по теме Публицистический стиль речи
УРОК ПО ТЕМЕ СТИЛИ РЕЧИ. пУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ....
Урок русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи", УМК М.М. Разумовской...
Технологическая карта урока по теме «Официально-деловой стиль речи» 6 класс
Технологическая карта урокапо теме «Официально-деловой стиль речи»6 класс...