Урок русского языка в 9 классе по теме: "Тире в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Федосова Надежда Ивановна

Урок по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении" - урок изучения нового материала, целью которого является усвоение обучающимися 9 класса особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Цель урока

- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном и простом предложениях.

Ход урока.

1. Повторение.

1. Верно или неверно следующее утверждение?

- Сложные предложения делятся на 2 группы: сложносочинённые и сложноподчинённые.

- Бессоюзные предложения - это предложения, в которых части связаны с помощью интонации.

- В БСП со значением перечисления между частями ставится запятая.

- Двоеточие в БСП ставится, если 2-я часть указывает на причину того, о чём говорится в 1-ой части

- В БСП "Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями" 2-я часть дополняет смысл 1-ой.

2. Схематический диктант. Не записывая предложения, постройте его схему и укажите вид предложения.

1) Лето припасает, а зима поедает.

2) Я доверяю любящим: они великодушны.

3) Если хочешь добиться уважения, начинай с себя.

4) Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать.

5) Когда туман рассеялся, вершины вновь засверкали на солнце.

6) Она была хороша: глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу.

7) Дождь прошёл, вечернее небо очистилось.

II. Актуализация знаний.

1. Наблюдения за языковым материалом.

Азбука к мудрости ступенька.

Хлеб питает тело, а книга разум.

Н(е,и) дерево, н(е,и) вода (ни)что (не)шелохнётся.

Жить Родине служить.

- Что объединяет данные предложения? (во всех нужно поставить тире.)

- Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их.

- Вспомните, в каких ещё случаях ставится тире. Приведите примеры.

- Объясните орфограммы в 3 предложении.

- На основе данного материала предположите, какая будет тема урока.

2. Формулирование темы и целей урока.

III. Открытие нового знания.

1. Наблюдения за бессоюзными сложными предложениями.

1) Мир строит - война разрушает.

2) Пашню пашут - руками не машут.

3) Будешь книги читать - будешь всё знать.

4) Солнце дымное встаёт - будет день горячий.

- Подумайте, почему в БСП ставится тире? От чего зависит постановка знаков в БСП? (от смысловых отношений между частями.)

- Как можно определить смысловые отношения? (можно подставить соответствующие союзы и превратить БСП в союзные.)

- БСП в большинстве случаев синонимичны ССП. Произведите замену БСП в союзные и определите смысловые отношения между частями. Запишите данные предложения, надписав между частями соответствующие союзы.

(чтение БСП, объяснение постановки тире)

2. Формулирование правила учащимися.

При каких условиях в БСП ставится тире?

3. Чтение правила по учебнику - п. 17.

4. Составление схем:

[    ] - [противопоставление]        а                                      

[время] - [    ]                                 когда

[условие ] - [     ]                          если

[     ] - [вывод, следствие ]          так что

IV. Первичное закрепление.

1. Упр. 272 (устно) - прочитать выразительно, объясняя постановку тире.

2. Объяснительный диктант.

Расставить знаки препинания, объяснить условия их выбора, надписывая между частями союзы.

1) Не спеши языком - торопись делом. (а). 2) Потеряешь день - не нагонишь за пять. (если). 3) Февраль зиму выдувает - март её ломает. (а). 4) Пойдёт направо - песнь заводит. (когда). 5) Раздался выстрел - зверь упал. 6) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (так что).

V. Самостоятельная проверочная работа.

Цифровой диктант. Выписать только номера предложений.

Условие -

Время -

Противопоставление -

Следствие, результат -

Карточки:

1) Хочешь добиться уважения - начинай с себя.

2) Лето припасает - зима поедает.

3) С глупым водиться - сам поглупеешь.

4) Язык один, ушей пара - раз скажи, два послушай.

5) Уместное слово своё место найдёт - неуместное слово хозяина накажет.

6) Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки.

7) Азбуку учат - на всю избу кричат.

8) Тьма свету не любит - злой доброго не терпит.

9) Увидал грача - весну встречай.

10) Настанет вечер - загорятся на небе звёзды.

VI.  Тест.  

1. Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

2. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: "Узнаешь меня – перестанешь бояться".

A. Время

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;

3. Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

4.  Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении "Служить бы рад – прислуживаться тошно".

A. Время

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;

5.  Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: п. 17 упр. 274


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс

Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение"....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.

Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого  находится на перекрестке морфологии и морф...