Урок русского языка в 9 классе по теме: "Тире в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении" - урок изучения нового материала, целью которого является усвоение обучающимися 9 класса особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 6.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.
Цель урока
- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном и простом предложениях.
Ход урока.
1. Повторение.
1. Верно или неверно следующее утверждение?
- Сложные предложения делятся на 2 группы: сложносочинённые и сложноподчинённые.
- Бессоюзные предложения - это предложения, в которых части связаны с помощью интонации.
- В БСП со значением перечисления между частями ставится запятая.
- Двоеточие в БСП ставится, если 2-я часть указывает на причину того, о чём говорится в 1-ой части
- В БСП "Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями" 2-я часть дополняет смысл 1-ой.
2. Схематический диктант. Не записывая предложения, постройте его схему и укажите вид предложения.
1) Лето припасает, а зима поедает.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Если хочешь добиться уважения, начинай с себя.
4) Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать.
5) Когда туман рассеялся, вершины вновь засверкали на солнце.
6) Она была хороша: глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу.
7) Дождь прошёл, вечернее небо очистилось.
II. Актуализация знаний.
1. Наблюдения за языковым материалом.
Азбука к мудрости ступенька.
Хлеб питает тело, а книга разум.
Н(е,и) дерево, н(е,и) вода (ни)что (не)шелохнётся.
Жить Родине служить.
- Что объединяет данные предложения? (во всех нужно поставить тире.)
- Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их.
- Вспомните, в каких ещё случаях ставится тире. Приведите примеры.
- Объясните орфограммы в 3 предложении.
- На основе данного материала предположите, какая будет тема урока.
2. Формулирование темы и целей урока.
III. Открытие нового знания.
1. Наблюдения за бессоюзными сложными предложениями.
1) Мир строит - война разрушает.
2) Пашню пашут - руками не машут.
3) Будешь книги читать - будешь всё знать.
4) Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
- Подумайте, почему в БСП ставится тире? От чего зависит постановка знаков в БСП? (от смысловых отношений между частями.)
- Как можно определить смысловые отношения? (можно подставить соответствующие союзы и превратить БСП в союзные.)
- БСП в большинстве случаев синонимичны ССП. Произведите замену БСП в союзные и определите смысловые отношения между частями. Запишите данные предложения, надписав между частями соответствующие союзы.
(чтение БСП, объяснение постановки тире)
2. Формулирование правила учащимися.
При каких условиях в БСП ставится тире?
3. Чтение правила по учебнику - п. 17.
4. Составление схем:
[ ] - [противопоставление] а
[время] - [ ] когда
[условие ] - [ ] если
[ ] - [вывод, следствие ] так что
IV. Первичное закрепление.
1. Упр. 272 (устно) - прочитать выразительно, объясняя постановку тире.
2. Объяснительный диктант.
Расставить знаки препинания, объяснить условия их выбора, надписывая между частями союзы.
1) Не спеши языком - торопись делом. (а). 2) Потеряешь день - не нагонишь за пять. (если). 3) Февраль зиму выдувает - март её ломает. (а). 4) Пойдёт направо - песнь заводит. (когда). 5) Раздался выстрел - зверь упал. 6) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (так что).
V. Самостоятельная проверочная работа.
Цифровой диктант. Выписать только номера предложений.
Условие -
Время -
Противопоставление -
Следствие, результат -
Карточки:
1) Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
2) Лето припасает - зима поедает.
3) С глупым водиться - сам поглупеешь.
4) Язык один, ушей пара - раз скажи, два послушай.
5) Уместное слово своё место найдёт - неуместное слово хозяина накажет.
6) Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки.
7) Азбуку учат - на всю избу кричат.
8) Тьма свету не любит - злой доброго не терпит.
9) Увидал грача - весну встречай.
10) Настанет вечер - загорятся на небе звёзды.
VI. Тест.
1. Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:
A. Запятая
B. Точка с запятой
C. Двоеточие
D. Тире
2. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: "Узнаешь меня – перестанешь бояться".
A. Время
B. Следствие
C. Условие
D. Противопоставление
E. Быстрая смена событий;
3. Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:
A. Запятая
B. Точка с запятой
C. Двоеточие
D. Тире
4. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении "Служить бы рад – прислуживаться тошно".
A. Время
B. Следствие
C. Условие
D. Противопоставление
E. Быстрая смена событий;
5. Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:
A. Запятая
B. Точка с запятой
C. Двоеточие
D. Тире
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание: п. 17 упр. 274
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-122323-1349964159.jpg)
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-174707-1357741239.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-548385-1643014455.jpg)
Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс
Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1213731-1580881522.jpg)
Презентация открытого урока русского языка по теме:"Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения"
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197484-1360170751.jpg)
Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.
Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого находится на перекрестке морфологии и морф...