От языка Союза к языку мира: зачем сегодня учат русский
статья по русскому языку

Парфёнцева Елена Анатольевна

Эссе лауреата XXII  Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_zachem_segodnya_uchat_russkiy.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

От языка Союза к языку мира:  зачем сегодня учат русский

(эссе лауреата XXII  Международного Пушкинского конкурса

для учителей русского языка и литературы)

Зачем сегодня учат русский? Мне вспоминается монолог Михаила Задорнова о «расшифровке» SOS, принятой повсеместно русскоговорящими: «спасите наши души». В пустой комнате мы не видим «ни души». Души! Вот ключевое слово, которое у меня ассоциируется с русским языком, литературой, культурой, историей. Да весь мир от начала времен говорит о загадочной русской душе! Эта искорка, которую нельзя измерить, увидеть, покорить, сама покоряет других.

Я живу Беларуси и работаю в колледже. Русский язык у нас второй государственный, но для большинства по культурной традиции – первый (а то и единственный). Мои ученики поступают в колледж после 9 классов общеобразовательной школы. Если к этому времени они не научились грамотно писать и не знают правил, шансов на чудо практически нет. Но если не ставить перед собой задачу заставить вызубрить, вымуштровать, выдрессировать, то можно изменить отношение. На своих уроках я всегда стараюсь создать точку удивления, вызывать интерес, потому что человека можно научить только тогда, он хочет учиться. У китайцев есть пословица: «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами». Вот и открываю для ребят дверь: помогаю понять логику, увлекаю и интригую. Мне очень нравится на первых занятиях сразу поднять планку внимания к слову (в конце концов, слово – это поступок, а всякий уважающий себя человек должен отвечать за свои поступки), попросив поднять руки тех, кто предпочитает быть «амбициозным» и тех, кто предпочтет быть «карьеристом». А потом всем вместе посмотреть в словарь и обсудить, как часто нам кажется, что мы знаем, о чем говорим. В начале года часто со вздохом слышу: «Этот ваш русский язык…» На последних занятиях чаще звучит: «Этот русский язык!» - но уже с другим чувством.

На своей лекции Ирина Александровна Лешутина рассказывала о ролевой игре «Языковой конгресс». Два года подряд мы проводили ее в колледже. Такого энтузиазма и интереса к русскому языку я давно не видела у своих ребят. Особенно у тех, кто в игре представлял соперников. Вероятно, отыскивая достоинства чужого, лучше проникались своим собственным.

        Чтобы пробудить интерес, рассказываю истории реальных людей, изменивших свою жизнь под влиянием русского языка. Когда мы говорим об эпохе Серебряного века, расцвете русской культуры, популярности на мировой арене, вспоминаю актрису Иосико Осаду, которая 1938 году с мужем бежала из Японии в Советский Союз, чтобы учиться настоящему театральному искусству у великого Мейерхольда.

        И сейчас известный итальянский актер и режиссер Микеле Плачидо говорит, что считает себя по образованию русским, потому что изучал Достоевского, Толстого, обожал Пушкина и Горького. По его словам, для актера русская классика – идеальное образование!

        Мы знаем много примеров, когда люди со всего мира начинали учить русский язык, чтобы прочесть в оригинале кого-то великого. Кто-то вдруг задумывался, почему князя Мышкина в переводе зовут prince Mushkin. Кого-то смущает, что имя Льва Толстого переводят как Lion (лев, конечно, да не тот).

        Евгений Водолазкин тоже задавался вопросом: почему иностранцы учат русский? В своем интервью он ответил на него так: «Одни хотят читать Достоевского в оригинале, другие ‒ заниматься бизнесом. Значит, люди верят, что все сложности пройдут, а культурные и экономические связи останутся».

         Мы все хорошо знаем стихотворение Тургенева про «великий и могучий». Всю жизнь гордилась, что говорю на русском языке, но чем глубже изучаю и постигаю не только сам язык, но и все, что этот язык создал, тем большее благоговение испытываю. В какой области науки, образования, культуры, искусства, спорта, общества нет того, кто заставил говорить о себе весь мир? Все мои знакомые иностранцы знают легендарное: «Поехали!»

        У нас в колледже много лет учились туркменские студенты, сейчас учатся ребята из африканских республик. Несмотря на разницу менталитетов, религиозных и культурных различий, именно русский язык становится платформой для понимания. Однажды я спросила у Мамуду из Гвинеи, почему он приехал в Беларусь и стал учить русский язык. Он сказал, что у здесь, конечно, холодно, и по семье он скучает, но жизнь – это жизнь, надо подняться как можно выше. А с русским языком, в русской стране у него это может получиться. Возможности, вот что таит русский язык для многих, изучающих его.

Наши учащиеся с трудом отказывались от слова «негр» по отношению к африканцам. Чего уж говорить, сама грешила. А те слышали и обижались. Ну как объяснить, что в нашей культурной традиции это слово не несет в себе ничего оскорбительного? Для нас негр – это просто человек негроидной расы, чернокожий, не более. Это не унижающее расовое «нигер», которое в русском языке вообще не появилось бы, не придя извне.

Конечно, заимствованиями грешат все языки в большей или в меньшей степени. Это механизм развития и взаимодействия. Но я согласна со Светланой Григорьевной Тер-Минасовой, что русский язык, а соответственно, и человек, – очень амбивалентен в этом отношении. С одной стороны мы жадные до всего иностранного, с другой стороны – страшнейшие ксенофобы. Может, поэтому все вливания в язык проходят через фильтр менталитета и эмоционально заряженные, тем, что нам не свойственно, просто не приживаются? Все-таки в нашем прошлом такой богатый опыт содружества и понимания как СССР. В многонациональном котле варились, взаимно обогащаясь и развиваясь, разные народы со своими особенностями, традициями, культурой и языком. В моем представлении – этакий круглый стол короля Артура, где именно русский язык был первым среди равных.

Когда я слышу красивую белорусскую речь, читаю на белорусском языке, говорю, я получаю удовольствие. Ее певучесть, ласковость восхищают меня. Однако мы все знаем, что русский, белорусский и украинский родились в одной колыбели. Стремление сохранить национальные особенности, мне кажется, притормозило развитие белорусского и украинского, а русский пошел дальше. Поэтому он еще и «великий и могучий», а не просто родной и любимый. С его помощью можно описать абсолютно все, что угодно, выразить все, что хочешь, передать тончайшие оттенки и нюансы. Одни наши суффиксы и возможности для словотворчества чего стоят! Изучая индекс положения русского языка в мире, я подумала, что все относительно. На языках, обошедших русский в рейтинге, говорит множество людей в разных странах, в том числе с высокой рождаемостью, но низким экономическим развитием. К тому же количество пользователей сети Интернет на одном из этих языков не значит высокий уровень развития этого языка: так много контента, который не требует грамотности! С другой стороны, русский язык, как правило, или язык страны – тогда он развивается и функционирует в полном объеме, или был таковым в братских республиках, но сейчас уступил национальному. Говоря словами моего учителя физики: количество не равно качеству. Поэтому для меня русский язык на самом высоком месте за счет его богатства и культурных достижений.

        Сейчас компас настроений и отношения ко всему русскому колеблется так сильно, что остается только задуматься и внимательно осмотреться. Меня всегда восхищало, что, несмотря на войну с Германией,  русский народ не отрекался от Вагнера и Гете, Дюрера и Бетховена. В годы холодной войны читали западных классиков. А сейчас русофобия цветет пышным цветом. Моих студентов возмущает такой подход. Они с юношеским непониманием повторяют, что спорт, медицина, искусство должны быть вне политики. Меня поражает, что произведения Чайковского, Достоевского и других творцов, ставших достоянием мировой сокровищницы, пытаются использовать как оружие. Но кого можно обделить таким способом? Только себя.

        В лингвистике есть такое интересное понятие как языковой барьер. Люди учат другой язык, чтобы преодолеть этот барьер и понять другого человека. И это хорошо: в мире становится больше понимания. Вот и русский язык учат по очень разным причинам. Но есть у этого барьера и хорошая, на мой взгляд, функция – он охраняет  и язык, и культуру от враждебного и бесконтрольного засорения. Люди, прикоснувшиеся к русскому языку и культуре, ощутившие богатство и духовность, не будут в рядах русофобов. Ну, а готовые кричать любые лозунги, пусть говорят на своем родном: зачем же привлекать неумных?

        Русский язык, в прошлом объединявший 15 республик, продолжает играть свою роль круглого стола для мира и сейчас. Он был старшим братом для национальных языков республик, помогая разрешить противоречия. Именно к нему прибегали для интернационального взаимодействия и сотрудничества, на русский переводили книги, чтобы они стали доступны каждому. В нашем конфликтном мире русский язык подобен слону: можно отвернуться и попытаться сделать вид, что не видишь, можно облаивать издалека, но не замечать нельзя. В бывших республиках по-разному обращались с русским языком после развала СССР. Запрещали, выдавливали. Но когда спала напряженность, оказалось, что для многих он так и остался универсальным и незаменимым. Не зря так много мемов бродит в сети на тему: в Чехии на заводе пытаются общаться белорус, украинец, чех, поляк, не понимают друг друга и переходят на русский. Все, миссия выполнима! Собака лает, а караван идет!

        Однажды иностранный студент сказал мне, что ему все время кажется, что когда он строит фразы на русском языке, они получаются более полными. Оказывается, он смог почувствовать, что просто синтаксис и выбор слов позволяли вложить в высказывание не только смысл, но и настроение, чувство. Душу? Наверное, да.

        В том же монологе про разницу в языках и ценностях Михаил Задорнов пошутил про часть тела, которую уносят американцы, когда в блокбастерах у них возникают трудности. Ценность материального никогда не была для русского языка (а значит и народа) на первом месте, как бы ни менялся мир. Поэтому русский язык будут учить всегда, потому что в нем есть богатство и выразительность, живость и крепость, нежность и строгость, добро и зло, покорность и стойкость, а главное, то, что нельзя продать или предать – душа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

тест по русскому языку "Союз"

Тест составлен по теме " Союз". Материал может быть использован на первых уроках по изучении данной служебной части речи. Рекомендован в слабом классе....

Русский язык. Союзы сочинительные и подчинительные 7 класс

Урок русского языка в 7 классе по теме  "Союзы сочинительные и подчинительные"....

Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"

Цель урока:  1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...

Урок русского языка "Союз", 7 класс

В ходе урока учащиеся выполняют практические и тестовые задания, применяя полученные ранее знания по теме "Союз". Отрабатывают умения постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, исп...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...