Конспект урока в 6 классе «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема: «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)».
Класс: 6.
Учебник: Русский язык 6 класс 1 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)».
Цели урока: актуализировать знания в области морфемики; познакомить с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определять значения суффиксов и приставок, группировать однокоренные слова, определять грамматическое значение окончаний, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
- Актуализация ранее полученных знаний
Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
— Найден обрывок записки со слогом из. Что могут обозначать эти буквы? Найдите обобщённые варианты ответа.
О т в е т : 1) предлог из; 2) приставка из- (износить); 3) часть корня (изба, каприз); 4) часть суффикса -изм или -изн- (туризм, белизна).
— Какой раздел науки о языке изучает употреблённые в ответе понятия — «корень», «приставка», «суффикс»? Прочитайте определение на с. 89, дополните свой ответ.
- Сообщение темы и целей урока
- Работа по теме урока
1. Работа с материалами для наблюдения на с. 89, подбор примеров для каждого определения, взаимоконтроль, подготовка связного рассказа на лингвистическую тему, ответы одного-двух учеников, коррекция и оценка ответов.
2. Выполнение упр. 156. Можно дать задание найти все существительные, имеющие нулевое окончание. В итоге составляется обобщающая схема «Грамматическое значение нулевого окончания существительного», подбираются дополнительные примеры.
Нулевое окончание выделяется в следующих случаях:
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: запишите слова и определите, каким образом они связаны с составленной схемой. Дополните схему (выделено серым маркером). Какие слова не вписываются в схему?
Луч, печь, шалаш, сжечь, гуляш, могуч, беречь, багаж, чудовищ, роскошь, саквояж, помочь, свеж, задач, кирпич, груш, стеречь, плакуч.
— Найдите слово, которое может быть прочитано как два разных слова. (Печь — сущ. и печь — глаг.)
3. Перед выполнением упр. 157 учащиеся дают определение понятий форма слова, однокоренные слова, подбирают примеры по группам (каждая группа рассматривает одну из частей речи). В работе можно использовать слова печь и печь. Учитель предупреждает, что у каждого из этих слов своя родовая семья (т. е. оба слова непроизводные), и предлагает собрать их «родственников» (сущ.:
печка, печурка, печной, печник; глаг.: печься, пекарь, пекарня, испечь, запечь, спечь, припекать), затем выделить суффиксы и приставки.
Материалы упр. 157 используются следующим образом: сначала из каждой группы исключается форма слова, затем выбираются существительные. Они записываются в четыре столбика, суффиксы выделяются.
— Как связаны друг с другом слова мебель и мебельщик?
Какое из этих слов даёт жизнь другому? Докажите свою точку зрения. Работа завершается чтением определения понятия словообразование и его записью в тетради-справочники. Учитель комментирует понятия производные слова и непроизводные слова, приводит примеры из выполненного упражнения.
1. Выполнение упр. 158 сопровождается орфоэпической и лексической работой. Особое внимание следует обратить на произношение слов пОдпол и зАводь, в которых ударение падает на приставки, также закрепляется произношение знакомого учащимся слова водопровОд. Используя толковый словарь, учащиеся комментируют значение этих слов, а также слов половик, стеклотара.
Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы и з а д а н и я:
— Встретились ли вам слова с двумя суффиксами? (Половик.) с двумя корнями? (Водопровод, водопой, стеклотара.)
* К слову подпол подберите синонимы. (Подвал, погреб.)
Сопоставьте их морфемный состав. Одинаков ли он? (В словах подвал, погреб нет приставок.)
2. Упр. 159 выполняется в тетрадях и одновременно у доски (на закрытых крыльях доски, чтобы дать возможность учащимся выполнить работу самостоятельно) или на
специальных картах (всего должно получиться 8 групп слов).
Учитель записывает первое слово — красить. Учащиеся по очереди выходят, чтобы записать доставшееся им слово либо в уже начатую группу, либо в новую группу. Таким образом в работе у доски принимает участие весь класс.
Проверка коллективной работы (особое внимание к корням с чередованием), повторение понятий, использованных в процессе урока.
- Итоговый этап. Рефлексия
Подведение итогов.
Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.
- Домашнее задание: Подобрать однокоренные слова к слову друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Методическая разработка к блоку уроков по теме "Морфемика и словообразование" в 10-11 классах
Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, но каждый учитель, занимающийся подготовкой учеников к экзамену, знает, как тяжело дается выпол...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Морфемика и словообразование"
Конспект урока и технологическая карта...

КОНСПЕКТ УРОКА «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование»....

Конспект урока по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография"
Данная разработка предназначена для повторения по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография" - 5 класс к учебнику Ладыженской и др. Урок построен по технологии модульно...
Конспект урока по теме "Морфемика как раздел лингвистики "
Конспект урока на тему "Морфемика как раздел линвистики"...