Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конюхова Елена Игоревна

Конспект урока русского языка в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_metodika_rya.docx530.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Дата: 14.10.2022

Класс: 5

Номер урока: 29

Тема урока: Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики.

Цели урока:

1) образовательная: систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

2) развивающая: развивать орфографическую зоркость, навыки самоконтроля, творческие способности.

3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка, эстетический вкус.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-вербальный, словесный.

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, пятиклассники. Предлагаю вам начать урок русского языка. Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить. Для начала откройте тетради, запишите число и классную работу.

Учащиеся настраиваются на работу, оформляют записи в тетради.

  1. Актуализация прежних знаний и способов действия учащихся

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране. Что же это за страна вы узнаете, если отгадаете небольшой кроссворд.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

1)Её носит школьник. Она изменяется у слова (форма).

2) Из чего состоит словосочетание? (слова)

3) В нём выражается законченная мысль? (предложение)

4) Он строится из предложений (текст).

5) Знак завершения (точка).

6) Он состоит из 33 букв в русском языке? (алфавит).

7) Ученик получает за ответы в школе на уроках? (оценка).

8) Раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (синтаксис).

1.

Ф

О

Р

М

А

2.

С

Л

О

В

А

3.

П

Р

Е

Д

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е

4.

Т

Е

К

С

Т

5.

Т

О

Ч

К

А

6.

А

Л

Ф

А

В

И

Т

7.

О

Ц

Е

Н

К

А

8.

С

И

Н

Т

А

К

С

И

С

Ключевое слово – название страны, в которую мы отправимся. Какую страну мы с вами посетим? (Фонетика)

Давайте с вами вспомним, что же такое фонетика с научной точки зрения? (Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи).

Совершенно верно, фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Прежде чем отправиться в страну Фонетика, нам с вами необходимо взять с собой попутчиков – жителей этого острова. Найдите их среди жителей других островов.

На доске размещены фигурки человечков с подписями - Корень, гласный соединительная гласная, звонкий, твердый, приставка, ударный, подлежащее, суффикс, безударный, синонимы, звук, согласный, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, основа, сонорный, глухой, буква.  

Каких же попутчиков мы взяли с собой? (Гласный, звонкий, твердый, ударный, безударный, звук, согласный, мягкий, сонорный, глухой).

Отлично, команда в сборе. Отправляемся в путь. Я попрошу вас закрыть глаза и представить себе морское путешествие к берегам острова Фонетика. Учащиеся закрывают глаза, представляют морское путешествие (звучит шум моря)

Мы с вами причалили к берегу острова и видим замечательный дворец. Сейчас вам предстоит разместить жителей острова Фонетика во дворце. Для этого вам необходимо объединиться в группы по 4 человека и, посовещавшись, выдвинуть предложение о расселении жителей. Вам дается 1 минута на обсуждение.

Учащиеся в группах обсуждают способы расселения жителей. Свои варианты они оформляют на карточках.

Карточка

 

 Время для обсуждения вышло. Предлагаем варианты расселения.

Группы по очереди предлагают варианты расселения (не более 3 минут). В итоге должно получиться следующее:

Как вы думаете, на что похож наш дворец? (На схему классификации звуков).

Составьте в тетради подобную схему.

Звук

гласный                                согласный

ударный                        безударный                                сонорный                мягкий

                                                глухой                звонкий                твердый

Попробуйте рассказать о звуках, опираясь на данную схему. Все звуки делятся на две большие группы: гласные и согласные. Гласные звуки в свою очередь бывают ударными или безударными. Согласные бывают глухими или звонкими, твердыми или мягкими, а также сонорными.

  1. Формирование новых понятий и способов действия

Находясь в половине дворца, я услышала интересную историю, которой я хочу с вами поделиться. Слушайте эту историю внимательно и попытайтесь определить, о каких фонетических процессах идет речь.

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на что жалуетесь? - обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

        

О каких звуках идёт речь в сказке? (О парных по глухости-звонкости звуках З и С)

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? (Озвончение и оглушение.)

В каких случаях у нас происходит оглушение согласных? (В тех случаях, когда она находится в слабой позиции – в конце слова, а также перед глухим согласным).

Прогуливаясь по мостику между двумя башнями дворца, я нашла записку, но ее содержание так и не смогла понять. Может вы мне поможете разобраться, что же тут написано?

На листке записана фраза: Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг. Один учащийся читает фразу вслух так, как она записана.

Что же было написано в записке? Жил-был у бабушки серенький козлик.

Какие согласные претерпели изменение в записке? Парные звонкие и глухие.

Как вы считаете, к чему приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким? Искажается смысл как отдельного слова, так и всей фразы в целом.

Какой вывод можно сделать? Нельзя подменять согласные.

Запишите в тетради пары слов: стал-сталь, банка-банька, ел-ель, угол-уголь.

Что интересного в парах слов вы заметили? Их звуковой состав практически одинаков за исключением последнего звука – он везде мягкий.

Подчеркните синим цветом букву, обозначающую твердый звук, зеленым – мягкий звук.

Что мы можем сказать о значении слов в парах? Значение у слов разное, причем меняться может при изменении одного звука.

Проанализировав всю нашу работу на уроке, попробуйте сформулировать тему урока.

Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики.

Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных звуков. Кто сможет разгадать его?

б-п     г-к      д-т

в-ф    з-с      ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ    ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

Уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими.

А теперь откроем учебники и прочитаем то правило, что выделено цветом (параграф 56)

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

Итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.

Предлагаю выполнить следующее задание. Вам необходимо разделить слова на три группы: первая группа – слова, в которых есть только глухие согласные, вторая группа – только звонкие, третья группа – и глухие, и звонкие согласные.

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, корыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики, куёт.

Образец записи:

петушок

катушка

пятка

копыто

сосиска

голова

борода

грива

домовой

огороды

гребешок

травинка

бровинка

кадушка

лягушка

корыто

ириска

колокольчики

куёт

 

Лингвофизминутка.

Согласный звонкий – хлопок вытянутыми вперёд руками; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки вверх буквой О.

Учитель показывает карточки: З, Р, П, Э, С, А, Ф, Й, Ю.

Ребята, сегодня на уроке мне хотелось бы дать вам один совет, послушайте внимательно:

Если слышишь парный звук,                            

Будь внимательней, мой друг,                          

Парный сразу проверяй,                                    

Слово смело изменяй.

Найдите здесь согласные, требующие проверки.

Совет хороший. Но что значит изменить слово с целью проверки? Это значит найти такое слово, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный или сонорный согласный.

  1. Закрепление полученных знаний.

Игра-эстафета «Не подведи свой ряд»

Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова:

           Моз…,  дроз…,   ска...ка,  ру…ка,  гвоз…ь, грус…ь, гроз…ь,  ду..., ло...ка, сва…ьба, оши…ка, зу…, улы…ка, про…ьба, огоро… .

Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову, передавая, как эстафетную палочку, дальше, затем в обратном порядке. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок.

Проверка по ключу на доске.

  1. Выполнение тренировочных упражнений.

Выполнение упражнения 284 из учебника.

ИГРА «Путешествие в страну «русский язык»

Задание 1.

Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.   (четыре)

Задание 2.

Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск.  (пять)

Задание 3.

В каком слове звуков больше, чем букв:

А) якорь   Б) земля   В) уголь   Г) пояс (прав.)

Задание 4.

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

А) родной   Б) шесть   В) широко (прав.)   Г) час

Задание 5.

В каком слове все согласные звуки глухие?

А) вскачь (прав.)   Б) мышь   В) плащ   Г) стон

Задание 6.

Написание какого слова не расходится с произношением?

А) счёт   Б) ряд   В) стать (прав.)   Г) сдать

  1. Сообщение домашнего задания.

Повторить правило параграф 56, подобрать слова, в которые входят только звонкие согласные, только глухие, звонкие и глухие (по 5 слов каждого вида).

  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок


Изображение выглядит как текст, стол, рабочий стол  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как текст, стол, рабочий стол  Автоматически созданное описание

б-п     г-к      д-т

в-ф    з-с      ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ    ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие


                

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание


Моз… –

Дроз…–

Ска...ка –

Ру…ка –

Гвоз…ь –

Грус…ь –

Гроз…ь –

Ду... –

Ло...ка –

Сва…ьба –

Оши…ка –

Зу… -

Улы…ка –

Про…ьба –

Огоро… –  

Моз… –

Дроз…–

Ска...ка –

Ру…ка –

Гвоз…ь –

Грус…ь –

Гроз…ь –

Ду... –

Ло...ка –

Сва…ьба –

Оши…ка –

Зу… -

Улы…ка –

Про…ьба –

Огоро… –  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.

Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово...

Основные выразительные средства синтаксиса

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе С.И. Львовой по теме "Основные выразительные средства синтаксиса"...

Основные выразительные средства

Данный материал собирала для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Необходимо самим учителям разобраться в классификации всех средств. Данная классификацмя меня удовлетворила, может быть, и другим поможет....

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Материалы для презентации "Основные выразительные средства синтаксиса"

Материалы  для презентации "Основные выразительные средства синтаксиса"...