Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Дата: 14.10.2022
Класс: 5
Номер урока: 29
Тема урока: Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики.
Цели урока:
1) образовательная: систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
2) развивающая: развивать орфографическую зоркость, навыки самоконтроля, творческие способности.
3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка, эстетический вкус.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-вербальный, словесный.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
Добрый день, пятиклассники. Предлагаю вам начать урок русского языка. Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить. Для начала откройте тетради, запишите число и классную работу.
Учащиеся настраиваются на работу, оформляют записи в тетради.
- Актуализация прежних знаний и способов действия учащихся
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране. Что же это за страна вы узнаете, если отгадаете небольшой кроссворд.
Учащиеся отгадывают кроссворд.
1)Её носит школьник. Она изменяется у слова (форма).
2) Из чего состоит словосочетание? (слова)
3) В нём выражается законченная мысль? (предложение)
4) Он строится из предложений (текст).
5) Знак завершения (точка).
6) Он состоит из 33 букв в русском языке? (алфавит).
7) Ученик получает за ответы в школе на уроках? (оценка).
8) Раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений (синтаксис).
1. | Ф | О | Р | М | А | ||||||
2. | С | Л | О | В | А | ||||||
3. | П | Р | Е | Д | Л | О | Ж | Е | Н | И | Е |
4. | Т | Е | К | С | Т | ||||||
5. | Т | О | Ч | К | А | ||||||
6. | А | Л | Ф | А | В | И | Т | ||||
7. | О | Ц | Е | Н | К | А | |||||
8. | С | И | Н | Т | А | К | С | И | С |
Ключевое слово – название страны, в которую мы отправимся. Какую страну мы с вами посетим? (Фонетика)
Давайте с вами вспомним, что же такое фонетика с научной точки зрения? (Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи).
Совершенно верно, фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Прежде чем отправиться в страну Фонетика, нам с вами необходимо взять с собой попутчиков – жителей этого острова. Найдите их среди жителей других островов.
На доске размещены фигурки человечков с подписями - Корень, гласный соединительная гласная, звонкий, твердый, приставка, ударный, подлежащее, суффикс, безударный, синонимы, звук, согласный, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, основа, сонорный, глухой, буква.
Каких же попутчиков мы взяли с собой? (Гласный, звонкий, твердый, ударный, безударный, звук, согласный, мягкий, сонорный, глухой).
Отлично, команда в сборе. Отправляемся в путь. Я попрошу вас закрыть глаза и представить себе морское путешествие к берегам острова Фонетика. Учащиеся закрывают глаза, представляют морское путешествие (звучит шум моря)
Мы с вами причалили к берегу острова и видим замечательный дворец. Сейчас вам предстоит разместить жителей острова Фонетика во дворце. Для этого вам необходимо объединиться в группы по 4 человека и, посовещавшись, выдвинуть предложение о расселении жителей. Вам дается 1 минута на обсуждение.
Учащиеся в группах обсуждают способы расселения жителей. Свои варианты они оформляют на карточках.
Карточка
Время для обсуждения вышло. Предлагаем варианты расселения.
Группы по очереди предлагают варианты расселения (не более 3 минут). В итоге должно получиться следующее:
Как вы думаете, на что похож наш дворец? (На схему классификации звуков).
Составьте в тетради подобную схему.
Звук
гласный согласный
ударный безударный сонорный мягкий
глухой звонкий твердый
Попробуйте рассказать о звуках, опираясь на данную схему. Все звуки делятся на две большие группы: гласные и согласные. Гласные звуки в свою очередь бывают ударными или безударными. Согласные бывают глухими или звонкими, твердыми или мягкими, а также сонорными.
- Формирование новых понятий и способов действия
Находясь в половине дворца, я услышала интересную историю, которой я хочу с вами поделиться. Слушайте эту историю внимательно и попытайтесь определить, о каких фонетических процессах идет речь.
Сказка о глухих и звонких согласных.
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.
- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?
На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.
Может, звук З простудился и голос теряет?
- А вы на что жалуетесь? - обратился Алфавит к букве ЭС.
Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:
- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.
О каких звуках идёт речь в сказке? (О парных по глухости-звонкости звуках З и С)
О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? (Озвончение и оглушение.)
В каких случаях у нас происходит оглушение согласных? (В тех случаях, когда она находится в слабой позиции – в конце слова, а также перед глухим согласным).
Прогуливаясь по мостику между двумя башнями дворца, я нашла записку, но ее содержание так и не смогла понять. Может вы мне поможете разобраться, что же тут написано?
На листке записана фраза: Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг. Один учащийся читает фразу вслух так, как она записана.
Что же было написано в записке? Жил-был у бабушки серенький козлик.
Какие согласные претерпели изменение в записке? Парные звонкие и глухие.
Как вы считаете, к чему приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким? Искажается смысл как отдельного слова, так и всей фразы в целом.
Какой вывод можно сделать? Нельзя подменять согласные.
Запишите в тетради пары слов: стал-сталь, банка-банька, ел-ель, угол-уголь.
Что интересного в парах слов вы заметили? Их звуковой состав практически одинаков за исключением последнего звука – он везде мягкий.
Подчеркните синим цветом букву, обозначающую твердый звук, зеленым – мягкий звук.
Что мы можем сказать о значении слов в парах? Значение у слов разное, причем меняться может при изменении одного звука.
Проанализировав всю нашу работу на уроке, попробуйте сформулировать тему урока.
Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики.
Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных звуков. Кто сможет разгадать его?
б-п г-к д-т в-ф з-с ж-ш | л м н р й | ч щ ц |
Парные по звонкости-глухости | Всегда звонкие (сонорные) | Всегда глухие |
Уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими.
А теперь откроем учебники и прочитаем то правило, что выделено цветом (параграф 56)
Итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.
Предлагаю выполнить следующее задание. Вам необходимо разделить слова на три группы: первая группа – слова, в которых есть только глухие согласные, вторая группа – только звонкие, третья группа – и глухие, и звонкие согласные.
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, корыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики, куёт.
Образец записи:
петушок катушка пятка копыто сосиска | голова борода грива домовой огороды | гребешок травинка бровинка кадушка лягушка корыто ириска колокольчики куёт |
Лингвофизминутка.
Согласный звонкий – хлопок вытянутыми вперёд руками; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки вверх буквой О.
Учитель показывает карточки: З, Р, П, Э, С, А, Ф, Й, Ю.
Ребята, сегодня на уроке мне хотелось бы дать вам один совет, послушайте внимательно:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Найдите здесь согласные, требующие проверки.
Совет хороший. Но что значит изменить слово с целью проверки? Это значит найти такое слово, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный или сонорный согласный.
- Закрепление полученных знаний.
Игра-эстафета «Не подведи свой ряд»
Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова:
Моз…, дроз…, ска...ка, ру…ка, гвоз…ь, грус…ь, гроз…ь, ду..., ло...ка, сва…ьба, оши…ка, зу…, улы…ка, про…ьба, огоро… .
Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову, передавая, как эстафетную палочку, дальше, затем в обратном порядке. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок.
Проверка по ключу на доске.
- Выполнение тренировочных упражнений.
Выполнение упражнения 284 из учебника.
ИГРА «Путешествие в страну «русский язык»
Задание 1.
Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)
Задание 2.
Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять)
Задание 3.
В каком слове звуков больше, чем букв:
А) якорь Б) земля В) уголь Г) пояс (прав.)
Задание 4.
В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А) родной Б) шесть В) широко (прав.) Г) час
Задание 5.
В каком слове все согласные звуки глухие?
А) вскачь (прав.) Б) мышь В) плащ Г) стон
Задание 6.
Написание какого слова не расходится с произношением?
А) счёт Б) ряд В) стать (прав.) Г) сдать
- Сообщение домашнего задания.
Повторить правило параграф 56, подобрать слова, в которые входят только звонкие согласные, только глухие, звонкие и глухие (по 5 слов каждого вида).
- Подведение итогов урока. Выставление отметок
б-п г-к д-т в-ф з-с ж-ш | л м н р й | ч щ ц |
Парные по звонкости-глухости | Всегда звонкие (сонорные) | Всегда глухие |
Моз… –
Дроз…–
Ска...ка –
Ру…ка –
Гвоз…ь –
Грус…ь –
Гроз…ь –
Ду... –
Ло...ка –
Сва…ьба –
Оши…ка –
Зу… -
Улы…ка –
Про…ьба –
Огоро… –
Моз… –
Дроз…–
Ска...ка –
Ру…ка –
Гвоз…ь –
Грус…ь –
Гроз…ь –
Ду... –
Ло...ка –
Сва…ьба –
Оши…ка –
Зу… -
Улы…ка –
Про…ьба –
Огоро… –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы
Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...
Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.
Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово...
Основные выразительные средства синтаксиса
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе С.И. Львовой по теме "Основные выразительные средства синтаксиса"...
Основные выразительные средства
Данный материал собирала для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Необходимо самим учителям разобраться в классификации всех средств. Данная классификацмя меня удовлетворила, может быть, и другим поможет....
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Материалы для презентации "Основные выразительные средства синтаксиса"
Материалы для презентации "Основные выразительные средства синтаксиса"...