Различные подходы к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ 9.2., 9.3. по тексту Д.С.Лихачева
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Янгирова Алина Леонидовна

АННОТАЦИЯ УРОКА

  1. Автор урока: Янгирова Алина Леонидовна, учитель русского языка и литературы
  2. Город: Златоуст
  3. Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4"
  4. Класс: 9
  5. Предмет: русский язык
  6. Краткое описание: урок направлен на формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста Д.С. Лихачёва, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема

Различные подходы к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ , по тексту Д.С.Лихачева

Автор урока

Янгирова Алина Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Образовательная организация

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4"

Регион

Челябинская область

Город

Златоустовский городской округ

Тип урока

Комбинированный

Дата проведения

г.

Цели урока

Формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: формировать понятия: рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; умение собирать и систематизировать материал для сочинения.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.

Регулятивные УУД: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

Дидактическая структура урока

Урок ориентирован на стандарты нового поколения.

Учителем велась работа по развитию у учащихся следующих УУД:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-доказывать свою точку зрения,

- делать выводы

Также велась работа по развитию функциональной (читательской) грамотности.

Учителем на уроке были использованы следующие современные технологии: технология коллективного сотрудничества, личностно-ориентированного подхода , элементы технологии критического мышления через чтение и письмо, были использованы ИКТ.

Дополнительная информация

Использование текстов на нравственную тему, наглядных материалов, побуждение учащихся к формулировке собственного мнения, беседа-стимул. Использование демонстрационных и наглядных материалов соответствовало целям и содержанию урока.

Размер мультимедиа компонента

Вид мультимедиа компонента

Видео урока, презентация

Ресурсы, оборудование и материалы

Презентация с заданиями по теме урока. Раздаточный материал (клише сочинений , , рабочий лист, текст Письма Д.С. Лихачева).

Список учебной и дополнительной литературы

  1. А.С. Запесоцкий «Культурология Дмитрия Лихачева», Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  2. С. Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. Русский язык 9 класс, М., «Просвещение», 2019.
  3. Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном», М., «Детская литература», 1988.
  4. Д.С. Лихачев. Предисловие «От автора» в книге «Земля родная».

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

-Текстоориентированный: монолог, диалог, создание собственного текста, работа с текстом

-Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи

-Личностно-ориентированный: организация образовательной деятельности, консультация

Использованы следующие методы по виду источника информации:

- словесные

- наглядные (использование презентаций)

- практические (работа с текстом, написание тезиса и подбор аргументов сочинения-рассуждения)

по характеру познавательной деятельности

- частично - поисковый метод (поиск информации - знания не предлагаются в готовом виде, их необходимо добывать самостоятельно под руководством учителя)

- исследовательский (учащиеся добивались знания путем наблюдений, опирались на свой жизненный, в частности читательский, опыт)

Разные формы работы: парную, групповую и самостоятельную. Эти формы работы способствовали формированию коммуникативной, социальной компетентности учащихся.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать сегодня вас на уроке. Надеюсь, что он для вас будет полезным и интересным.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Личностные: развитие

доброжелательности, готов-ности к сотрудничеству, ответственности.

2

Мотивация учебной деятельности,

определение

темы и цели

урока.

-Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с афоризма великого российского академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Человек не должен быть флюгером».

Что такое флюгер?

А смысл того, что хотел сказать Дмитрий Сергеевич, мы разгадаем в конце урока.

Уже несколько раз прозвучала фамилия Дмитрия Сергеевича. Кто-то, быть может, слышал это имя ранее, для кого-то оно было услышано впервые. Давайте узнаем, кто этот человек, с чьей цитатой вы познакомились в начале урока.

Рассказ о Д.С. Лихачеве, о его вкладе в культурологию и языкознание. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- Ребята, скоро вас ждет ответственное испытание - основной государственный экзамен по русскому языку. Из каких частей состоит экзамен?

- Сегодня мы проведем урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту по двум разновидностям и

Запись темы

Сегодня мы разберем текст Д.С.Лихачева и попробуем разобраться в ключевых частях написания сочинения-рассуждения ,

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы учителя.

Письменная экзаменационная работа состоит из 3 частей. Это сжатое изложение, тест и сочинение.

Задание , (по выбору) выполняется на основе текста, где приводятся аргументы для доказательства авторской мысли.

Уметь обосновывать тезис, приводить аргументы из текста,

формулировать вывод.

Личностные:

формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Познавательные:

формирование

представлений о структуре

сочинения-рассуждения Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.

3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданию ОГЭ.

1. Практическое закрепление теоретических знаний.

2. Чтение текста Д.С. Лихачева

3. Вопросы по прочитанному тексту.

4. Рассказ о нравственных заповедях Д.С. Лихачева

- Сегодня мы должны ответить на вопросы:

- Как должно быть построено сочинение-рассуждение?

- Из каких частей?

Запись в тетрадь плана текста-рассуждения.

Что такое тезис, аргументы, вывод?

Композиция сочинения-рассуждения.

- Сколько абзацев должно быть в сочинении?

- Как начать сочинение-рассуждение? Для того чтобы написать сочинение по всем правилам, можно и нужно использовать опорные конструкции, речевые клише.

Несмотря на то что сочинение - творческая работа и требует индивидуальности, опорные конструкции легче запомнить и воспроизвести в памяти (по мнению психологов). Они позволяют структурировать текст.

- Как написать основную часть? Это опорные обороты, речевые фразы, которые смогут стать связующим мостиком от вступления к основной части.

- Как оформлять примеры в сочинении?

- О чем писать в заключении? - Такая типовая конструкция поможет просто написать работу, добавив свой материал из текста.

Текст, который нам сегодня предстоит проанализировать, - это текст Д.С. Лихачева, который выходит в перечень так называемых писем-заветов автора. Это пособие так и называется «Письма о добром и прекрасном».

Давайте прочитаем текст.

-Какое впечатление произвел на вас этот текст?

-Можете ли вы себя назвать таким человеком, о котором говорит Д.С. Лихачев? Человеком, который ставит себе цель, достойную человека?

-Согласны ли вы с Д.С. Лихачёвым в том, что, радости человек может добиться, если поставит перед собой жизненно важную цель?

-Возможно, для кого-то слово «аскет» оказалось новым. Как вы его поняли? Как можете объяснить другим ребятам?

-Почему, как вы думаете, Д.С. Лихачев говорит, что человек, совсем не думающий о себе, — явление ненормальное и, как оказалось, неприятное Дмитрию Сергеевичу?

-К чему подводит Д.С. Лихачев? Нужно ли подчеркивать свою жизненную задачу в глазах других? Почему?

Посредством написания своих текстов академик Д.С. Лихачев смог сформулировать некоторый перечень нравственных заповедей для человека, который хочет прожить свой век честно и совестно. Предлагаю с ними ознакомиться. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

План текста-рассуждения.

1. Вступление - тезис.

(Проблема, предмет рассуждения автора)

2. Основная часть - доказательства (аргументы) +примеры.

3. Заключение - вывод.

Тезис - это краткое изложение основных мыслей. В тезисе заключается тема (проблема) рассуждения.

Сочинение должно иметь не менее 4-х абзацев: 1 абзац – тезис;

2, 3 абзацы – аргументы с примерами;

4 абзац – вывод.

Учащимся раздаются памятки «Речевые клише для написания сочинения-рассуждения по заданию ;.

Заключение – это вывод, итог сказанного, короткий, емкий по содержанию. Вывод не должен противоречить тезису и аргументам.

Один ученик читает вслух текст.

Учащиеся слушают текст, затем отвечают на вопросы учителя.

Дети определяют тему текста и её основную мысль.

Ознакомление с заповедями Д.С. Лихачева.

Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: формировать понятия: рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.

4

Написание наработок сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание ОГЭ)

- Переходим к заданию Чтение задания.

. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл цитаты из текста: «ГЛАВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАДАЧА ШИРЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЛИЧНОСТНАЯ»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

- Начинаем работу над сочинением.

-Какое толкование вы можете дать данному высказыванию Д.С.Лихачева?

-Пользуясь клише, с которыми мы уже с вами работали, давайте создадим вступление нашего сочинения.

Записываем вступление.

Далее следуют абзацы 2 и три. Что это такое в сочинении формата ОГЭ?

Аргументы.

Оба аргумента должны быть приведены из прочитанного текста.

Пожалуйста, проработав карандашом в предложенном тексте, найдите и подчеркните подходящие аргументы тезиса, который заложил Д.С. Лихачев.

И 4 абзац, как мы помним, это заключение, то есть вывод, который мы можем сделать, отталкиваясь от тезиса.

Таким образом, мы видим, что Дмитрий Лихачёв убеждает нас, что стремиться нужно к большему, чем просто личное благополучие - смысл нашей жизни должен даваться добротой и любовью к людям.


Читают задание

Записывают в тетрадь вступление сочинения-рассуждения.

Озвучивают свои варианты.

Работают карандашом в тексте, находя аргументы, подтверждающие тезис.

Озвучивают ответы.

Формулирование вывода, запись.

Познавательные: формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; умение собирать и систематизировать материал для сочинения; формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.

Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

5

Физкультминутка

Д.С. Лихачев однажды сказал: «Твори добро, не видя в том заслуги».

Думаю, вы тоже считаете, что каждый должен нести благо. А что есть благо без труда? И что есть труд без мысли?

Давайте продемонстрируем путь создания блага.

Повторяем за мной.

  1. Мысли
  2. Работай

Отдавай от сердца

Выполняют физические упражнения за учителем

Регулятивные:

проводить физическую разгрузку в ходе работы

6

Написание наработок сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание ОГЭ)

Сейчас мы проработали задание А теперь обратим своё внимание на задание Вы знаете, что оба задания, то есть написание сочинения-рассуждения, выполняются по одному и тому же тексту. Но разница между этими разновидностями работ всё же есть. Какая?

Читаем задание

. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Нужно дать комментарий, что жизненный опыт это не только истории из вашей жизни, жизни ваших родственников и друзей. Во второй аргумент также хорошо подходят отсылки к литературным произведениям, коих мы читаем в достаточном количестве.

Приступим к выполнению задания.

Для начала нужно понять, как правильно и как можно точнее сформулировать понятие, которое нам выводится в задание.

Какое толкование вы можете дать понятию НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

У некоторых могут возникнуть сложности при четком формулировании понятия. Поэтому мы воспользуемся одной методикой, которая служит подводящим механизмом при формулировании сложного понятия, - составление кластера.

Что такое кластер?

Представление понятия (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Давайте попробуем озвучить понятия, которые, как вы считаете, можно отнести к нравственности.

В презентации из слов кластера выстраивается понятие НРАВСТВЕННОСТИ.

Поскольку мы помним, что написание сочинения также предполагает написание аргументов, один из которых мы должны найти в тексте, давайте найдем его.

Следующий аргумент мы должны привести из жизненного опыта. Конечно, каждый может вспомнить какую-нибудь ситуацию в своей жизни или жизни близких людей, относящуюся к данному понятию. Но пока мы работаем над данным текстом и сочинением вместе, давайте вспомним примеры из литературы, которые ярко отражают тему нравственности.

Подведение вывода в сочинении.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети озвучивают свои ответы.

Дети озвучивают свои ответы.

Дети озвучивают свои ответы.

- мораль

-решение

-идеалы

-совесть

-добро

-ценности

-убеждения

Запись получившегося понятия.

Дети ищут аргументы в тексте, работают карандашом.

Озвучивают свои ответы.

Дети озвучивают свои ответы.

Могут прозвучать ответы:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - Пётр Гринев. «Береги честь смолоду»
  2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - Татьяна. Отказ Онегину в чувствах, будучи находясь замужем.
  3. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» - герой собрал замлянику на продажу, потом съел её, вместо ягод положил траву. Раскаялся перед бабушкой.
  4. А.С. Грибоедов «Горе от ума» - Чацкий. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
  5. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - Филька, обидев коня, призвал беду на деревню. Но после, осознав вину, просит прощения и исправляет ситуацию.

Запись вывода. Озвучивание своих вариантов.

Познавательные: формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; умение собирать и систематизировать материал для сочинения; формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.

Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

7

Домашнее задание

Ознакомиться с пособием Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» - с

3,8,10 письмами. Сформулировать у каждого письма тему для сочинения и Записать в тетрадь.

Слушают комментарий, записывают домашнее задание.

Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения.

8

Рефлексия

Подведение итогов урока, оценивание результатов деятельности.

- Были ли у вас какие-нибудь трудности сегодня на уроке?

- Была ли эта работа полезна для вас?

- Поможет ли она вам при написании сочинения-рассуждения?

-С каким новым литературоведом вы познакомились?

-Что запомнилось из его творческой деятельности, которая была освещена сегодня, больше всего?

-Вспомните афоризм Д.С. Лихачева, с которого мы начали сегодняшнее занятие.

Человек не должен быть флюгером.

Почему всё же, как вы думаете, человек не должен быть флюгером?

Напутственные слова.

Спасибо за урок!

Самостоятельно оценивают результаты своей деятельности

Ответы учеников.

Познавательные:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмысливать

свои достижения, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Презентация "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве...

Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...