Различные подходы к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ 9.2., 9.3. по тексту Д.С.Лихачева
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
АННОТАЦИЯ УРОКА
- Автор урока: Янгирова Алина Леонидовна, учитель русского языка и литературы
- Город: Златоуст
- Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4"
- Класс: 9
- Предмет: русский язык
- Краткое описание: урок направлен на формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста Д.С. Лихачёва, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Различные подходы к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ 9.2., 9.3 | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ УРОКА | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 9 |
Тема | Различные подходы к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ , по тексту Д.С.Лихачева |
Автор урока | Янгирова Алина Леонидовна, учитель русского языка и литературы |
Образовательная организация | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4" |
Регион | Челябинская область |
Город | Златоустовский городской округ |
Тип урока | Комбинированный |
Дата проведения | г. |
Цели урока | Формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку |
Планируемые результаты | Предметные: формировать понятия: рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; умение собирать и систематизировать материал для сочинения. Метапредметные: Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений. Регулятивные УУД: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания. Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия. |
Дидактическая структура урока | Урок ориентирован на стандарты нового поколения. Учителем велась работа по развитию у учащихся следующих УУД: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, -доказывать свою точку зрения, - делать выводы Также велась работа по развитию функциональной (читательской) грамотности. Учителем на уроке были использованы следующие современные технологии: технология коллективного сотрудничества, личностно-ориентированного подхода , элементы технологии критического мышления через чтение и письмо, были использованы ИКТ. |
Дополнительная информация | Использование текстов на нравственную тему, наглядных материалов, побуждение учащихся к формулировке собственного мнения, беседа-стимул. Использование демонстрационных и наглядных материалов соответствовало целям и содержанию урока. |
Размер мультимедиа компонента | |
Вид мультимедиа компонента | Видео урока, презентация |
Ресурсы, оборудование и материалы | Презентация с заданиями по теме урока. Раздаточный материал (клише сочинений , , рабочий лист, текст Письма Д.С. Лихачева). |
Список учебной и дополнительной литературы |
|
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Были реализованы современные подходы к уроку русского языка: -Текстоориентированный: монолог, диалог, создание собственного текста, работа с текстом -Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи -Личностно-ориентированный: организация образовательной деятельности, консультация Использованы следующие методы по виду источника информации: - словесные - наглядные (использование презентаций) - практические (работа с текстом, написание тезиса и подбор аргументов сочинения-рассуждения) по характеру познавательной деятельности - частично - поисковый метод (поиск информации - знания не предлагаются в готовом виде, их необходимо добывать самостоятельно под руководством учителя) - исследовательский (учащиеся добивались знания путем наблюдений, опирались на свой жизненный, в частности читательский, опыт) Разные формы работы: парную, групповую и самостоятельную. Эти формы работы способствовали формированию коммуникативной, социальной компетентности учащихся. |
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1 | Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать сегодня вас на уроке. Надеюсь, что он для вас будет полезным и интересным. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Личностные: развитие доброжелательности, готов-ности к сотрудничеству, ответственности. |
2 | Мотивация учебной деятельности, определение темы и цели урока. | -Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с афоризма великого российского академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Человек не должен быть флюгером». Что такое флюгер? А смысл того, что хотел сказать Дмитрий Сергеевич, мы разгадаем в конце урока. Уже несколько раз прозвучала фамилия Дмитрия Сергеевича. Кто-то, быть может, слышал это имя ранее, для кого-то оно было услышано впервые. Давайте узнаем, кто этот человек, с чьей цитатой вы познакомились в начале урока. Рассказ о Д.С. Лихачеве, о его вкладе в культурологию и языкознание. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Ребята, скоро вас ждет ответственное испытание - основной государственный экзамен по русскому языку. Из каких частей состоит экзамен? - Сегодня мы проведем урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту по двум разновидностям и Запись темы Сегодня мы разберем текст Д.С.Лихачева и попробуем разобраться в ключевых частях написания сочинения-рассуждения , | Отвечают на вопрос. Отвечают на вопросы учителя. Письменная экзаменационная работа состоит из 3 частей. Это сжатое изложение, тест и сочинение. Задание , (по выбору) выполняется на основе текста, где приводятся аргументы для доказательства авторской мысли. Уметь обосновывать тезис, приводить аргументы из текста, формулировать вывод. | Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Познавательные: формирование представлений о структуре сочинения-рассуждения Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся. |
3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданию ОГЭ. 1. Практическое закрепление теоретических знаний. 2. Чтение текста Д.С. Лихачева 3. Вопросы по прочитанному тексту. 4. Рассказ о нравственных заповедях Д.С. Лихачева | - Сегодня мы должны ответить на вопросы: - Как должно быть построено сочинение-рассуждение? - Из каких частей? Запись в тетрадь плана текста-рассуждения. Что такое тезис, аргументы, вывод? Композиция сочинения-рассуждения. - Сколько абзацев должно быть в сочинении? - Как начать сочинение-рассуждение? Для того чтобы написать сочинение по всем правилам, можно и нужно использовать опорные конструкции, речевые клише. Несмотря на то что сочинение - творческая работа и требует индивидуальности, опорные конструкции легче запомнить и воспроизвести в памяти (по мнению психологов). Они позволяют структурировать текст. - Как написать основную часть? Это опорные обороты, речевые фразы, которые смогут стать связующим мостиком от вступления к основной части. - Как оформлять примеры в сочинении? - О чем писать в заключении? - Такая типовая конструкция поможет просто написать работу, добавив свой материал из текста. Текст, который нам сегодня предстоит проанализировать, - это текст Д.С. Лихачева, который выходит в перечень так называемых писем-заветов автора. Это пособие так и называется «Письма о добром и прекрасном». Давайте прочитаем текст. -Какое впечатление произвел на вас этот текст? -Можете ли вы себя назвать таким человеком, о котором говорит Д.С. Лихачев? Человеком, который ставит себе цель, достойную человека? -Согласны ли вы с Д.С. Лихачёвым в том, что, радости человек может добиться, если поставит перед собой жизненно важную цель? -Возможно, для кого-то слово «аскет» оказалось новым. Как вы его поняли? Как можете объяснить другим ребятам? -Почему, как вы думаете, Д.С. Лихачев говорит, что человек, совсем не думающий о себе, — явление ненормальное и, как оказалось, неприятное Дмитрию Сергеевичу? -К чему подводит Д.С. Лихачев? Нужно ли подчеркивать свою жизненную задачу в глазах других? Почему? Посредством написания своих текстов академик Д.С. Лихачев смог сформулировать некоторый перечень нравственных заповедей для человека, который хочет прожить свой век честно и совестно. Предлагаю с ними ознакомиться. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) | План текста-рассуждения. 1. Вступление - тезис. (Проблема, предмет рассуждения автора) 2. Основная часть - доказательства (аргументы) +примеры. 3. Заключение - вывод. Тезис - это краткое изложение основных мыслей. В тезисе заключается тема (проблема) рассуждения. Сочинение должно иметь не менее 4-х абзацев: 1 абзац – тезис; 2, 3 абзацы – аргументы с примерами; 4 абзац – вывод. Учащимся раздаются памятки «Речевые клише для написания сочинения-рассуждения по заданию ;. Заключение – это вывод, итог сказанного, короткий, емкий по содержанию. Вывод не должен противоречить тезису и аргументам. Один ученик читает вслух текст. Учащиеся слушают текст, затем отвечают на вопросы учителя. Дети определяют тему текста и её основную мысль. Ознакомление с заповедями Д.С. Лихачева. | Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: формировать понятия: рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся. |
4 | Написание наработок сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание ОГЭ) | - Переходим к заданию Чтение задания. . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл цитаты из текста: «ГЛАВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАДАЧА ШИРЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЛИЧНОСТНАЯ» Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. - Начинаем работу над сочинением. -Какое толкование вы можете дать данному высказыванию Д.С.Лихачева? -Пользуясь клише, с которыми мы уже с вами работали, давайте создадим вступление нашего сочинения. Записываем вступление. Далее следуют абзацы 2 и три. Что это такое в сочинении формата ОГЭ? Аргументы. Оба аргумента должны быть приведены из прочитанного текста. Пожалуйста, проработав карандашом в предложенном тексте, найдите и подчеркните подходящие аргументы тезиса, который заложил Д.С. Лихачев. И 4 абзац, как мы помним, это заключение, то есть вывод, который мы можем сделать, отталкиваясь от тезиса. Таким образом, мы видим, что Дмитрий Лихачёв убеждает нас, что стремиться нужно к большему, чем просто личное благополучие - смысл нашей жизни должен даваться добротой и любовью к людям. | Читают задание Записывают в тетрадь вступление сочинения-рассуждения. Озвучивают свои варианты. Работают карандашом в тексте, находя аргументы, подтверждающие тезис. Озвучивают ответы. Формулирование вывода, запись. | Познавательные: формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; умение собирать и систематизировать материал для сочинения; формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений. Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания. Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия. |
5 | Физкультминутка | Д.С. Лихачев однажды сказал: «Твори добро, не видя в том заслуги». Думаю, вы тоже считаете, что каждый должен нести благо. А что есть благо без труда? И что есть труд без мысли? Давайте продемонстрируем путь создания блага. Повторяем за мной.
Отдавай от сердца | Выполняют физические упражнения за учителем | Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы |
6 | Написание наработок сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание ОГЭ) | Сейчас мы проработали задание А теперь обратим своё внимание на задание Вы знаете, что оба задания, то есть написание сочинения-рассуждения, выполняются по одному и тому же тексту. Но разница между этими разновидностями работ всё же есть. Какая? Читаем задание . Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Нужно дать комментарий, что жизненный опыт это не только истории из вашей жизни, жизни ваших родственников и друзей. Во второй аргумент также хорошо подходят отсылки к литературным произведениям, коих мы читаем в достаточном количестве. Приступим к выполнению задания. Для начала нужно понять, как правильно и как можно точнее сформулировать понятие, которое нам выводится в задание. Какое толкование вы можете дать понятию НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? У некоторых могут возникнуть сложности при четком формулировании понятия. Поэтому мы воспользуемся одной методикой, которая служит подводящим механизмом при формулировании сложного понятия, - составление кластера. Что такое кластер? Представление понятия (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Давайте попробуем озвучить понятия, которые, как вы считаете, можно отнести к нравственности. В презентации из слов кластера выстраивается понятие НРАВСТВЕННОСТИ. Поскольку мы помним, что написание сочинения также предполагает написание аргументов, один из которых мы должны найти в тексте, давайте найдем его. Следующий аргумент мы должны привести из жизненного опыта. Конечно, каждый может вспомнить какую-нибудь ситуацию в своей жизни или жизни близких людей, относящуюся к данному понятию. Но пока мы работаем над данным текстом и сочинением вместе, давайте вспомним примеры из литературы, которые ярко отражают тему нравственности. Подведение вывода в сочинении. | Дети отвечают на поставленные вопросы. Дети озвучивают свои ответы. Дети озвучивают свои ответы. Дети озвучивают свои ответы. - мораль -решение -идеалы -совесть -добро -ценности -убеждения Запись получившегося понятия. Дети ищут аргументы в тексте, работают карандашом. Озвучивают свои ответы. Дети озвучивают свои ответы. Могут прозвучать ответы:
Запись вывода. Озвучивание своих вариантов. | Познавательные: формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; умение собирать и систематизировать материал для сочинения; формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений. Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания. Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия. |
7 | Домашнее задание | Ознакомиться с пособием Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» - с 3,8,10 письмами. Сформулировать у каждого письма тему для сочинения и Записать в тетрадь. | Слушают комментарий, записывают домашнее задание. | Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения. |
8 | Рефлексия | Подведение итогов урока, оценивание результатов деятельности. - Были ли у вас какие-нибудь трудности сегодня на уроке? - Была ли эта работа полезна для вас? - Поможет ли она вам при написании сочинения-рассуждения? -С каким новым литературоведом вы познакомились? -Что запомнилось из его творческой деятельности, которая была освещена сегодня, больше всего? -Вспомните афоризм Д.С. Лихачева, с которого мы начали сегодняшнее занятие. Человек не должен быть флюгером. Почему всё же, как вы думаете, человек не должен быть флюгером? Напутственные слова. Спасибо за урок! | Самостоятельно оценивают результаты своей деятельности Ответы учеников. | Познавательные: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмысливать свои достижения, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Презентация "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения анализу текста, формулирования проблемы и комментария её, ...
11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве
Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве...
Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".
В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...
Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.
Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....
Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...