Урок русского языка в 5 классе "Изменение глаголов по временам. Настоящее время: значение, образование, употребление"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

Используются активные методы обучения: игровые приемы, проблемная ситуация, игра "Найди различия", "Установи соответствие", работа с таблицей, разноуровневые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка    5 класс

                                                         

Класс: 5. Урок русского языка                   Дата проведения: 06.02.2023

Урок  № 102   Тема урока:  «Изменение глаголов по временам. Настоящее время: значение, образование, употребление» 

Тип урока:          открытие новых знаний

Дидактическая цель:  создать условия для успешного освоения учащимися понятия о времени глагола, для формирования умения изменять глаголы настоящего времени по лицам и числам, видеть их грамматические признаки, выделять окончания и правильно употреблять в речи.

Задачи:

образовательные:

Определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного);

развивающие:

развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать эмоциональную сферу ребенка

воспитательные:

воспитывать трудолюбие, терпение к учебному труду, способность ставить цель и достигать ее.

метапредметные:

познавательные УУД:

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

  • развивать творческое и аналитическое  мышление;
  • развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи

  • уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;
  • уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематике.

  • развивать умение работать в  парах;
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Методы: активные методы обучения (системно- деятельностный подход, проблемная ситуация, игровые приемы, игра «Найди различия»), прием «Установи соответствие», работа с таблицей

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

По источникам знаний:

Словесные: беседа;  наглядные: использование презентации, видео- и аудиофайлов; практические: использование раздаточного материала, таблиц

По степени взаимодействия учитель-ученик:

Беседа, создание ситуации выбора, создание условий для активизации мыслительной деятельности, выполнения учебных задач

Относительно дидактических задач:

Открытие нового знания, первичное закрепление знаний, освоение аналитических умений ;

Относительно характера познавательной деятельности:

проблемный, частично-поисковый;

Место проведения:

Иркутск, каб.38

Оборудование:

Видеоролик, раздаточный материал, мультимедиа, компьютер, колонки, фишки за правильные ответы

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

2 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, «Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Запишем число, классная работа. Тему запишем чуть позже

Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам.

Целеполагание

Введение в тему

Постановка учебной задачи на урок

Запись темы урока

6  мин

Сегодня к нам на урок пришел Чебурашка. Недавно в прокат вышел художественный фильм, в котором главным героем был Чебурашка. Скажите, кто смотрел этот фильм? Чему научил Чебурашка Геннадия и других героев? ДОБРО, ЛЮБОВЬ, УЛЫБКА, МИР

Он сказал мне, что ему нужна наша помощь. Поможем??

Монолог Чебурашки (учитель голосом Чебурашки говорит): «Ребята, здравствуйте, я так рад вас видеть. Я даже узнаю некоторых ребят. Привет! Письмо на родину, другу: « …   Чебураха! Я ж..ть весело и интересно.  Днем я  пом..гать Гене. Мы п..ливать и ухаживать цв..ты, кусты и деревья. А потом есть м..ндарины и катат(?)ся на м..тоцикле!»

Учитель: Чего не знает Чебурашка? Правильно. Глаголы могут меняться по временам. Какие времена глагола мы знаем? В какой форме глаголы употребил Чебурашка? На какие 2 вопроса отвечает инфинитив? Посмотрите внимательно на текст и скажите, в форме какого времени, в данном тексте, должны стоять глаголы? А как образуется данное время? Пока нам трудно объяснить это Чебурашке. Давайте займемся изучением глаголов настоящего времени.

Запишите тему урока.

Какую цель урока ставим?

Цель: знать, как образуются и изменяются глаголы настоящего времени, уметь выделять личные окончания глаголов.

Записать на доске:

  1.  От глаголов какого вида образуется форма настоящего времени?
  2. Какие окончания у глаголов настоящего времени?

Рассуждают, предлагают.

СЛАЙД 1

 Проникаются проблемой урока, выдвигают свои версии.

Записывают тему урока

Назначить помощников!

Актуализация знаний. Повторение.

2 мин

Повторить категории глагола: вид, время, инфинитив, возвратность  (на доске данные термины)  

Таблица «Установи соответствие» (ВЗАИМОПРОВЕРКА)

1.Вид

1. Имеет суффикс –ся-

Правильные ответы:

1-3

2-4

3-2

4-1

2.Время

2. Что делать? Что сделать?

3.Инфинитив

3. Совершенный и несовершенный

4. Возвратность

4. Настоящее, прошедшее и будущее

Слайд 2

Работают по восстановлению правильных ответов, самопроверка.

Стадия вызова.

3 мин

Чебурашка попробовал образовать формы настоящего времени, все ли правильно он сделал?

Сохранять- сохраняем

Прилететь – прилетит

Обманывать- обманываю

Разбудить – разбудят

Почему от несовершенного вида?

Слайд 3

Решают учебную задачу:

Выводы:

Настоящее время образуется только от глаголов несовершенного вида

Изучение теоретического материала параграф 116 стр.118

2  мин

4 мин

Просмотр видеоролика «Глаголы настоящего времени»

+ Заполнение опорной схемы

Действие

происходит в момент речи

Образуются

От основы настоящего времени + личные окончания

Изменяются

По лицам и числам

Отвечают на вопросы (инф-я из учебника)

Что делаю, что делаешь и др.

ВЕРИТЬ

   Ед.число

Множ. число

1 л.

2 л

3 л

(САМОПРОВЕРКА)

Включить видео. Попросить помощников раздать опорные схемы

Просмотр видеоурока, работа с опорной таблицей.

По ходу видеоролика изменяют глагол, выделяют окончания, проверяют себя!

Находят недостающую информацию в учебнике! Стр.118, параграф 116

Закрепление

Рассказ детей об образовании форм настоящего времени

4

Мин

8

мин

Первичное закрепление: образовать от инфинитива настоящее время

Соревновательный момент. Образование настоящего времени + выделить основу и окончание! и орфоэпическая минутка ПО РЯДАМ!

Прием «Эстафета  знаний»  (нужно заполнить свою таблицу, передают карточку, записывают форму настоящего времени (каждый по одному слову) выделяя основу и окончание) Старший звеньевой проверяет, озвучивает ошибки, исправляет!

Инфинитив

звонить

повторять

руководить

1 лицо ед.числа (я)

звоню

повторяю

руковожу

1 лицо множ.ч. (мы)

звоним

повторяем

руководим

2 лицо ед.ч. (ты)

звонишь

повторяешь

руководишь

2 лицо мн.ч. (вы)

звоните

повторяете

руководите

3 лицо ед.ч.(он, она, оно)

звонит

повторяет

руководит

3 лицо мн.ч. (они)

звонят

повторяют

руководят

 

Дифференцированное задание (раздаточные карточки):

Задание 1 (на «3»): образование  настоящего времени глагола и выделение окончаний и основ:

Задание 2 (на «4»): Выбрать глаголы, от которых можно образовать формы настоящего времени. Заполнить таблицу личных окончаний глаголов, выделить окончания.

 Задание 3 (на «5»): Откорректировать текст Чебурашки, выделить основу и окончания глаголов. Подготовить рассказ  (на примере глаголов в тексте), как образуется настоящее время глаголов.

Выполняют задание, каждый вносит свой вклад в общее дело. Командир проверяет и озвучивает результат ряда

УДАРЕНИЕ!!!

Работают индивидуально, каждый сам выбирает уровень задания, сбор тетрадей, проверка учителем после урока

Проверка рассказа и текста!

Рассказывают об образовании формы настоящего времени!

Рефлексия

2 мин

Поднимают карточки

Урок понравился, я все понимаю - зеленый

Урок понравился, понимаю не все – желтый

Ничего не понял на уроке - красный

Объяснить цвета, попросить оценить свои знания и урок!

8.

Домашнее задание и оценивание

2 минуты

Упр. 660.  Объявить оценки!

Записывают домашнее задание, подходят за оценками

9.

Мораль урока. Итог

3 мин

В начале урока мы говорили о том, что Чебурашка учит добру. Он шепнул мне, что вы ему очень понравились, теперь он сможет сам писать письма, правильно употреблять глаголы. Расставаясь, он хотел бы исполнить вместе с вами песню. Поддержите его, ребята, пожалуйста.

Сюрприз от Чебурашки. Исполнение песни «Дорогою добра»

Поют

Опорная схема по теме «Настоящее время глагола»

Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы

Глаголы настоящего времени показывают, что действия происходит

Формы настоящего времени могут иметь только  глаголы (какого вида?)

Глаголы настоящего времени могут меняться

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Словарь урока:

Вид

Возвратность

Время

Инфинитив

Основа

Окончание

ДОБРО

ЛЮБОВЬ

Шестое февраля

Настоящее время глаголов

От глаголов какого вида образуются формы настоящего времени?

Какие окончания имеют формы настоящего времени?

Выводы:

От глаголов несовершенного вида

Личные окончания  (1,2, 3 лица)

Дом. задание: упр. 660


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Настоящее время глагола"

Презентация к уроку содержит известные стихотворения детских писателей на основе которых ученикам проще и интеренее понять материал и тему урока. Физкльтминутку может провести ученик....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Настоящее время"

Данный материал содержит технологическую карту урока, конспект, презентацию, самоанализ. Урок построен по ФГОС....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"

Данная презентация поможет учителю в объяснении сложного и чрезвычайно важного учебного материала - причастия....

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....