Урок "Возвратное местоимение себя
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Материал поможет начинающему учителю провести урок в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Возвратное местоимение себя» (§ 81)
Ц е л и у р о к а: познакомить с особенностями возвратного местоимения себя; научить употреблять его в нужной форме; сформировать представление об активном использовании местоимения себя во фразеологизмах, правильно использовать в речи.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Познавательная инициатива. Коммуникативные УУД. Работа в группе.
Х од урока
I. Лингвистическая разминка.
-Что такое местоимение?
- Какие местоимения вспомнили?
II. Проверка домашнего задания.
Упр 490.
Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор
Для проверки обратитесь к эталону, который проецируется на экране.
- Раз мы поймали молодого журавля и дали ему лягушку. Журавль её проглотил. Дали другую, третью (порядк.), четвёртую (порядк.), пятую (порядк.) — проглотил.
- Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женою всюду ходить.
- Жена корову доить — и Журка с ней, и в огород за ней, и на полевые работы ходит с ней, и за водой.
- Привыкла к журавлю жена, и без него ей уже скучно, без него никуда.
- Крикнет: «Фру−фру!», журавль к ней бежит. Такой умница! (По М. Пришвину)
Существительное общего рода — умница.
Третью — числит.
I. (Какую?) третью.
Н. ф. — третий.
II. Пост. — прост., порядк.; непост. — вин. п., ж. р., ед. ч.
III. Лягушку (какую?) третью (определение, подчеркиваем волнистой чертой)
III. Изучение нового материала.
- Найдите «Четвертое лишнее»
Я, он, нас, тебя, себя.
1. Анализ темы урока.
- Как вы думаете, какую тему после личных местоимений мы будем изучать? (Возвратное местоимение себя).
-Кто знает что себя - местоимение?
- Кто хочет узнать о нем больше?
- Почему это местоимение сопровождает слово возвратный? (Действие возвращается к действующему лицу.)
2. Чтение сведений о местоимении себя. ( Параграф 81 после темы.)
Склонение местоимения ты, себя. (Устно один ученик)
И.п. ты, -
Р.п. тебя, себя
Д.п. тебе, себе
В.п. тебя, себя
Т.п. тобой (тобою), собой(собою)
П.п. о тебе, о себе.
Какой можете сделать вывод о склонении местоимения?
(Это местоимение склоняется как местоимение ты)
В чем особенность формы творительного падежа местоимения себя? (Имеет 2 формы ( собой — собою).
В древнерусском языке существовало 2 формы возвратного местоимения себя: себе, ся. Они были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс. (девочка облила себя. Девочка облилась)
3. Усвоение новых знаний.
Упр.494.
- Для себя (род. п.) жить — тлеть, для семьи — гореть, а для народа — светить.
- Не кричи о себе (предл. п.), пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
- Нет лучше шутки, чем над собой (твор. п.).
- Кто только о себе (предл. п.) хлопочет, тот о других и знать не хочет.
(Пословицы)
Шутки — сущ.
I. (Чего?) шутки.
Н. ф. — шутка.
II. Пост. — нариц., неодуш., ж. р., 1−е скл.; непост. — в род. п., ед. ч.
III. Нет лучше (чего?) шутки (Дополнение)
4. Редактирование предложений с местоимениями.
С помощью учителя выполняется упр. 495
Каждая четверка получает по 1 предложению. Нужно заменить местоимения на существительные или местоимением, заменяющее конкретное существительное, поставив в нужный падеж
Чтение образца выполнения упр.495.
Выполнение. Проверка.
Плотник вынул из ящика рубанок и положил инструмент на верстак.
Охотник снял колпачок с головы беркута и подбросил птицу в воздух.
Студенты посмотрели в новом кинотеатре фильм, от которого у них осталось неизгладимое впечатление.
Учитель предложил Мише, чтобы тот отнёс тетради к нему домой.
Бабушка попросила внучку, чтобы та налила ей воды.
Отец велел сыновьям, чтобы они купили себе новые авторучки.
В чем состояли ошибки при употреблении местоимений?
Какие трудности были у вас при выполнении упражнения?
5.Физкультминутка.
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я»,
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
6.
Местоимения себя в часто употребляется в составе фразеологизмов. И сейчас мы будем употреблять эти фразеологизмы в речи.
Какие трудности можем испытать при выполнении этого задания? (Нужно вспомнить, что такое фразеологизм. Это устойчивые сочетания слов).
Класс делится на группы.
Одни выполняют упр 497.
Другие составляют 5—6 предложений с указанными выражениями (особую оценку получает группа,
составившая связный текст) объяснить фразеологизмы, найти их в словх для справок:
вбить себе в голову, знать себе цену, набивать себе цену, не по себе, развязать себе руки, рвать на себе волосы, сам по себе, брать себя в
руки, вне себя, выводить из себя, выдавать себя с головой, выходить из себя, держать себя в руках, не помнить себя, отрывать от себя, приходить в себя, сдерживать себя, ставить себя на место, строить из себя.
Слова для справок:
Внушать, запомнить.
Правильно оценивать свои возможности, не унижаться.
Стараться более важным в глазах других людей.
В душевном расстройстве.
Неприятно.
Нездоровится кому-н.
Быть в отчаянии, сильно досадовать на себя.
Самостоятельно, независимо от прочего
Овладевать собой
В крайнем волнении, возбуждении
Заставлять
Потерять самообладание
Обнаружить свою вину
Сильно раздражаться.
Сдерживать свои чувства, быть спокойным.
Терять рассудок от чего-н.
Отдавать с большой трудностью
Опомниться
Обрести способность соображать
Не позволять себе какие-либо действия; не настроений.
Принимать положение кого- либо
Стараться создать о себе какое-л. впечатление
-Были ли трудности при выполнении упр? ( Не все фразеологизмы знаем, нажо больше читать.
V. Подведение итогов урока.
Что я знал о возвратном местоимении себя?
Что узнал? ( Не имеет рода, числа, падежа, формы Р.п.
Что хотите узнать о местоимении?
VI. Домашнее задание. Повторить композицию рассказа
Написать соч. по рис. Упр. 496 «Как я помогал маме с использованием возвратного местоимения себя», слова в рамке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе
Урок ознакомления с новым материалом по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...
Возвратное местоимение себя. Урок русского языка в 6
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....
разработка урока русского языка на тему: Возвратное местоимение СЕБЯ.
Разработка урока русского языка на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ" для 6 класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного. Работа представлена с...
Урок в 5 классе по русскому языку "Возвратное местоимение СЕБЯ".
Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка "Возвратное местоимение СЕБЯ"
Урок русского языка в 6 классе УМК Р.Н. Бунеев, программа "Школа 2100"...
Презентация к уроку по теме: "Возвратное местоимение СЕБЯ"
Презентация к уроку содержит в себе разработанный тест с применением интерактивной доски, а также элементы творческого задания...
Методическая разработка урока русского языка с презентацией "Возвратное местоимение себя"
Данный урок был разработан и проведён в 6 класе для детей с ЗПР. Цель урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить с особенностями склонения местоимения себя, научить употреблять местои...