«Какие задачи решают уроки технологии в системе обучения и воспитания подрастающего поколения».
занимательные факты по технологии

«Наряду с традиционными предметно - ориентированными техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексные научно-технические, социально-технические дисциплины (экономика, информатика, инженерная зоология, психология и т.п.). Они интегрируют подходы, синтезируют знания различных научных областей и входят в научное обеспечение современной преобразовательной деятельности людей. Наиболее общие и элементарные основы этой крупной области знаний необходимы каждому образованному человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Указанные основы, на наш взгляд, могут стать содержанием учебного предмета «Технология».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Какие задачи решают уроки технологии в системе обучения и воспитания подрастающего поколения».

 

 

МБОУ «ВСОШ №4»

им.Г. Баруди

учитель Фазылова В.И.

 

2022г.

 

Какие задачи решают уроки технологии в системе обучения и воспитания подрастающего поколения.

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение технологии: «Технология (от греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.»

За два десятилетия после формулировки этого определения представления о технологиях значительно расширились, понимание технологий вышло за рамки производственных процессов и органически связалось с непроизводственными сферами жизни.

«Наряду с традиционными предметно - ориентированными техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексные научно-технические, социально-технические дисциплины (экономика, информатика, инженерная зоология, психология и т.п.). Они интегрируют подходы, синтезируют знания различных научных областей и входят в научное обеспечение современной преобразовательной деятельности людей. Наиболее общие и элементарные основы этой крупной области знаний необходимы каждому образованному человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Указанные основы, на наш взгляд, могут стать содержанием учебного предмета «Технология».

Образовательная область «Технология» с 1 сентября 1993 года включена в инвариантную часть базового учебного плана общего образования в школах России. Она может оказать существенное влияние на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.

Современные тенденции общественного развития, ориентация системы образования на личностно сориентированную модель подготовки подрастающего поколения, влияющую на развитие конкретного ученика, переход к вариативному обучению по выбору, появление новых методик и технологий обучения и воспитания, социализация школы потребовали серьезного анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодежи.

В связи с коренными изменениями, бурно протекающими во всех сферах жизни нашего общества, необходимо решать педагогические, дидактические и технологические задачи всех уровней образования молодежи в рамках страны. Новые социальные условия заставляют школу быть гибкой, динамичной, чуждой всякого шаблона и застоя. Решить эти новые задачи возможно ведя поиск новых педагогических технологий.

Предмет «Технология» - «...интегративный предмет, синтезирующий полученные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающий их использование в работе промышленности, энергетике, связи, сельского хозяйства, транспорта и других направлениях деятельности человека».

«Главной целью нового учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Это предполагает: средствами предмета «Технология» формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции».

Сегодня в российском образовании усиливается внимание к дисциплинам практического цикла. Связано это с изменениями в структуре современного научного знания. На инженерные дисциплины смотрят теперь как на прикладные в цикле общего образования. Почему изменилось место технических дисциплин в общем образовании? Объясняется это тем, что технические науки занимаются исследованием всех видов практической деятельности человека.

Идеи практического обучения детей, выдвинутые Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским получают свое воплощение в новом учебном школьном интегративном курсе «Технология». Этот предмет синтезирует в себе ранее созданные направления трудового обучения учащихся в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полные представления о технико - технологической стороне окружающего мира. Синтез теории и практики, образования и труда, союз техники и педагогики - вот отдельные стороны одной сложной проблемы - подготовки учащихся к взрослой трудовой жизни.

Технология в широком ее понятии может быть не связана с техникой. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Курс «Технологии» предназначен как для использования показа научных данных в сфере производства, так и для гуманитарных предметов по производству духовных ценностей. Новый предмет «Технология» вводится в эпоху всемирной технологической революции. Технологическая подготовка базируется на предметах общеобразовательной подготовки и должна пронизывать всю учебную и трудовую деятельность учащихся.

Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.

Технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека.

Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.

Обязательность внедрения «Технологии» в учебный план школ вытекает из стремления использовать активный деятельностный подход к практической подготовке школьников через разработку и выполнение проектов на занятиях, через организацию мини - предприятий по производству и продаже товаров и услуг, через приобретение опыта на предприятиях.

Ведущим методом обучения должен стать метод систематизированных проектов. Проектность - одно из измерений культуры ХХ века, это особый тип мышления, пронизывающий все сферы нашей жизни. Темы для проектов дает нам окружающая среда, их осуществление должно быть последовательным, системным.

Проблемная направленность обучения в процессе выполнения проектов (обучение поиску проблем, изучение потребностей и спроса, установление оптимального варианта решения проблемы), должна ориентироваться на творческий подход к действительности, интеграцию содержания образования на основе комплексного подхода к трудовой деятельности.

В процессе изучения «Технологии» учащиеся должны уметь осуществлять разработку проекта (учащиеся должны быть способны воспроизвести весь процесс проектирования: от идеи до разработки реальных выполнимых предложений и оформления самого проекта); планировать предстоящую работу и изготавливать изделия (учащиеся должны быть способны изготавливать объекты, системы и элементы окружающей среды, разрабатывать план деятельности); давать оценку результатам своей деятельности (учащиеся должны быть способны оценить свою деятельность).

Интеграция предметов в «Технологии» должна способствовать формированию целостных представлений о технологической картине мира, выработке единой логики изучения учебного материала, устранению ненужных повторений, сокращению общих затрат времени, созданию единой методической системы, обеспечивающей экономию материалов, средств, уменьшения нагрузки преподавателей, повышения качества подготовки выпускников учебных заведений.

Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения?

 

Жизнь заставляет пересмотреть некоторые концептуальные положения теории трудовой подготовки в школе. Нельзя отрицать, что многое из того, чем руководствовались педагоги в процессе реализации идеи трудового, политехнического образования в средней школе, сегодня кажется не столь непреложным и незыблемым. Школьника нужно рассматривать в первую очередь как личность, а личность реализуется в разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой.

Дети учатся делать реальные опыты и эксперименты

Кстати, прежде чем сделать вывод о свойствах тканей, бумаги, картона или природных материалов, дети с ними экспериментируют. Что легче согнуть — картон или бумагу? Что будет с бумагой и с тканью, если их смять? Как соединить природные материалы? Если ребята попробуют всё это проделать сами, они легче и быстрее усвоят теоретический материал. Теория помогает и в практической деятельности: когда дети знают, что такое пластилин, картон, бумага, натуральные и синтетические ткани, какие у них свойства и как эти свойства можно использовать в работе, им легче придумывать собственные изделия.

Милые вещи из старой доброй советской школы — человечков из желудей, машинки из картона, вышитые салфетки — дети будут изготавливать и на уроках технологии, ведь общие принципы создания изделий школьники изучают на конкретных примерах. Причём эти примеры подобраны не бессистемно, а подчинены общей логике курса.

Предмет «Технология» представляет собой результат глубокого переструктурирования содержания образования. Интегрированное содержание, использование системы проектов - все это позволяет включать обучаемых в процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. На основе метода проектов связывается познавательная и преобразовательная деятельность учащихся, повышается уровень усвоения знаний. Логика построения проектов основывается на включении обучаемых во все этапы проектной деятельности.

Так ученицей 8класса Мунаевой Дианой был выполнен проект по теме « Электрозаправочный комплекс общего пользования «Электроколонка» с объектами придорожного сервиса». Хочу отметить следующее: в данном случае применились знания не только по технологии. Это и биология, экология, физика, основы предпринимательства. Т.е. ребенок применил все свои знания на практике. Я думаю, что такой проект может перерасти во что то большее.

Или еще проектная работа Пацер Руслана – девятиклассника. С этим проектом он вышел на защиту ( по проектной деятельности). А выросло все из его увлечения. Парень сам собирает мотоциклы. Опять же он смог применить свои знания на практике.

На уроках проходит  профориентация

Много возможностей у уроков технологии в основной школе. Ученики могут обсудить растениеводство и животноводство — а это биология. Когда они изучают свойства материалов, они на практике применяют знания по физике и химии. Алгебра и геометрия помогают им с расчётами и графическими построениями. И все эти знания лучше усваиваются именно потому, что ребята применяют их на практике! Они видят не сухие факты из учебников, а технологии, которые реально меняют мир — здесь и сейчас.

 

Школьники получают навыки ХХI века

Уроки технологии помогают ребёнку адаптироваться к меняющемуся миру. Они дают ему информацию о современных технологиях и профессиях, показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам, учат думать своей головой, а не быть просто исполнителем, который работает по готовому плану. А ещё подсказывают, как решать постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи, и в конечном итоге помогают приобрести те знания и навыки, которые понадобятся будущему профессионалу в его карьере.

На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Учителю необходимо помнить, о том, что учащиеся постоянно за ним наблюдают, пусть даже и не осознанно, поэтому, прежде всего, ему самому следует соблюдать необходимые нормы, правила и приемы работы. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки.

Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.

Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

РОЛЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, си...

Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения

В наше время необходимо уделять больше внимания воспитанию подрастающего поколения. Не менее важной задачей является и его нравственное здоровье. Какие нравственные ценности признает подрастающее поко...

Эстетическое воспитание подрастающего поколения, его рль и место в системе школного образования

Задача настоящей пупликации показать тесную связь между системой образования в начальной и средней школе, дающей возможность сформировать главные, основолагающие черты будущих поколений и конкретной р...

Повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образо...

Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения

Специфическим ядром практической стороны физической культуры являются те отношения, которые складываются в процессе физкультурно-спортивной деятельности, развивающие духовную и физическую сферу личнос...

Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения

Одним из главных составляющих современного образовательного процесса, помимо обучения, является процесс воспитания. Указанные процессы направлены на достижение одной цели – целостному развитию л...