Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Разделительные Ъ и Ь»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лебедева Екатерина Андреевна

Теория и практикум темы "Разделительные Ъ и Ь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnye_i_.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Разделительные Ъ и Ь"

План урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Теоретическая часть.

4. Практическая работа.

5. Игровое упражнение.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

Цели урока: познакомить учащихся с правилами написания разделительных Ъ и Ь, объяснить значение и функцию этих знаков в словах, практически закрепить правила написания через упражнения.

Задачи урока:

1. Теоретические:

- рассмотреть основные правила использования разделительных Ъ и Ь;

- проанализировать примеры слов с разделительными Ъ и Ь.

2. Практические:

- выполнить упражнения на правильное написание слов с разделительными Ъ и Ь;

- самостоятельно составить предложения со словами, содержащими разделительные Ъ и Ь;

- проанализировать тексты на предмет наличия и правильного использования разделительных Ъ и Ь.

3. Рефлективные:

- обсудить, почему важно правильно использовать разделительные Ъ и Ь в письменной речи;

- провести самооценку по результатам выполнения практических заданий.

Форма организации деятельности: коллективная. 

Возрастная категория: 5 класс. 

Ход урока.

1. Организационный этап. (1 мин.)

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя тема нашего урока «Разделительные Ъ и Ь».

2. Актуализация знаний. (3 мин)

Учитель показывает на доске слова с разделительными Ъ и Ь, не выделяя их особо.

Учитель задает вопрос: «Ребята, как вы думаете, зачем в языке нужны буквы Ъ и Ь?»

Краткое обсуждение и высказывание предположений учениками.

3. Теоретическая часть. (10 мин.)

Рассказ учителя о разделительных Ъ и Ь.

Объяснение разницы между ними.

Примеры слов с разделительными Ъ и Ь.

Учитель: «Сегодня мы поговорим о двух очень интересных и важных символах в русском языке: разделительных Ъ и Ь. Они небольшие, но играют важную роль в написании слов. Давайте разберёмся, что это за знаки и когда их нужно использовать.

Твёрдый знак (Ъ):

Представьте, что у вас дома есть дверь, которая разделяет вашу комнату от коридора. Так вот, твёрдый знак – это как эта дверь, он разделяет буквы в слове. Например, в слове «подЪезд». Без Ъ слово бы звучало иначе!

Сегодня мы видим его главным образом после предлогов, оканчивающихся на гласные, перед словами, начинающимися на е, ё, ю, я, например: «обЪект», «сЪезд».

Мягкий знак (Ь):

Мягкий знак – это как мягкий пушистый коврик у этой двери. Он делает звук предыдущей буквы мягче. Сравните: «лес» и «лесь». Чувствуете разницу?

Мягкий знак часто встречается в русском языке. Он может стоять посередине слова, как в «пальто», или в конце, как в «конь».

Важно помнить, что Ъ и Ь никогда не обозначают самих себя. Они работают в команде с другими буквами, помогая им звучать определенным образом. Эти знаки – как маленькие помощники, которые делают нашу речь ярче и выразительнее».

Учитель: «Итак, давайте запишем правило написания слов с Ъ и Ь: «Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, и только перед гласными е, ё, ю, я (например, объект, подъезд).

Разделительный Ь пишется в середине слова перед гласными е, ё, ю, я, и (например, вьюга, ладья)».

4. Практическая работа. (10 мин.)

Учащиеся выполняют упражнения на написание слов с разделительными Ъ и Ь в рабочих тетрадях или на доске.

1. Даны слова без разделительных Ъ и Ь. Ученики должны вставить нужный знак и тем самым "преобразовать" слово.

С…езд, пал…то, обез…яна, под…езд, пис…мо, солов…и, мал…чик, об…ем.

2. Вставьте в пропусках разделительные Ъ или Ь, где это необходимо.

Об_явление, с_ездить, под_емник, п_есок, зам_кать, с_емя, об_егать, в_езти.

Обсуждение выполненных упражнений: анализ ошибок и правильных ответов.

5. Игровое упражнение. (10 мин.)

1. Игра «Кто быстрее?». Учащимся предлагается составить как можно больше слов с разделительными Ъ и Ь за определенное время.

2. Игра «"Музыкальные стулья с буквами". Ученики расставляют стулья по классу. Учитель кладет карточку с частью слова на каждый стул. Когда музыка играет, ученики ходят вокруг. Как только музыка прекращается, каждый ученик садится на ближайший стул и дописывает слово, вставляя разделительные Ъ и Ь.

6. Заключение. (1 мин.)

Подведение итогов урока.

Обсуждение трудностей и интересных моментов.

7. Рефлексия. (1 мин.)

На уроке я работал…

На уроке я научился…

На уроке мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Разделительные ъ и ь"

технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Разделительные ъ и ь" + презентация к уроку...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...