Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Разделительные Ъ и Ь»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Разделительные Ъ и Ь"
План урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Теоретическая часть.
4. Практическая работа.
5. Игровое упражнение.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия
Цели урока: познакомить учащихся с правилами написания разделительных Ъ и Ь, объяснить значение и функцию этих знаков в словах, практически закрепить правила написания через упражнения.
Задачи урока:
1. Теоретические:
- рассмотреть основные правила использования разделительных Ъ и Ь;
- проанализировать примеры слов с разделительными Ъ и Ь.
2. Практические:
- выполнить упражнения на правильное написание слов с разделительными Ъ и Ь;
- самостоятельно составить предложения со словами, содержащими разделительные Ъ и Ь;
- проанализировать тексты на предмет наличия и правильного использования разделительных Ъ и Ь.
3. Рефлективные:
- обсудить, почему важно правильно использовать разделительные Ъ и Ь в письменной речи;
- провести самооценку по результатам выполнения практических заданий.
Форма организации деятельности: коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.
Ход урока.
1. Организационный этап. (1 мин.)
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя тема нашего урока «Разделительные Ъ и Ь».
2. Актуализация знаний. (3 мин)
Учитель показывает на доске слова с разделительными Ъ и Ь, не выделяя их особо.
Учитель задает вопрос: «Ребята, как вы думаете, зачем в языке нужны буквы Ъ и Ь?»
Краткое обсуждение и высказывание предположений учениками.
3. Теоретическая часть. (10 мин.)
Рассказ учителя о разделительных Ъ и Ь.
Объяснение разницы между ними.
Примеры слов с разделительными Ъ и Ь.
Учитель: «Сегодня мы поговорим о двух очень интересных и важных символах в русском языке: разделительных Ъ и Ь. Они небольшие, но играют важную роль в написании слов. Давайте разберёмся, что это за знаки и когда их нужно использовать.
Твёрдый знак (Ъ):
Представьте, что у вас дома есть дверь, которая разделяет вашу комнату от коридора. Так вот, твёрдый знак – это как эта дверь, он разделяет буквы в слове. Например, в слове «подЪезд». Без Ъ слово бы звучало иначе!
Сегодня мы видим его главным образом после предлогов, оканчивающихся на гласные, перед словами, начинающимися на е, ё, ю, я, например: «обЪект», «сЪезд».
Мягкий знак (Ь):
Мягкий знак – это как мягкий пушистый коврик у этой двери. Он делает звук предыдущей буквы мягче. Сравните: «лес» и «лесь». Чувствуете разницу?
Мягкий знак часто встречается в русском языке. Он может стоять посередине слова, как в «пальто», или в конце, как в «конь».
Важно помнить, что Ъ и Ь никогда не обозначают самих себя. Они работают в команде с другими буквами, помогая им звучать определенным образом. Эти знаки – как маленькие помощники, которые делают нашу речь ярче и выразительнее».
Учитель: «Итак, давайте запишем правило написания слов с Ъ и Ь: «Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, и только перед гласными е, ё, ю, я (например, объект, подъезд).
Разделительный Ь пишется в середине слова перед гласными е, ё, ю, я, и (например, вьюга, ладья)».
4. Практическая работа. (10 мин.)
Учащиеся выполняют упражнения на написание слов с разделительными Ъ и Ь в рабочих тетрадях или на доске.
1. Даны слова без разделительных Ъ и Ь. Ученики должны вставить нужный знак и тем самым "преобразовать" слово.
С…езд, пал…то, обез…яна, под…езд, пис…мо, солов…и, мал…чик, об…ем.
2. Вставьте в пропусках разделительные Ъ или Ь, где это необходимо.
Об_явление, с_ездить, под_емник, п_есок, зам_кать, с_емя, об_егать, в_езти.
Обсуждение выполненных упражнений: анализ ошибок и правильных ответов.
5. Игровое упражнение. (10 мин.)
1. Игра «Кто быстрее?». Учащимся предлагается составить как можно больше слов с разделительными Ъ и Ь за определенное время.
2. Игра «"Музыкальные стулья с буквами". Ученики расставляют стулья по классу. Учитель кладет карточку с частью слова на каждый стул. Когда музыка играет, ученики ходят вокруг. Как только музыка прекращается, каждый ученик садится на ближайший стул и дописывает слово, вставляя разделительные Ъ и Ь.
6. Заключение. (1 мин.)
Подведение итогов урока.
Обсуждение трудностей и интересных моментов.
7. Рефлексия. (1 мин.)
На уроке я работал…
На уроке я научился…
На уроке мне было трудно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Разделительные ъ и ь"
технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Разделительные ъ и ь" + презентация к уроку...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...