Социально значимый проект по предмету "Русский язык" "Молодежь и культура речи"
проект по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа социализации "Молодёжь и культура речи". Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету "Русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii_po_predmetu_russkiy_yazyk.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации муниципального образования
«Всеволожский муниципальный район»
Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 2»
г. ВСЕВОЛОЖСКА
188640 Ленинградская область
г. Всеволожск, ул. Межевая 10
тел. /(факс) 8 (813-70) 20-502
https://vsev2.vsevobr.ru
vsev2@vsevobr.ru
ПРОГРАММА
«Молодежь и культура речи»
(участие обучающихся в социально значимых проектах
по предмету «Русский язык»)
Разработчик программы: Красовская Надежда Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Молодежь и культура речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа является одним из вариантов реализации участия обучающихся в социально значимых проектах по предмету «Русский язык».
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи. Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения. Подростки мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.
Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, слушая речь людей, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами.
Программа курса «Культура речи» предполагает привлечение внимания школьников к актуальности проблемы языковой культуры, знакомство обучающихся с речевым этикетом.
Проблема сокращения русского языка является актуальной в наше время. Вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.
Работа направлена на формирование всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей подростков.
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании у юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Новизна программы «Молодежь и культура речи» состоит в том, что она предусматривает выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности по предмету и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, деревни, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности, повышение языковой культуры обучающихся через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.
Основные задачи программы:
- развитие лингвистических способностей обучающихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
- способствовать дальнейшему овладению основными нормами современного русского литературного языка;
- развитие языковых компетенций учащихся;
- повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;
- способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение работать в команде;
- организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся;
- привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы;
- формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;
- развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
В процессе реализации программы «Молодежь и культура речи» предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:
-ценность жизни – признание человеческой жизни как величайшей ценности;
- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;
- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;
- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Общая характеристика курса
Программа «Молодежь и культура речи» основывается на следующих принципах.
Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.
Возрастосообразность - достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.
Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.
Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
На этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.
Каждый вид урочной и внеурочной деятельности: творческой, познавательной, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в учебное и внеурочное время.
Направления развития личности: социальное.
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальное творчество, художественное творчество.
Формы организации деятельности:
- познавательные беседы;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- праздники;
- викторины;
- творческие проекты, презентации;
- социально-значимые акции,
- социальные проекты
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Описание места программы в учебном плане
В соответствии с учебным планом основного общего образования МОУ «СОШ №2» программа «Молодежь и культура речи» реализуется на уроках русского языка и, как продолжение работы, во внеурочное время. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
Программа предполагает как проведение регулярных уроков, так и возможность организовывать продолжение занятий во внеурочное время.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности: проекты, акции, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Реализация данной программы способствует вовлечению школьников в социально – значимую деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват
но формулировать их в устной и письменной форме;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2)применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
3)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
4)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
5)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
6)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.
обучающиеся научатся | обучающиеся получат возможность научиться |
коммуникативных задач;
|
|
Содержание программы с указанием форм организации
социальной деятельности на уроке и вне урока
Программа «Молодежь и культура речи» включает в себя разделы: «Словесная вежливость. Культура устного общения», «Словесная вежливость. Культура письменного общения», «Культура внешнего вида», «Обогащаем свой словарный запас», «Проектно - исследовательская работа».
Каждая тема программы включает в себя практическую работу, которая будет способствовать тому, что обучающиеся на основе многократного повторения слов, устойчивых выражений, грамматических форм будут активно вводить их в речь. Кроме того, работа учеников над составлением рассказов, сценок, диалогов обогатит их словарный запас, разовьет их творческие способности.
№ урока | Тема | Практическая работа | Кол-во часов |
Введение. | |||
1 | Задачи курса. Язык – важное средство общения. Культура речи. Этикет. | Подбор пословиц и поговорок, связанных с речевой деятельностью человека. | 1 |
Словесная вежливость. Культура устного общения. | |||
2-3 | Формулы речевого этикета. Интонационное оформление речевых высказываний | Работа со стихотворениями В. Солоухина «Здравствуйте», Н. Юсупова «Извините». | 2 |
4 | Обучение словесной вежливости при изучении личных местоимений. | Составление таблицы формул речевого этикета, разыгрывание речевых ситуаций. | 1 |
5 | Соблюдение речевого этикета при разговорах по телефону | Составление рассказа об успехах товарища, речевые ситуации. | 1 |
6 | Вежливое приглашение. Учимся принимать гостей, прощаться с ними. | Составление приглашений, речевые ситуации | 1 |
7 | «Худой мир лучше доброй ссоры». Учимся быть вежливыми в любом споре. | Составление диалогов. | 1 |
8 | Вежливые формы отказа. | Речевые ситуации. | 1 |
9 | «Давайте говорить друг другу комплименты». | Речевые ситуации. | 1 |
10 | Способы привлечения внимания, когда адресат незнаком. | Речевые ситуации. | 1 |
11 | Знакомство с правилами вежливости у разных народов. | Фестиваль семейных проектов «Народная мудрость гласит..» Сравнение с русскими правилами вежливости. Речевые ситуации. | 1 |
Словесная вежливость. Культура письменного общения. | |||
12 | SMS родным и близким. Соблюдение в них норм речевого этикета. | Написание SMS родным и близким, друзьям | 1 |
13 | Особенности поздравительного письма. Исключение из него штампов речи. | Написание поздравительного письма или открытки. | 1 |
14 - 15 | Организация странички «Чисто по-русски» в школьной газете, сотрудничество с газетой «Всеволожские вести» Письмо в газету | Написание письма. | 2 |
16 | Что? Где? Когда? Объявление, соблюдение в нем норм речевого этикета. Содержание и структура письменного объявления. | Объявление о потерянной книге (собаке). | 1 |
17 | Особенности объявления-приглашения. | Объявление о приглашении на праздник, на день рождения | 1 |
18 | «Покажи товар лицом…» Реклама. | Разработка и создание рекламы «Цитаты из жизни». Составление простейших рекламных объявлений. | 1 |
Культура внешнего вида | |||
19 - 20 | «Встречают по одежке…» Когда и как надо одеваться. | Обучение сочинению – рассуждению о значении внешнего вида в жизни современного человека. Индивидуальность, неповторимость внешнего облика человека. Написание сочинения - рассуждения | 2 |
21 | «В человеке все должно быть прекрасно!» | Внешность и внутренний облик – неразрывные звенья. Стиль одежды, опрятность, ухоженность, походка, манеры, осанка. | 1 |
22 | «Мода и здоровье» | Создание презентации на заданную тему | 1 |
Обогащаем свой словарный запас. | |||
23 | Лексика и культура речи. | Выставка – конкурс листовок «Мат – не наш формат» | 1 |
24 | Лексические ошибки при употреблении глаголов речи. | Составление диалогов. Составление предложений и текста. | 1 |
25 | Речевые ошибки, связанные с категориями рода и склонения имен существительных. Работа над речевыми ошибками в употреблении личных местоимений. Нарушение образования парного глагола (по виду) и конструирования глагольных форм | Определение и устранение ошибок. | 1 |
26 | Слово «очень» и его синонимы. | Лексические упражнения на употребление синонимов, антонимов, многозначных слов и т.п. | 1 |
27 | Просторечие. Вредные словесные привычки. Молодежный жаргон. Подготовка к Интернет-проекту «Палитра русского языка» | Интернет-проект «Палитра русского языка» Составление словаря молодежного сленга. | 1 |
28 – 29 | Подготовка к научно-практической конференции по проблемам русского языка и речи «Сила слова против нецензурной брани». | Научно-практическая конференция по проблемам русского языка и речи «Сила слова против нецензурной брани». | 2 |
30 | Конкурс знатоков русского языка. | Участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку | 1 |
31 | Волонтерская работа «Несем красоту русского языка людям» | Публичные выступления. | 1 |
Проектно- исследовательская работа | |||
32 | Изучение уровня речевой культуры школьников. Исследования изменений в культуре речи. | Круглый стол для обучающихся школы «Молодежь и культура речи» | 1 |
33 - 34 | Проект «Культура речи» | Социально - значимый проект «Культура речи». Защита проекта | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Механизм реализации проекта
№ п\п | Мероприятия | сроки | ответственные |
Подготовительный этап | |||
Организация работы творческих и проблемных групп | |||
1 | Создание инициативной проектной группы | сентябрь | актив школы |
2 | Создание инициативных групп в классах | сентябрь | актив классов, классные руководители |
3 | Проведение заседаний творческих групп по итогам деятельности | раз в четверть | актив классов, классные руководители |
Организация проектно - исследовательской работы | |||
1 | Изучение уровня речевой культуры школьников | апрель, | актив классов, классные руководители |
2 | Акция «Начнем с себя!» | октябрь | актив школы, классные руководители |
3 | Изучение уровня речевой культуры социума | октябрь | Учитель русского языка |
4 | Сбор предложений в «Почтовый ящик проекта» о возможных мероприятиях | октябрь | Учитель русского языка |
Методическая работа | |||
1 | Составление плана реализации проекта | сентябрь | Учитель русского языка |
2 | Представление идеи проекта на заседании актива школы | сентябрь | Учитель русского языка, актив школы |
3 | Обучение волонтерских групп проекта | октябрь | Учитель русского языка |
Основной этап | |||
Учебная деятельность | |||
1 | Проведение тематических информационных пятиминуток «Чисто по-русски» | в течение года | учитель русского языка, библиотекарь |
2 | Участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку | в течение года | учитель русского языка |
3 | Экстренная лингвистическая помощь (информационные уголки в кабинетах и библиотеке, страничка на сайте школы) | в течение года | учитель русского языка |
4 | Конкурс знатоков русского языка | февраль - март | учитель русского языка |
Массовые мероприятия | |||
1 | Месячник «Учимся общаться»: единый классный час о культуре речи смотр-конкурс классных дел по развитию культуры речи круглый стол для учащихся, педагогов, родителей выставка – конкурс листовок «Мат – не наш формат» | ноябрь | учитель русского языка, актив классов, классные руководители |
2 | Школьная научно-практическая конференция по проблемам русского языка и речи «Сила слова против нецензурной брани» | январь | учитель русского языка |
3 | Фестиваль семейных проектов «Народная мудрость гласит..» | апрель | классные руководители, родители |
4 | Интернет-проект «Палитра русского языка» | декабрь | учитель русского языка |
5 | Организация странички «Чисто по-русски» - сотрудничество с газетой «Всеволожские вести» | в течение года | учитель русского языка |
6 | Круглый стол для учащихся и молодежи «Молодежь и культура речи» | март | учитель русского языка, актив классов, классные руководители |
7 | Разработка и создание рекламы «Цитаты из жизни» | ноябрь | учитель русского языка, актив классов, классные руководители |
8 | Волонтерская работа «Несем красоту русского языка людям» (публичные выступления) | в течение года | волонтерские отряды |
Заключительный этап | |||
Мониторинг | |||
1 | Исследования изменений в культуре речи участников проекта | март - апрель | учитель русского языка, актив классов, классные руководители |
2 | Анализ участия в олимпиадах и конкурсах | апрель | учитель русского языка, классные руководители |
3 | Сбор в «Почтовый ящик проекта» и анализ отзывов участников проекта | март- апрель | учитель русского языка, актив классов, классные руководители |
Подведение итогов | |||
1 | Подведение итогов работы в классах | апрель | актив классов, классные руководители |
2 | Проведение общешкольного коллективного творческого дела по итогам проекта | апрель - май | учитель русского языка, актив классов, классные руководители |
3 | Награждение наиболее активных участников проекта | апрель-май | учитель русского языка |
4 | Организация «круглого стола» обучающихся школы по вопросу формирования обшей культуры молодежи и населения микрорайона школы | май | учитель русского языка, актив классов, классные руководители |
Ожидаемый результат
- Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы
- Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;
- Готовность учащихся принимать участие социально полезной деятельности, умение работать в группе
- Удовлетворенность участников своей деятельностью по реализации идей проекта
Для освещения результатов проекта - общешкольное коллективное творческое дело по итогам проекта, на котором участники проекта расскажут о целях и задачах проекта, достигнутых результатах.
Анализ анкетирования обучающихся (Приложение 2)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета
№ п\п | Вопрос | Варианты ответов | Кол-во ответов | % |
1 | Используете ли вы в своей речи просторечные слова? | Да | ||
2 | Пользуетесь ли ненормативной лексикой? | Да | ||
3 | Почему же сквернословие стало на столько “модным”? | - негативное влияние социальной среды. - безответственность отдельных СМИ. - недостатки семейного воспитания. - особенности подросткового возраста. - непонимание отрицательной стороны сквернословия. - стрессогенность современной жизни. | ||
4 | Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки? | Да | ||
5 | Нужно ли искоренять сквернословие? | Да | ||
6 | Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете | Более глубоко изучать русский язык в школе. Больше читать русской классической литературы. Ввести наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах. |
Литература для учителя
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев,
П.В. Степанов. Москва. Просвещение 2020
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 2000г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского. Москва. Просвещение 2020
- Программа воспитания и социализации.
Социально значимый проект
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку вместе»
Аннотация проекта – несмотря на то, что , на первый взгляд, проект носит предметный характер, мы отнесли его к социально значимым, так как проблема ОГЭ волнует не только обучающихся и учителей, но и родителей.
Конечно, в первую очередь, он адресован обучающимся, которым он поможет подготовиться к ОГЭ. Но заключительным этапом проекта должна стать мини - конференция для родителей, где школьники будут защищать свои проекты, а родители увидят, что в заданиях нет ничего сверхъестественного. Это поможет снять напряжение, которое сейчас есть.
Информация об организации/ инициативной группе и ее деятельности:
Над проектом работали обучающиеся 9 класса
Цель – подготовить обучающихся и их родителей к ОГЭ.
Задачи–
Выявить основные темы, которые вынесены на экзамен по русскому языку.
Создать презентации по каждой теме
Провести защиту презентаций для учащихся и их родителей
Рабочий план – график реализации проекта
Месяц | План работы |
Сентябрь | Организация работы, сбор банка данных тем исследовательских работ |
Ноябрь | Утверждение плана работы над исследованиями |
Декабрь | Анализ презентаций |
Январь | Защита презентаций |
Февраль | Участие в конкурсе социально значимых проектов |
Март | Подведение итогов |
Дальнейшее развитие проекта – проект может реализовываться ежегодно в виде конкурса на лучшую работу. Это позволит обобщить знания учащихся, организовать дополнительные возможности для повторения, создать базу презентаций по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Приложение
Работы учащихся прилагаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект по русскому языку "Культура речи"
Предназначен для учащихся 5-9 классов...
Социально-значимый проект по физической культуре "Мы выбираем ГТО!"
Среди проблем, оказавшихся в центре внимания современного человечества в числе первых стоит проблема здоровья.Здоровье человека –– это прежде всего процесс сохранения развития его психичес...
СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: «Спорт - залог здоровья»
Цель проекта:-привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;- использование возможностей каждого учебного предмета в формировании навыков здорового образа жизни;- привити...
Социально значимый проект по русскому языку «Молодёжный жаргон и его функция в речи учеников МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова».
Цель работы: изучить и критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи учеников МБОУ Лучесской школы им.В.Ф.Михалькова...