Урок обобщения и систематизации знаний, полученных за начальную школу
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний для 5 класса. Проводится в начале года после повторения тем начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Конспект открытого урока к конкурсу «Педагог-наставник, 2022г.»

Учитель русского языка и литературы___________ /Е.Ю. Лоскутова/

Слайд 1. Добро пожаловать на урок.

Организационный момент.

Приветствие. Слово учителя.

Учитель: здравствуйте, ребята, я очень рада вас всех видеть на уроке. Сегодня он будет необычным. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в удивительную страну. Попробуйте отгадать ее название.

За морями, за горами
Есть волшебная страна
В ней много разных испытаний,
И чудес она полна.
Мы будем путешествовать по ней много дней и много лет.
Что же это за страна?

Дети поднимают руки, отвечают на вопрос.
Ответ: страна знаний.
Слайд 2. Страна русского языка.

Учитель: Вася, прочитай название страны.

(Ученик читает вслух текст.)

Учитель: замечательно!
Скажите, пожалуйста, а зачем мы туда можем отправиться? Какова цель нашего путешествия?

Дети поднимают руки, отвечают на вопрос.
Ответ: получить новые знания.
Учитель: конечно! Все верно! А теперь открываем наши тетради и записываем дату нашего путешествия.

Слайд 3. Четырнадцатое сентября.
Классная работа.

Учитель: напоминаю, что мы держим спинку ровно. Не заваливаемся на бок и не ложимся на парту. Ой, мне кажется, что стало как-то громко. Кто это к нам стучится?
(Стук в дверь. Заходит домовой. Веником обмахивает дверь, стены.)

Домовой: Запылили тут все! Натоптали тут… Убирай потом за всеми…

Учитель: ты кто такой?

Домовой: уууу, вот даете! Не узнали что ли?

Я от бабы Яги сбежал
В школе этой жить я стал.
За хозяйством тут слежу,
Ночевать могу в шкафу
Учитель: Ребята, узнали, кто это?
Дети: домовой!
Домовой: ну да, я домовой. А вот вы кто??
Учитель: это учащиеся 5Ж класса. Мы отправляемся в страну знаний
Домовой: не похожи они на пятиклассников… Не веееерююю! (Загадочно) Но это можно и проверить…
(Отдает коробку.)
Соберете из пазлов моих картинку- разрешу вам по стране знаний в школе путешествовать. А если не соберете- прогоню! (Машет веником, уходит). Уффффф…
Учитель: (вытаскивает пазл, раскладывает на столе.)
Ну что, ребята, посмотрите… А пазлы то у нас необычные… С заданиями…

Учитель: ну что, ребята, беремся за дело? Право начать работу достанется тому, кто ответит первым на мой вопрос о русском языке.

Итак, внимание. Вопрос: какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Слайд 4
Ответ: точка, вопрос. Знак, восклицательный знак, многоточие.

(Ученик отвечает на вопрос, выходит в центр и читает первое задание. Пазл с цифрой 1.)
(На пазле задание:
Из слова подписать возьмите приставку
Из слова осинка возьмите корень
Из слова ключик возьмите суффикс
Из слова ледовый возьмите суффикс ов
Из слова ученики возьмите окончание.)
Слайд 5: написаны слова: подписать, осинка, ключик, ледовый, ученики.
Дети записывают эти слова. Выделяют морфемы. Записывают получившееся слово.
Учитель: Ваня, выходи к доске и запиши получившееся слово. Какое слово получилось? Разбери его по составу.
Ответ: подосиновики.
Учитель: какие вы молодцы! Давайте посмотрим на доску! Какая красота! Слайд 6
А вот и слово встало в текст.
Слайд 7

Слайд: Красив лес осенью! Стройные деревья оделись в разноцветные наряды и воздушные шарфы. Крепкие подосиновики дружной компанией притаились под опавшей листвой. Может быть, прочитаем, куда встало слово? Миша, прочти скорее!
(Дети читают текст).

Учитель: давайте скорее прикрепим пазл на доску.

(Ученик прикрепляет пазл и садится на свое место.)
Учитель: Внимание. Следующая загадка. Напоминаю, что мы если знаем ответ, то молча тянем руку. Не выкрикиваем. Право читать пазл я дам тому, кто первый поднимет руку. Внимание. Вопрос. Слайд 8
На какие 2 группы делятся буквы русского алфавита?
Ответ: гласные и согласные.
Учитель: Молодец, Максим. Выходи к доске. Бери пазл и громко читай задание.
Ученик: из слов составьте предложения. Из получившихся предложений составьте текст. В первом предложении подчеркните главные члены предложения и подпишите над каждым словом часть речи.
Слайд 9: написаны слова:

1) под компанией дружной листвой крепкие притаились опавшей подосиновики 2) наряды в стройные оделись разноцветные деревья

3) осенью лес красив

Учитель: итак, ребята, читаем слова под цифрой один (2,3). Какое предложение вы бы составили? А какой знак препинания в конце предложения нужно поставить?
(Дети составляют предложения).
Учитель: отлично! Теперь составьте правильный текст. Какие предложения нужно поменять местами? Смотрим, что получается….

На экране появляется слайд с готовым текстом. Слайд 10.

Учитель: молодцы! Как вы дружно достигаете целей! Но у нас еще остались задания! Ваня, что нужно сделать?

Ученик: необходимо записать предложение 2. Подчеркнуть грамматическую Основу и подписать все части речи.
Учитель: хорошо. Давайте выполнять задание. В тетрадках необходимо записать верно предложение под диктовку. Вика, выходи к доске, помоги нам не ошибиться! «Стройные деревья надели разноцветные наряды и воздушные шарфы». Возможно, что осенний лес выглядит сейчас именно так!
Слайд 11: деревья.

Дети записывают под диктовку. Ученик выходит к доске.

Учитель: теперь я попрошу вас обменяться тетрадками с соседом по парте. Берем карандаш и проверяем работу на ошибки. Я это сделаю у доски. проверяем дружно, все ли на доске написано правильно. Отлично. Ставим оценку своему соседу по парте карандашом и возвращаем тетради.
Учитель: пробуем найти грамматическую основу. Почему? На какой вопрос отвечает?
замечательно! Садись, Максим. Илья, выходи к доске. Попробуй написать над всеми словами части речи. А мы это делаем у себя в тетрадочках.

Учитель: замечательно! Спасибо, Илья. Садись. Ой, ребята, а вам ничего не напоминают эти задания? Может мы их где-то встречали?
Ответ: ВПР
Учитель: правильно! Эти задания вы будете выполнять при написании всероссийской проверочной работы уже совсем скоро. Ну теперь вы точно решите их с легкостью. Илья, прикрепи скорее пазл и пойдем дальше. У нас времени остается все меньше! Скоро домовой придет.

Учитель: внимание. Вопрос. Сколько гласных звуков в русском языке? Слайд 12

Ответ: 6

Выходит ученик, пока читает, учитель задает вопрос.

Учитель: скажите мне, пожалуйста, а какие у нас бывают гласные звуки?
ответ: гласные и согласные.

Слайд 13. (Появляется предложение на слайде).

Ученик: посмотрите на экран. Какое слово здесь требует особого внимания?

В каком слове можно ошибиться при постановке ударения?

Ответ: шарфы

Учитель: отлично! А давайте проверим свои силы. Посмотрим, можем ли правильно ставить ударения в следующих словах.

Слайд 14 со словами.

СВЕКЛА ЩАВЕЛЬ ШАРФЫ ТОРТЫ БАНТЫ КАТАЛОГ ЖАЛЮЗИ СЛИВОВЫЙ.

Мальчик читает слова. Указкой показывает на ударение. Записываем слова.

Учитель: А скажите мне, как мы можем запомнить ударение в этих словах? Кто помнит стишки?

Замечательно! Скажите, а вы знаете, как можно себя проверить, если вы не знаете ударение в слове? Конечно! Нужно использовать орфоэпический словарь. Они как раз лежат у вас на столах. Может проверим какое-нибудь слово? Например, каталог.

Катя, а как расположены слова в словаре? Правильно в алфавитном порядке. Ищем.

(Открыты словари, дети ищут слово, ученик говорит страницу и все читаем)

Учитель: какие вы молодцы! Только ,ребят, что-то мне эти слова опять напоминают. Не подскажете?
Ученики: ВПР

Учитель: точно! А еще вы через много-много лет станете взрослыми одиннадцатиклассниками и будете писать важный экзамен. Эти слова тоже там будут.

Физ.минутка

Учитель: ребята, мы так много сделали. Пора немного нам и взбодриться.

Что-то сильно мы устали
В страну знаний мы бежали.

Мы тихонечко встаем
Отдыхать сейчас начнем.
(Дети встают со своих рабочих мест).

Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
(Руки вытягиваем вверх).

Мы попрыгаем немного.
(Прыжки на месте).

И пройдемся по дороге.
(Ходьба на месте).

Головой повертим малость
Вправо, влево- все размялись.
(Круговые движения головой).


За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно.
(Ученики присаживаются).

Учитель: молодцы! Теперь садимся. У нас есть еще несколько заданий.

Поднимаем экран. На доске написано 3 ребуса.

Учитель: ребята, что это за загадки такие? Помогите разгадать ребусы. Что здесь написано?

Дети отгадывают ребусы, записывают получившиеся слова в тетрадь.

Учитель: скажите, а что объединяет все эти слова?

Ответ: они все имена существительные
Учитель: А что в них еще есть общего? Посмотрите внимательно на буквы.
ответ: в них есть орфоргаммы.

Учитель: правильно! А что такое орфограмма? Давайте вспомним и посмотрим на стр. 17 учебника. Вася, прочитай, пожалуйста, правило.

Читаем правило.

Учитель: а теперь у меня для вас последнее задание. Помогите мне определить род у всех имен существительных, которые мы отгадали. У вас на партах есть сигнальные карточки. Посмотрите:

Красный- ж.р.
Белый-м.р.
Синий-ср.р

Показать пример у доски.

Я буду называть слова, а вы поднимать ту карточку, которого рода слово я загадала.
облако, парта, кофе, медаль, машина, стадион, творог.

Учитель: молодцы, ребята! Мы хорошо поработали и заслужили прикрепить последний пазл! (сам прикрепляет последний пазл к доске).

Учитель: а что это у нас получилось? Что это такое, ребят?
ответ: замок и дорога знаний.

Учитель: замечательно! А где же наш домовой? (Иду к двери.)

Идет с веником домовой, чихает, спрашивает справились ли с головоломкой.

Смотрит на картину.

Домовой: ух ты, а вы время даром не теряли. Поздравляю вас. Думаю, вы достойны учиться в этой школе и путешествовать. Даю ключ, открываю вам двери. В добрый путь!

Уходит.

Учитель: ну что ж, ребята, домовой отдал нам ключ. А сейчас время записать домашнее задание. Открываем тетради. Записываем упр. 35. Давайте его откроем и посмотрим.

Дети записывают домашнее задание.

Учитель: а теперь давайте каждый оценит себя, как он работал на уроке. У вас есть сигнальные карточки.

Красный- плохо
Синий- средне
Белый- замечательно
(Объяснение).

А еще я хочу, чтобы каждый сейчас подумал и ответил на последний мой вопрос: что мы сегодня с вами делали на уроке? Что повторяли? Что было интересного на уроке? Что было трудным?

Дети отвечают на вопросы.
Учитель: замечательно! Вы все сегодня прекрасно поработали. А тем, кто был активен на уроке, я поставлю оценку. Спасибо большое! До свидания!
Звенит звонок, дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). (урок+презентация)

Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных»   для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс).  Тип урока -  применение знаний на практике. Урок ...

Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...