Бинарный урок. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.
план-конспект урока по психологии (7 класс) на тему

Актуальная тема для подростков. Понятие "зависть". Подготовка к сочинению-рассуждению. Развитие умения вести дискуссию, высказывать свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно»

7 класс

Цель урока (образовательная):

- познакомиться со значением понятий «мораль», «нравственность»;

- формировать у учащихся навыки построения рассуждения;

Цель урока (развивающая):

-развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определённую тему

Цель урока (воспитательная):

-воспитывать у учащихся нравственные качества посредством анализа дидактического материала

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на морально – нравственную тему. На слайде понятие « мораль», «нравственность»

- Давайте вспомним что такое «мораль», «нравственность»? Какого человека можно назвать морально-нравственным? (ответы ребят)

- Предлагаю прослушать притчу Януша Леона Вишневского «Окно» (ученик или учитель читает наизусть. На слайдах 3-10 иллюстрация к притче).

- Ребята, какое впечатление на вас произвела притча? (ответы ребят)

Работа с текстом

  1. Определите идею (зависть доводит до полного уничтожения)
  2. Какой тип речи преобладает в тексте? (повествование с элементами описания) Что такое повествование?
  3. Раз тип речи - повествование, проследим динамику развития действия человека

У окна                                                         У стены

мог видеть

рассказывал, что

идёт (дождь)

сыплет (снег)

светит (солнце)

ходят (люди)

ездят (машины)

-Что такое зависть, по-вашему? (Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого) (слайд 17)

- Существует 2 типа зависти: белая и чёрная. В чём разница между белой и чёрной завистью? (разное отношение к человеку и разные поступки: белая зависть- стремление сделать свою жизнь лучше, чёрная зависть – желание причинить вред другому) (слайды 12-13).

- Давайте дадим характеристику человеку, лежащему у окна и у стены. (У окна: добрый, чуткий, любящий жизнь и ближнего, хоть и обречён. У стены: злобный, «как бы самому посмотреть», завистливый, подлый).

- Что они чувствуют по отношению к друг другу? «Человек у окна хочет скрасить дни своего соседа. Зависть человека у стены только приближала его к смерти: лицо чернело, сил становилось меньше. Зависть толкнула его на подлость (косвенное убийство). Он раскаивается, сам себя судит, считает, что не имеет право на участие со стороны другого (сочувствие).

Работа со словом.

Подобрать слова с орфограммами, характеризующие человека у окна и у стены. (У окна: бесчувственный, сопереживание, сострадание, участие, милосердие, сочувствие. У стены: бессердечный, завистливый, жестокий, чёрствый)

- Какой тип речи вы будете использовать в сочинении? (рассуждение). Повторим композицию сочинения-рассуждения.

- Итак, ребята, тезис есть «До чего доводит зависть?». Попробуем письменно подобрать аргументы, не оформляя в сочинение, а дома завершим работу, написав сочинение-рассуждение на одну из тем. (Ребята пишут фрагменты сочинений и зачитывают в конце урока)

- Рекомендации к написанию сочинения: когда вы будете писать сочинение-рассуждение, необходимо отметить, что нужно делать, чтобы не поддаваться данному чувству.

Из детских сочинений:

Зависть – это ревностное отношение к достижениям окружающих людей.

В большинстве случаев зависть – это плохое качество, вызывающее у нас отрицательные эмоции.

Зависть разрушает жизнь человека.

Зависть – беспокойство душ, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, менее достойный, чем мы.

Завистливый человек несчастлив.



Подписи к слайдам:

Подготовка к домашнемусочинению-рассуждениюна морально-нравственную тему духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.правила нравственности. Зависть– чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговаЗависть– негативное состояние психики, вызывающее, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния.Психологический словарь желание причинить вред другому
признание чужих успехов, которое служит стимулом для собственных творческих достижений
Белая зависть
Черная зависть
Написать сочинение от имени человека, который завидует другому человеку.
Написать сочинение от имени человека, которому завидуют другие люди.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Урок "Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу А.П.Чехова "Ионыч"" (8 класс)

Данная разработка урока по литературе даст возможность провести подготовку к написанию сочинения-рассуждения  "Жизнь Старцева: деградация или процветание"....

Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...

Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи...

Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ».

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ...

Конспект урока "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).Конспект урок...