Творческие задания по русскому языку (5-7 классы).
материал по русскому языку (6 класс)

Творческие задания по русскому языку для 5-7 классы классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания. (5-7 классы).

1. Подбери пару

В два столбика написаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовывать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Пол ежи

Банк оса

Яр точка

Вол кот

Зал рот

Бой марка

Сено рис

Кипа окно

Вес вал

(полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, полежи, бойкот, сеновал, кипарис, весточка.)

2. Из двух - третье.

Переставляя буквы каждой пары слов, попробуйте образовать новое :

Око + ромб

Кит + рана

Боб + уста

Под + охра

Ива + карп

(обморок, картина, суббота, пароход, крапива.)

3. Сколько корней?

Определите, сколько корней входит в состав предложенных слов.

Термогидродинамика, стопятидесятиэтажный, водолечебница, веломотоспорт, банно – прачечный, сорокаградусный, электросоковыжималка.

4. Словесный портрет.

В этой игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и его характер.

Голубоглазый, длинноногий. Широкоплечий, черноволосый, краснощекий, трудолюбивый, самостоятельный, добросовестный, легкомысленный, хладнокровный.

5. Станция «Лингвистическая».

• Из названий каких двух букв можно приготовить еду? (Ка - ша, у- ха).

• Название каких двух букв составляют эпоху? (эр-а).

• Назовите слова, в которых пишутся три Е ( Змееед, длинношеее).

• Какой глагол употребляется в русском языке с приставками при-, до-, за-, над-, от-, с-, из-, раз- , а в украинском существует без приставки? (Бавить).

• В каком глаголе сто отрицаний (стонет).

• Какая змея бывает наречием.(уж)

• На какой вопрос нельзя ответить ДА. ( Ты спишь?)

• На какой ответ нельзя ответить НЕТ. (Ты меня слышишь?)

• Найди способ прочитать написанное:

К й г а и

Ы и о н б

З ч м е ю

Я у ш т л

(Любите наш могучий язык. Нужно читать, начиная правого нижнего угла по вертикальным колонкам).

6. Станция «Математическая».

• Прочитайте ребусы:

7я, 40а, 100л, 100н, 100г.

• Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные ( например, семь)

Семь бед- один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, а раз отрежь.

Семь пятниц на неделе.

Семеро ворот, да все в огород.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

У семи нянек дитя без глазу.

7. Конец слова.

Вы знаете лишь две последние буквы слова: «ЛО».Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово, и обосновать свой ответ.

8. Станция «Историческая».

О каких исторических событиях идёт речь?

• А впереди по звонким льдинам,

Гремя тяжелой чешуей,

Ливонцы едут грозным клином,

Свиной железной головой.

Был первый натиск немцев страшен,

В пехоту русскую углом.

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

(5 апреля 1242 год- Ледовое побоище)К. Симонов.

• Ну уж денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

М.Лермонтов.

(26 августа 1812 года- Бородинское сражение).

• Переправа, переправа…

• Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

А.Твардовский.

(1942 - 1945 гг. – Великая Отечественная война).

Знаете ли вы, что…

• Слоги китайского языка могут начинаться с любого согласного звука, но оканчиваться только на Й, Н, НЬ.

• Эскимосские слова никогда на оканчиваются на П, В, Ф, Л, Р.

• Тюркские языки (турецкий, узбекский, казахский) –безродовые, т.е. имена существительные не относятся ни к какому роду.

• Во всех языках Восточной и Юго-Восточной Азии(Китайском. Вьетнамском. Бирманском, лионском) не различаются прилагательные и глаголы.

• Во вьетнамском языке не изменяются глаголы и существительные.

• В речи взрослого человека имена существительные занимают третью часть по сравнению с другими частями речи.

• Самой большой в мире книгой считают летопись, которая высечена на стенах храма в Фивах в Египте. Её каменные страницы имеют ширину 40 метров.

• В итальянском городе Бергамо найдены два экземпляра самой маленькой книжки в мире. Её размер 12*12*7 мм.

• Самый «долговечный « учебник принадлежит древнегреческому математику Звклиду. Свою систему геометрии он создал за 300 лет до нашей эры. Но теоремы Эвклида изучают в школе и по сей день.

• Самая древняя газета мира- китайская «Конгэсе», выходящая без перерыва с 1050 г. Любопытно, что само слова «Газета» значительно моложе и означает денежную единицу.

• Из 11095 рукописных томов состоит Большая китайская энциклопедия. 60 томов занимает только оглавление.400 томов этого уникального издания хранятся сейчас в Париже.

9. Аукцион.

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют. Комар носа не подточит, когда рак свиснет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь. Брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом.

10. Замени фразеологизм. Учитель называет слова, нужно заменить их фразеологическим оборотом.

• Метко - не в бровь , а в глаз;

• Неожиданно – как снег на голову;

• Тесно – яблоку негде упасть;

• Опытный – стреляный воробей;

• Мокрый – ни одной сухой нитки;

• Молчать – держать язык за зубами;

• Хвалить – возносить до небес;

• Обманывать – водить вокруг пальца;

• Бить – намять бока;

• Исчезать – рассеиваться как дым.

11. Подбери синонимы. К фразеологизмам подобрать синонимические фразеологические обороты.

• Кот наплакал – с гулькин нос. С мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз – два и обчелся.

• Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновенье ока, раз- два и готово, не успеешь моргнуть.

• В то же миг – сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо – невидимо –тьма – тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца – краю нет.

12. Географические названия. Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.

Москва не сразу строилась. Москва слезам не верит. Как швед под Полтавой, коломенская верста, в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма ;во всю Ивановскую; открывать Америку; голопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведёт.

13. Закончи фразеологизм. Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны закончить.

Дрожит (как осиновый лист), катается (как сыр в масле), выводить ( на чистую воду), держать (в ежовых рукавицах), поразить ( как гром среди ясного неба), вариться (в собственном соку),сидеть ( сложа руки), знать( как свои пять пальцев).

14. Кто быстрее.

Побеждает тот, кто быстрее вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:

• Голова- человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.

• Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь- другая там, ног под собой не чувствовать…

• Глаза – мозолить глаза, пыль в глаза пускать, хлопать глазами, глазом не моргнуть, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо на глазу.

• Нос – задирать нос, водить за нос, вешать нос, зарубить на носу, клевать носом, держу нос по ветру, не показывать носа…

15. Шарады.

• Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта,

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета. ( Яблоко.)

• Первый слог мой каждый знает-

В классах он всегда бывает,

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим,

Чтобы целое узнать.

Город следует назвать. (Мелитополь.)

• Первое – нота, второе-игра.

Целое встретишь у столяра (Долото.)

• В начале октября ищи мой первый слог.

В начале октября- ищи второй,

А в дом жилой войдешь – там целое найдешь. (Окно.)

• Из меня пальто и брюки , и костюм весьма хорош,

Переставь местами звуки – в геометрии найдешь.

( сукно – конус)

• С с на дереве расту.

С ж по дереву ползу. ( сук – жук.)

• В оркестре ты меня услышишь

И как приветствие поймешь,

А мягкий знак в конце припишешь,

Так мною вычертишь чертёж. (Туш – тушь).

• Я название работы,

При постройке помещенья.

Л отбросьте без заботы,

Можно класть в меня соленья. ( Кладка – кадка.)

16. Вопросы.

• Что встречается один раз в мгновение, два раза в момент, и ни разу в столетие. ( буква М)

• Назвать города, которые имеют двойные согласные (Одесса, Таллин, Черкассы, Новороссийск).

• Что принадлежит только тебе, но употребляется чаще другими, чем самим тобой ? (Имя).

• От какого города если отнять хань, то получится цветок. (Астрахань ).

17. Пилидромоны (Бег назад).

Назвать слова, которые читаются с начала и конца.

1. Я иду с мечом судия.

2. Ишаку казак сено нёс, казаку каши.

3. А роза упала на лапу Азора.

18. Шарады.

1 Мой первый слог- животное морское,

за ним охотятся порой

А междометие второй,

Всё – государство, но какое? (Китай ).

2. Лежу я на земле, прибитая к железу,

Но буквы переставь, в кастрюлю я полезу .( Шпала – лапша.)

3. В букве У и в ноте столицу автономной республики найдёте.( Уфа).

4. Междометие – слог первый,

Среди птиц ищи второй

Третий буква Я ,

А в целом протекаю я рекой. ( Чусовая).

19. Прочитай ребусы.

100 л

100 лб

100 ляр

100 лица

100 рожка

100 летник.

3 о

3 ко

3 умф

3 буна

3 котаж.

20. Подумай и ответь.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

Обы (…) ка у (…) ова

Ме (…) олад свир (…) ник

Вам (…) амида го (…) кот

Вставьте слово, которое означало бы то же , что и слова, стоящие вне скобок.

Рука (…) гроздь

Карточная игра (…) стержень с резьбой

Залив (…) часть лица

Гримаса (…) снаряд

Собака (…) кожа

Должность (…) воздержание от пищи

21. Знаете ли вы ?

• Мы часто говорим ОСТАТЬСЯ С НОСОМ , т.е. потерпеть неудачу, оказаться одураченным. Однако не все знают, что Нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. приношение, подарок, выкуп ( на Востоке- калым ). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это выражение было связано с современным пониманием слова НОС и возникли выражения : показать нос. Водить за нос.

• Иного происхождения выражение зарубить на носу. Носом в старину называли деревянную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные зарубки, заметки.

• Казанская сирота. После завоевания Иваном Грозным Казани, татарские мурзы (Князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо требовали наград. С той поры тех, кто прибеднялся, чтобы разжалобить кого- то и получить выгоду, народ насмешливо называет «Казанскими сиротами».

• На воре и шапка горит. Это выражение возникло от старинного анекдота. Искали однажды вора и решили обратиться к знахарю. Знахарь повел потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу «На воре шапка горит!». Какой- то человек невольно схватился за шапку. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который выдаст себя нечаянным словом или движением.

• Ни кола , ни двора. Колом в старину называли полосу пахотной земли шириной в две сажени. Выражение «Ни кола, ни двора» стали употреблять в разговоре о бедняке. Не имеющем ни клочка земли, ни дома.

• Спустя рукава. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой, а после работы зимой рукава опускались чтобы согреть руки.

22. Как вы понимаете слова:

• Васька слушает да ест.

• В сердце льстец всегда отыщет уголок.

• Ты сер, приятель, а я сед.

• Слона - то я и не приметил.

• А ларчик просто открывался.

• А воз и ныне там.

• Недаром говорится, что дело мастера боится.

• Услужливый дурак опаснее врага.

23.Стихотворение – помощник.

В жизни трудящихся звуков всякое может случиться:

Могут они оказаться в сильной и слабой позиции,

Гласные, да и согласные. Бывают такие опасные!

Звук будто ясно нам слышится, а буква другая пишется!

24. Стихотворение – подсказка.

Что в вопросе – то в ответе.

Правил проще нет на свете.

Уже сто лет – вопрос – ответ,

И мягкий знак то есть, то нет,

Что делать? Постараться!

И может оказаться,

Что тот, кто много трудится,-

Что сделает? Научится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагола творческая сила (урок русского языка в 6 классе)

Урок обобщения знаний по теме "Глагол"...

Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"

Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...

Творческое задание по русскому языку в 5 классе.

Творческое задание по русскому языку пробуждает интерес к изучаемому предмету, помогает учащимся раскрыть свои способности....

Дифференцированные творческие задания по русскому языку для 6 класса

Дифференцированные творческие задания по русскому языкудля 6 класса...

Дифференцированные творческие задания по русскому языку для 6 класса

Дифференцированные творческие задания по русскому языкудля 6 класса...