Простое предложение
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Мынова Марина Аркадьевна

Конспект урока русского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Учитель Мынова Марина, Аркадьевна, учитель русского языка и литературы

Тема: Простое предложение

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели:

- активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;

- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

- выявлять пробелы в знаниях и устранять их.

Метапредметные:

1.Познавательные

- умение опознавать простые предложения, определять их виды;

 - наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.

- умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

2. Коммуникативные:

- осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога

- согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога

- адекватное использование речи для представления результата.

3. Регулятивные:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

- поиск и устранение причин возникших трудностей

- оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.

Предметные:

Умение:

- давать характеристику предложению;

- умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

Основное содержание темы, термины и понятия

- актуализация знаний о простом предложении: виды простых предложений по интонации, по цели высказывания, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения по количеству главных членов предложения, по осложнённости;

- изучение интонационно правильного произношения предложения.

Организация образовательного пространства

Ресурсы

- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2018 г.

- Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.М.Александровой/ авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2017 г.

- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе : Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2018 г.

Формы работы:

- фронтальная форма;

- индивидуальная форма;

- работа в паре.

Оборудование

- ПК, медиа-проектор, карточки-задания для контроля знаний.

Ход урока

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня на уроке нам предстоит выполнить большой объём работы, а самое главное, решить проблему по новой теме.

Начать свой урок мне хочется с одной притчи. Жил один мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня бабочка: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках!»

А в наших руках, ребята, возможность создать на уроке такую рабочую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Желаю успехов и плодотворной работы!

1.Этап мотивации

Учитель: Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять слова из притчи: «Все в твоих руках!»

Вопросы для учащихся:

1. Как вы понимаете, в чем заключается смысл притчи? (ответы детей)

2. При помощи чего вы выражали сейчас свои мысли? (при помощи предложений)

3. О чём мы будем говорить сегодня на уроке? 

2.Формулирование темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли: ведь, общаясь друг с другом (разговаривая, беседуя о чём-то, рассказывая что-то), люди обмениваются не словами, не словосочетаниями, а предложениями. А так как в познании чего- либо идут от простого к сложному, то и мы начнём с простого, с простого предложения. 

Запись темы урока.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли проблема в изучении нашей темы?

 – В чем она заключается?

Учащиеся: 

-нужно изучить односоставные предложения;

-увидеть, чем они отличаются друг о  друга;

-мы не знаем терминологию односоставных  и двусоставных предложений;

-не знаем, что объединяет и разделяет их

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Какое предложение называется простым предложением? Что входит в грамматическую основу предложения?  Ознакомьтесь со сведениями на с. 45 и выполните упр.73

 Индивидуальная работа с таблицей (раздаточный материал): Предложение

Учитель: Заполните таблицу.

1. Роль в языке.

2. Виды предложений по количеству главных членов.

3. Виды предложений по количеству грамматических основ.

4. Виды предложений по цели высказывания.

5. Виды предложений по интонации.

6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.

7. Виды предложений по осложнённости.

Эталон

1. Роль в языке.

Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определённых условиях.

2. Виды предложений по количеству главных членов.

Двусоставное, односоставное

3. Виды предложений по количеству грамматических основ.

Простые, сложные

4. Виды предложений по цели высказывания.

Повествовательное, вопросительное, побудительное

5. Виды предложений по интонации.

Восклицательное и невосклицательное.

6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.

Распространённые и нераспространённые.

7. Виды предложений по осложнённости.

Могут быть осложнены обращениями, однородными членами, причастным и деепричастным оборотом

Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами, обсуждают результаты, исправляют ошибки.

Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь?

4. Организация познавательной деятельности

1) Характеристика предложений по таблице:

 1. Выходишь ранней осенью в ближайшую рощу и удивляешься большой перемене. (односост., простое, повест., невосклиц., распрост., ослож. однород.чл.)

2. Уже не поёт, не заливается звонкой трелью соловей. ( двусост., простое, повест., невосклиц., распрост., осложн. однород.чл.)

Учитель. Чем различаются эти предложения?

- Какие предложения называются односоставными предложениями? двусоставными предложениями?

2) Цифровой диктант.

Учитель читает пронумерованные предложения, учащиеся 1 варианта записывают номера односоставных предложений, 2 вариант – номера двусоставных.

1. Ради розы терпят и шипы. (пословица)

2. Весна берёт свои права. (А.Фет)

3. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

4. Со скрипом опустили трап. (А.Толстой)

5. Еду-еду в чистом поле. (А.Пушкин)

6. Ведут ко мсне коня. (А.Пушкин)

7. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

8. Не спится, няня. (А.Пушкин)

9. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С.Васильев)

10. Кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

ОТВЕТЫ: 1 вариант: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 2 вариант: 2, 7

Ученики сверяют свои ответы на доске.

Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь

3) Порядок слов в предложении. Интонация.

Работа с предложениями

Бобры строят хатки.

Хатки строят бобры.

Строят бобры хатки.

1. Прочитайте предложения. Меняется ли смысл предложения?

2. От чего это зависит? (от изменения порядка слов в предложении)

3. Как еще можно изменить смысл предложения, не меняя порядка слов в предложении? (при помощи логического ударения)

4. Прочитайте предложение, меняя его смысл при помощи логического ударения.

Работа в группах с раздаточным материалом.

Опираясь на теоретический материал & 14,15, заполните таблицу.

Характер порядка слов в русском языке

От чего зависит порядок слов

Что такое интонация?

Основные элементы интонации

Функции интонации.

Виды ударения.

Функции ударения.

Стили речи, в которых используется логическое ударение.

Эталон

Характер порядка слов в русском языке

Порядок слов относительно свободный

От чего зависит порядок слов

Порядок слов в русском языке зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.

Что такое интонация?

Интонация – это различные изменения в силе, тембре и темпе голоса

Основные элементы интонации

Пауза, логическое ударение, изменение громкости, изменение тона, темп

Функции интонации.

Коммуникативная функция

Виды ударения.

Логическое, смысловое ударение

Функции ударения.

Придаёт речи особую выразительность

Стили речи, в которых используется логическое ударение.

Разговорный, публицистический стиль, стиль художественной литературы

Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами, обсуждают результаты, исправляют ошибки.

Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину?

Работа с учебником: - упр. 82 (устно) - упр . 84 (устно)

5. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Давайте вернемся к целям урока и посмотрим, удалось ли нам решить их сегодня. 

Фронтальная работа.

1. Что такое предложение? 

2. Какое предложение мы называем простым предложением?

3. Какое предложение называется односоставным предложением? двусоставным предложением?

4. Что входит в грамматическую основу предложения?

5. Как можно изменить смысл предложения в устной речи?

Возвращение к эпиграфу урока.

Учитель. Согласны ли вы с высказыванием, что «все в твоих руках!» Сделайте самоанализ и самооценку. Закончите предложение: На уроке я понял(а), что... Оцените свою деятельность на уроке. 

Домашнее задание: 

Учитель. Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся тир вида работ. Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится.

1. Выпишите сначала двусоставные предложения, затем односоставные предложения. Подчеркните грамматические основы.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса п…веяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось. 

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В воздухе пахнет сосновой см…лой. 

2. Найти в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» по 5 примеров двусоставных и односоставных предложений.

3. Сочинение-миниатюра «В лесу зимой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная проверочная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности". 9 класс. Подготовка к ГИА

Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф...

Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения

Тема: Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения.Цели: 1) закрепить изученное о роли союза И в предложениях разного типа, о правилах постановки знаков пр...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...