конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Обучающий урок по русскому языку "Профессионализмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.professionalizmy_6_klass.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная
школа-интернат основного общего образования
г. о. Жуковский Московская область
Открытый урок по русскому языку
для учащихся с задержкой психического развития 6 а класса
по теме «Профессионализмы».
Составила и провела
Учитель русского языка и литературы
Мартемьянова Е.В.
г.о.Жуковский
18.10.2022г.
Тема: Профессионализмы.
Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах
Задачи:
предметные: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы
метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной обстановки на уроке.
личностные: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Форма занятия: ролевая игра
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по увлекательной стране «Лексика». Мы уже побывали в гостях у «Общеупотребительных слов» и «Диалектизмов».. Давайте вспомним какие слова называются общеупотребительными, какие диалектными?
(Примерные ответы учащихся: Слова, которые известны всем людям, называются общеупотребительными. К ним можно отнести такие слова как вода, солнце, розовый, думать. Диалектизмы - это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, бурак, зубарь, гай и др..)
Запись числа, классная работа.
Задание 1 Запишите текст и подчеркните диалектизмы из стихотворения А. Яшина. диалектизмы:
Родные, знакомые с детства слова / Уходят из обихода: / В полях поляши-тетерева. / Лисятина-дичь, / Пересмешки-молва, / Залавок – подобье комода. / Не допускаются в словари / Из сельского лексикона: / Сугрёвушка, фыпики-снегири, / Дежень, воркуны вне закона. / Слова исчезают, как пестери, / Как прясницы и веретена.
Назовите общеупотребительные слова.
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Я вижу, что материал усвоен вами прекрасно. А это значит, что мы можем продолжать свой путь дальше.
II.Актуализация познавательной деятельности
(На слайде красным высвечивается сообщение-просьба о помощи)
В городе “? ” объявлена тревога! Кто-то украл все слова города и поэтому жители не могут продолжить работать! Нужна команда лучших детективов для решения проблемы! Выезжайте как можно скорее.
Учитель: Ребята, нужно помочь жителям города! Нам предстоит узнать какие слова спрятались в этом тексте. Почему они так названы, когда и кем употребляются. Нас ждет интересная работа! Вперед!
Отступите 1 строку для темы нашего урока и с новой строки запишите текст.
1 ученик пишет текст на доске
Задание 2.
Зачерпну я солнце жесткой кистью,
Киноварь и охру всполошу
И на глянец шелестящих листьев
Сочными мазками положу,
Чтобы клёны золотом червонным
Осыпалась под ноги влюбленным. (Б. Попов. )
Какие слова не общеупотребительные вы здесь видите, подчеркните их. Как вы думаете, кто их употребляет и как они называются?
Теперь давайте запишем тему нашего урока.
Учитель: Скажите, ребята, почему город назван “Профессионализмы”? Что это значит? И какие однокоренные слова вы можете подобрать?
(Примерные ответы учеников: Город занимается изучением профессий. Однокоренные слова записывают в тетради и выделяют орфограмму: профессия, профессиональный, профессионал.)
Учитель: Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).
Учитель: Давайте запишем в наших тетрадях. Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности. Прочитаем параграф 23 в нашем учебнике.
Учитель: Отлично! Теперь мы знаем почему город так назван! Но нельзя расслабляться! Давайте посмотрим какие улики остались на месте преступления.
IV.Закрепление изученного материала
Задание №1. Юные сыщики, перед вами стоит непростая задача! Вспомните, кем работают ваши родители и какие предметы характерны для их профессии! (3 минуты)
(Примерные ответы учеников : Учитель, врач, строитель, водитель, повар. Для учителя- доска, мел, учебник, класс.
Для врача- укол, таблетки, халат, градусник.
Для строителя- кирпич, кран, каска, цемент.
Для водителя- машина, колесо, насос, бензин.
Для повара- кастрюля, половник, вилка, специи.)
Учитель: Вы большие молодцы! Задание №1 выполнено! Вы хорошо знаете профессии ваших родителей. А у нас появилось второе задание.
Задание №2. Из предложенных предложений выберите только то, в котором есть профессионализмы. Определите представителям какой профессии принадлежат эти слова. (2 минуты)
а) Старый шкаф стоял на своём месте- в углу террасы.
б)Фонетика- раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
в)Дом был деревянный.
г) Крышу покрыли шифером.
Ответ: Б. Учителю русского языка.
Учитель: Конечно, вы правы! Еще одно задание пройдено успешно! Но на этом наши испытания не закончены.
Задание №3. В городе “Профессионализмы” мы нашли словари разных работников. Помогите определить: какой профессии принадлежат эти слова. (3 минуты).
Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
V. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы познакомились с со словами ограниченного употребления, которые используют в речи люди разных профессий, профессионализмами.
Помогли жителям города найти пропавшие слова, выполнили ответственные задания.
Инструктаж домашнего задания. §23 упр.143
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...