Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая орфоэпия"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_._vneurochka_ooo.docx | 161.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)
Веселая орфоэпия
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2075»
МОСКВА
2023
Оглавление
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета (курса)
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Веселая орфоэпия» рассчитана на 2 года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 68 часов. Программа ориентирована на учащихся 5-6 -х классов.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по некоторым разделам лингвистики, в т. ч. речевого этикета. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным практикумам и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся учатся находить нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами. Данная программа актуальна, так как через внеклассные занятия прививается любовь к языку, совершенствуется речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Программа предусматривает работу с учебными пособиями, в том числе электронными ресурсами; проведение практических занятий, творческих отчетов, викторин.
Цель реализации курса: - формирование личности, полноценно владеющей грамотной устной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Содержание обучения в 5 классе
Раздел 1.(4 часа)Понятие об ораторском искусстве.
История риторики. Современная риторика. Способы понравиться себе и другим. Речевая ситуация. Монолог. Диалог. Коммуникативная система. «Красноречие есть работница убеждения» (Аристотель).
Раздел 2.( 20 часов)Орфоэпия.
Понятие литературной нормы. Источники правильного произношения. Примеры нарушения литературной нормы. Петербургское и московское произношение. Стили произношения: книжный, нейтральный, разговорно – просторечный. Понятие строго обязательной и вариативно допустимой норм. Особенности местного диалекта. Полный и неполный стиль произношения. Произношение исконно русских слов. Произношение слов иноязычного происхождения. Произношение специфических грамматических словоформ.
Раздел 3. (10 часов) Особенности художественной речи.
Логические паузы.Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Логика речи.Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Ритм.Что такое ритм. Интонация. Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа, ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков.
Содержание обучения в 6 классе
Раздел 1.(4 часа) Речевой этикет.
Формулы речевого этикета.Правила речевого этикета.
Раздел 2.(20 часов) Орфоэпия.
Произношение безударных гласных. Произношение твёрдых и мягких согласных. Произношение непроизносимых согласных. Произношение твёрдых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих. Трудные случаи редукции.
Раздел 3. (6 часов)Понятие артикуляции.
Пример артикуляционной разминки. Грамотное чтение стихотворений. Особенности художественной речи.
Раздел 4. ( 4 часа)Ударение.
Ударение в заимствованных словах. Особенности русского ударения. Ударение в именах существительных. Ударение в именах прилагательных. Ударение в глаголах. Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных.
Планируемые результаты освоения курса.
В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
и позицию.
Личностные результаты.
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты.
-представление о роли русского языка;
-освоение базовых понятий культуры речи;
-представление о нормах русского языка;
-осознание эстетической функции родного языка.
Тематическое планирование (5 класс)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Понятие об ораторском искусстве. | 4 |
2 | Орфоэпия. | 20 |
3 | Понятие об ораторском искусстве | 10 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование (6 класс)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Речевой этикет | 4 |
2 | Орфоэпия | 20 |
3 | Понятие артикуляции. | 6 |
4 | Ударение | 4 |
Всего: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"
Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....
Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.
Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.
Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"
Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...
Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...
Тест по фонетике и орфоэпии
Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...