Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая орфоэпия"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_._vneurochka_ooo.docx161.29 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\Схема (5).jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)

Веселая орфоэпия

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 «ШКОЛА № 2075»

МОСКВА

2023

Оглавление

Пояснительная записка

Содержание учебного предмета (курса)

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Тематическое планирование


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Веселая орфоэпия» рассчитана на 2 года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 68 часов. Программа ориентирована на учащихся 5-6 -х классов.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по некоторым разделам лингвистики, в т. ч. речевого этикета. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным практикумам и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся учатся находить нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами. Данная программа актуальна, так как через внеклассные занятия прививается любовь к языку, совершенствуется речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Программа предусматривает работу с учебными пособиями, в том числе электронными ресурсами; проведение практических занятий, творческих отчетов, викторин.

Цель реализации курса: - формирование личности, полноценно владеющей грамотной устной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Содержание обучения в 5 классе

Раздел 1.(4 часа)Понятие об ораторском искусстве.

 История риторики. Современная риторика. Способы понравиться себе и другим. Речевая ситуация. Монолог. Диалог. Коммуникативная система. «Красноречие есть работница убеждения» (Аристотель).

Раздел 2.( 20 часов)Орфоэпия.

Понятие литературной нормы. Источники правильного произношения. Примеры нарушения литературной нормы. Петербургское и московское произношение. Стили произношения: книжный, нейтральный, разговорно – просторечный. Понятие строго обязательной и вариативно допустимой норм. Особенности местного диалекта. Полный и неполный стиль произношения. Произношение исконно русских слов. Произношение слов иноязычного происхождения. Произношение специфических грамматических словоформ.

Раздел 3. (10 часов) Особенности художественной речи.

Логические паузы.Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Логика речи.Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение  и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Ритм.Что такое ритм. Интонация. Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа,  ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков.

Содержание обучения в 6 классе

    Раздел 1.(4 часа) Речевой этикет.

       Формулы речевого этикета.Правила речевого этикета.

Раздел 2.(20 часов) Орфоэпия.

Произношение безударных гласных. Произношение твёрдых и мягких согласных. Произношение непроизносимых согласных. Произношение твёрдых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих. Трудные случаи редукции.

Раздел 3. (6 часов)Понятие артикуляции.

 Пример артикуляционной разминки. Грамотное чтение стихотворений. Особенности художественной речи.

Раздел 4. ( 4 часа)Ударение.

Ударение в заимствованных словах. Особенности русского ударения. Ударение в именах существительных. Ударение в именах прилагательных. Ударение в глаголах. Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных.

Планируемые результаты освоения курса.

 В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

и позицию.

Личностные результаты.

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;

 - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты.

-представление о роли русского языка;

-освоение базовых понятий культуры речи;

-представление о нормах русского языка;

-осознание эстетической функции родного языка.

Тематическое планирование (5 класс)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Понятие об ораторском искусстве.

4

2

Орфоэпия.

20

3

Понятие об ораторском искусстве

10

Всего:

34

Тематическое планирование (6 класс)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Речевой этикет

4

2

Орфоэпия

20

3

Понятие артикуляции.

6

4

Ударение

4

Всего:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"

Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....

Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.

Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.

Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...

Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...

Тест по фонетике и орфоэпии

Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...