Грамматика. Морфология. Части речи.
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Морфология»; повторить порядок синтаксического разбора. Отрабатывать навыки морфологического разбора.
2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_morfologiya_7_klass.docx | 101.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема: Грамматика. Морфология. Части речи.
Тип урока: урок повторения, обобщения
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Морфология»; повторить порядок синтаксического разбора. Отрабатывать навыки морфологического разбора.
2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
Задачи:
1.Знать: порядок морфологического разбора.
2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: проводить морфологический разбор имени существительного, аргументировать свой выбор, отвечать на вопросы по ранее изученным темам.
Ключевая идея: выполнение занимательных заданий, направленных на стимулирование зоны ближайшего развития.
Методы: словесно-логический, анализ языкового материала, частично-поисковый.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальное сопровождение, таймер (ноутбук)
Ход урока.
1.Орг. момент. Приветствие. Тренинг. (3-3,5 мин)
Цель тренинга: создать положительный эмоциональный настрой (создание коллаборативной среды).
Ход упражнения: «Круг радости» Встанем все вместе в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
Дети! Мы сегодня точно знаем, что на Земле живет много – много людей. Еще мы знаем о том, что каждый человек на планете умеет чувствовать, любить, проявляет свою любовь к окружающему миру. И это здорово!
2.Блиц-опрос. Верные / неверные утверждения. (3-3,5 мин)
1. Синонимы- это слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение,но разное написание. +
2. В разделе «Синтаксис» изучаются звуки речи -
3. Лексика изучает словарный состав языка. +
4. По цели высказывания предложения могут быть только повествовательные и побудительные –
5. Фразеологизм «бить баклуши» означает обманывать. –
6. Если в предложении 2 главных члена, оно считается двусоставным +
7. Антонимы- это слова противоположного значения. +
8. Аксюморон- это устойчивое сочетание слов. -
9. Значение фразеологизмов разъясняется в этимологических словарях. -
10. Фразеологизм «ни свет ни заря» означает рано? +
11. Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает звуки речи, ударение и слог. +
12. Омонимы- это слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение, но разное написание.-
13. Раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы, называется фразеологией? +
14. По эмоциональной окраске различают предложения восклицательные и невосклицательные +
15. Общеупотребительные слова- это слова, которыми мы пользуемся каждый день. +
Деление на группы. Метод мозаика. (2 мин)
Найдите друг друга и объединитесь в группы
1 группа – мама, ученик, ребенок, школа.
2 группа – красивый, умный, добрый, веселый.
3 группа – ходить, прыгать, думать, лететь.
Деление на группы. Работа в группах. Правила работы в группе написаны на листочках.
Распределение ролей для работы в группе:
Мы с вами знаем, как работать в группе. Есть правила работы в группе. Только нужно соблюдать эти правила.
Формулирование темы и цели занятия. Оформление тетради.
Тема – Морфология.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по самостоятельным и служебным частям речи. Ваша задача- принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме.
3.Практическая работа. Работа в группах. (2 – 3 мин)
1) Соберите определение.
(Учащимся предоставляется определение предложения, разрезанное на несколько фрагментов)
- Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
На какие группы делятся все части речи? Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
«Открытие» детьми нового знания.(На экране слова)
В, на, из – за, и, но, не, через, под, а. | Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход; смотреть, синий, небо; звезды, сиять. |
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?
Ответ ученика: Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.
Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.
Вопрос учителя:
- А те, которые слева?
Ответ ученика: Служебные.
Какие части речи относятся к самостоятельным? Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение, категория состояния
Какие части речи относятся к служебным? Предлог, союз, частица.
Учащимся дается задание по группам.
1группа. Имя существительное. Имя прилагательное
2 группа. Глагол. Местоимение.
3 группа. Имя числительное. Наречие.
Обсуждение в группах (в парах). Составление кластера. Для защиты посылают одного участника с группы в другие.
Отгадайте загадки. Каждой группе дается по две загадки, выполнить задание.
1 группа
1.У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? ______________
Найти существительные. Указать собственные и нарицательные имена существительные.
2.Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? ________
Найдите глаголы. Определите вид глагола.
2 группа
1.Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? _________________________________________
Найдите имена существительные. Определите род, число, падеж. Найдите имена числительные.
2. Когда аист стоит на одной ноге? _______________________________________________________
Каким членом предложения является слово аист?
3 группа
- З а ч е м во рту язык? ________________________________________________________________
К какой части речи относятся данные слова?
- Где не найдешь сухого камня? _________________________________________________________
Найдите имена прилагательные. Просклоняйте по падежам.
Проверка. Формативное оценивание.
Работа по теме урока.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).
Порядок морфологического разбора имени существительного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4) Непостоянные признаки:
падеж; число.
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
Устный разбор
1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2) Начальная форма — луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
Письменный разбор
1) (над) лугом — имя сущ.(что?).
2) Н.ф. — луг.
3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.
4) Т.п., ед. ч.
5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.
- Теперь посмотрим, как вы на практике сможете применить свои знания. Работа в группе. На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.
(Не) привыкайте (к) ч…десам4 –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) обла… кам,
Прислуш…вайтесь (к) птицам4,
Прикладывайтесь (к) родникам -
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Вп…дайте (в) изумленье4.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье. (В. Шефнер)
- К какому стилю относится этот текст? К художественному.
- В чем его отличие от научного? Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.
Каждая группа расставляет пропущенные буквы по четверостишиям, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи.
Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.
Выполнить морфологический разбор имени существительного из стихотворения.
Проверка. Вывод.
Физминутка.
-Ребята, у вас на партах лежит текст. Ваша задача: прочитать текст и выполнить задания к нему.
ПРИТЧА – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное и религиозное поучение.
Притчи – это рассказы, освежающие разум и удаляющие из сердца горе и печаль.
Урок бабочки.
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Что объединяет прочитанный текст и стихотворение? - общая тема смысла жизни и её предназначение.
Определите тему текста. (ЧТО?) – то, о чем говорится в тексте.
Возможные варианты ответов учеников: СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Я хочу, чтобы вы подумали и предложили свое название притчи.
Определите идею текста. (ДЛЯ ЧЕГО?) – то, к чему призывает, для чего написан и чему учит текст.
Возможные варианты ответов учеников: если человек будет искать легкие пути решения, то он не сможет состояться как личность, ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОМОГАЕТ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ.
А вы согласны с мнением автора о том, что мы не смогли бы быть такими сильными, если бы не было трудностей?
Прав ли главный герой притчи? Как бы вы поступили на его месте?
Не было ли в вашей жизни таких моментов, когда преодоление трудностей вам помогало?
Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Выполните дополнительные задания.
(Работа выполняется на листах А4 в течение 4-5 минут, затем спикеры представляют работу, а класс ее дополняет, исправляет и оценивает)
1 группа Однажды в коконе появилась маленькая щель.
2 группа Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон.
3 группа Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце..
Действия | Цена действий | Заработанные баллы | Оценка |
Правильность обозначения | 2-5 баллов | Заработанные баллы суммируются и делятся на три. | |
Последовательность выполнения | 2-5 баллов | ||
Аргументирование своих действий | 2-5 баллов |
- После представления работ следует вывод: если работа выполняется в определенной последовательности, все действия аргументируются, то эта работа будет выполнена правильно.
- Выполнив задание, мы вспомнили, что предложение может быть осложнено причастным и деепричастным оборотами, сравнительным оборотом. А чем еще может быть осложнено предложение?
Вывод.
4.Подведение итогов урока (рефлексия)
Понятие | Знаю | Узнал | Хочу узнать |
Морфология |
5.Домашнее задание: Выполнить морфологический разбор имени существительного. Стр 25 упр5. Инструктаж.
Закончить урок я хочу стихотворением:
Наш день оставит в жизни след.
А может быть, и нет.
Какой же след оставишь ты?
Падешь во тьму из пустоты?
В потемках нам не разобрать,
Куда идти, за кем шагать.
Но мрак не вечен - виден свет.
Свет - это след чужих побед.
Его зажгли в кромешной тьме,
Те, кто желал добра тебе.
Быть может даже, что они
Отдали жизнь за те огни,
Чтоб в жизни ты искал побед!
Какой же ты оставишь след?..
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Задание для неуспешного учащегося
Работает над заданием в виде дополнительного материала в виде карточки где нужно указать, какими частями речи являются следующие слова. Мы очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он остался дома, и он остается, слушается. Но такой грустный станет! А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед. Нордик- хороший сторож. Он всегда предупредит, что идет чужой. С ним весело ходить в лес. Вот почему все мы любим нашего Нордика. |
Задание для успешного учащегося
Работает над заданием в виде дополнительного материала в виде карточки: разгадать ребус и выполнить морфологический разбор слова. Запишите. |
3) Логическая задача
Дан текст, необходимо разобраться, в чем дело? В реке там рыба на бугре, (Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации») | (текст с рисунком «Корова в конуре») |
Как поступил наследник? Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая заветы отца, разбогатеть. |
Дан текст, необходимо разобраться, в чем дело? Очень-очень странный вид: Речка за окном горит Чей-то дом хвостом виляет Пёсик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: -Вот что значит запятая! (Б. Заходер) |
Теперь посмотрим, как вы на практике сможете применить свои знания. Работа в группе. На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.
(Не) привыкайте (к) ч…десам4 –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) обла… кам,
Прислуш…вайтесь (к) птицам4,
Прикладывайтесь (к) родникам -
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Вп…дайте (в) изумленье4.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье. (В. Шефнер)
Каждая группа расставляет пропущенные буквы по четверостишиям, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи.
Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.
Выполнить морфологический разбор
Урок бабочки.
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Урок изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...
Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...
«Путешествие по стране Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог»
Урок-путешествие по Морфологии....
Морфология . Части речи.
На уроке в игровой форме учащимся предлагается вспомнить изученные в начальной школе части речи, также целью урока явлчеся выработка умения различать части речи по вопросам и значению; актуализа...
Морфология. Имя Прилагательное как часть речи
Имя прилагательное...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...
Морфология.Части речи.
Материал предназначен для студентов...