Игра по русскому языку "Звездный час"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
- систематизировать знания, полученные на уроках русского языка;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать языковое чутье;
- мобилизовать внимание;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsen_zvezdnyy_chas.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
Выполнили: преподаватель
Русского языка и литературы
Синицина А.Е.,
г. Курганинск, х. Красное Поле, 2015 г.
Цели и задачи:
- систематизировать знания, полученные на уроках русского языка;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать языковое чутье;
- мобилизовать внимание;
- прививать любовь к русскому языку как учебному предмету;
Оборудование: сигнальные карточки (8 шт.), карточки с заданиями, звездочки, часы, листы, ручки, магнитофон, проектор.
Ход игры
I. Организационный момент
II. Слово ведущего:
И.С. Тургенев сказал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками... Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”
Здравствуйте, ребята!
Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского". Александр Сергеевич Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". Знать свой язык обязан каждый человек!
Сегодняшнее мероприятие называется “Звездный час” и является прототипом одноименной телевизионной игры. Тема нашей игры: “Наш родной язык” и будет проходить под девизом: “Поверь в себя! Проверь себя!”.
Я вам расскажу о правилах игры. Игра состоит из 7 туров. Перед началом каждого тура я буду объяснять задания. В каждом туре мы будем расставаться с одним участником. Победит только один из вас.
Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете.
Первый тур
Ведущий задаёт вопрос с вариантами ответов. Игроки, прослушав вопрос, поднимают карточку с номером ответа. За каждый правильный ответ участники получают звезду.
Вопросы:
1. Какое из данных слов является родственным слову «нос»?
1) носильщик
2) поднос
3) переносица *
4) подношение
5) занос
- 2. Какое из данных синонимов лишнее?
1) красный
2) багряный
3) фиолетовый *
4) алый
5) огненный
3. Ваня шёл по деревне и встретил каких-то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: “Очень! Целый табун!”. Мама сразу догадалась, что это были:
1)лошади; *
2) собаки;
3) гуси;
4) коровы;
5) овцы.
4. Что означает слово виктория?
1) госпожа;
2) удача;
3) чужбина;
4) разлука;
5) победа.*
5. Студент позвонил маме:
«Денег осталось очень мало, ну просто кот …».
Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?
1) намяукал;
2) намурлыкал;
3) насмеялся;
4) наурчал;
5) наплакал?*
6. Петя — футболист. В чём он никогда не играл в футбол?
1) в бутсах;
2) в чешках;
3) в кедах;
4) в кроссовках,
5) в гетрах*
7. Какое слово лишнее по смыслу?
1) будущий;
2) следующий;
3) грядущий;
4) предыдущий; *
5) предстоящий.
8. Какое из перечисленных существительных относятся к мужскому роду?
1) шинель;
2) картофель;*
3) метель;
4) аэрозоль;
5) моль .
9. Однажды мальчик видел в зоопарке хищника чёрного цвета из породы кошачьих. Кто это был?
1) тигр;
2) лев;
3) гепард;
4) волк;
5) пантера. *
10. Какое из этих слов происходит не от того же корня, что и слово стол:
1) столовая;
2) столица; *
3) застолье;
4) столик;
5) столешница.
11. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительного метла.
1) Мётл
2) Мётел*
3) Мётелей
4) Мётлов
12.Укажите слово, которому соответствует следующее лексическое значение: «подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц».
1) Мафия
2) Афера
3) Махинация
4) Коррупция*
Мы подтвердили слова Д. И. Писарев, что «Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.»
Участник, набравший в первом туре меньшее число звёзд, выбывает из игры.
Второй тур
Задание: На доске написаны буквы А В Л П О С И О Ц. Сложите из них новое слово. (Пословица)
Игрок, который выполнил задание последним, выбывает из игры.
Третий тур
Ведущий по очереди задаёт вопросы оставшимся игрокам. За каждый правильный ответ – звезда.
Вопросы:
1. Кто составил «Толковый словарь живого великорусского языка»? (Даль)
2. Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия)
3. Как называются слова, которые появились в речи совсем недавно? (Неологизмы)
4. Как называются слова, которые совпадают по звучанию, но различные по значению? (Омонимы)
5. Еще одно название алфавита. (Азбука)
6. Закончи пословицу «Человек без Родины, что соловей без…». (Песни)
7. Назовите имена двух учёных-лингвистов. (Щерба, Виноградов, Пешковский)
8. Какой иностранный язык знает премьер-министр В.В. Путин? (Немецкий)
9. Род маленьких пирожков с мясом, употребляемых в варёном виде. (Пельмени)
10. Специалист, определяющий на вкус и запах качество продукта. (Дегустатор)
11. Слово, противоположное по значению. (Антоним)
12. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? (Слово)
13. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по его названию? (Простокваша)
Игрок, набравший наименьшее количество звёзд, выбывает из игры.
Четвёртый тур
Задание:. К одному слову будет дано 5 подсказок-определений. Чем меньше будет использовано отгадок, тем больше заработаете звезд. Ваша задача – как можно быстрее отгадать слово.
Вопросы ко всем участникам.
1. Тема вопроса: “Слово”. Ответ: огурец
- Это слово означает овощ.
- С ним сравнивают либо совсем юных, либо старых, но бодрых.
- Раньше брадобреи подкладывали его за щеку клиентам.
- На юге растёт тот, которого называют “бешеным”.
- Его срывают всегда зелёным и на еду, и для консервирования.
2. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: очки
- Этот древнейший прибор.
- Это – достоинство карты.
- Это – заменители баллов.
- С ними не справилась Мартышка.
- Это изображено на капюшоне королевской кобры.
3. Тема вопроса: “Предмет”.Ответ: бумага
- На фабрике Уотмана это было гладким и плотным.
- Говорят, что “она очень терпелива”.
- В основном, она состоит из целлюлозы.
- Раньше вместо неё использовали глину, воск, кожу.
- На ней учатся писать.
4. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: глава
- Наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, конуса, луковицы или зонтика.
- Человек, исполняющий ведущую роль в руководстве административной единицы (района, города, государства).
- Часть крупного литературного произведения.
- Слово содержит характерное русское неполногласие.
- Этим приходится всему хлеб…
5. Тема вопроса: “Многозначное слово”. Ответ: программа
- Слово пришло из французского языка со значением “объявление, афиша, распоряжение”.
- Краткое изложение содержания и методических установок предмета, курса, преподаваемого в учебном заведении.
- Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля.
- Порядок проведения чего-либо: праздника, концерта и т.д., а также листок с перечнем исполняемых номеров.
- План предстоящей деятельности, работ, мероприятий.
Действительно, как говорил Николай Васильевич Гоголь «В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»
Тот, кто заработал наименьшее количество звезд, выбывает из игры
Пятый тур
Задание: Сложите пословицы из карточек.
Муравей невелик, а …………… горы копает.
На ловца и …………………….. зверь бежит.
Старый конь ………………борозды не портит.
Всякое семя знает ………………… своё время.
Паршивая овца ………………всё стадо портит.
На безрыбье и ………………………рак рыба.
Собака лает ……………….……… ветер носит.
Всяк кулик ………………...своё болото хвалит.
Игрок, который выполнил задание последним, выбывает из игры.
Прочитайте получившиеся пословицы.
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.» М. А. Шолохов
Шестой тур
Задание: Вспомните фразеологические обороты. Кто первым остановится, тот выбывает из игры.
Седьмой тур
Задание: Из слова «Лексикон» составить как можно больше новых слов.
Игрок, который последним называет слово, побеждает в игре.
III. Итоги урока. Награждение победителя. Победителем становится _______________ ученик ____группы
Слово учителя: Вот и подошла к концу наша игра, каждый сделал для себя определённые выводы о нашем великом и могучем языке. Я надеюсь, что вы узнали для себя сегодня что-то новое, поняли, русский язык многогранен, что его изучением необходимо заниматься постоянно. Всего доброго! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
Игра по русскому языку "Своя игра"
Данная разработка содержит материал для проведения игры по русскому языку по типу игры "Своя игра". Она позволит повторить пройденный материал за курс 5-6 классов...
"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")
Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....
Презентация игры по русскому языку "Своя игра"
Игра "Своя игра"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра "Занимательный русский". 5 класс
Цели игры:• обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;•...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Интерактивная игра по русскому языку "Своя игра"
игра-повторение по русскому языку...