Внеклассное мероприятие «Много слов на земле…»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Мухамадуллина Наиля Мусиевна

Цель: Воспитание культуры речи учащихся.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.

Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.

Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc59 КБ
Файл tema_vneklassnoe_meropriyatie.pptx460.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия в 6-7  классах

Тема: «Много слов на земле…»

            (классный час, посвящённый  культуре речи)

Цель: Воспитание культуры речи учащихся.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.

Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.

Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Оборудование: Конспект мероприятия, презентация, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд( список сленговых слов и стихотворение для инсценировки), опорные материалы, индивидуальные карточки для проведения рефлексии.

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Ход проведения:

Ведущий-1: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

- Что значит «беречь язык»?

- От кого его беречь?

- Разве у языка есть враги?

Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань.

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Ведущий-2: Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Ведущий-3: Одним из самых распространённых слов-паразитов является «как бы». Ему даже песню посвятили:

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий-1: А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами  представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.
  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
  3. Понтово  - получаю удовольствие.
  4. Прикол -  шутка.
  5. Отпад – замечательно.
  6.  Тащиться – быть в восторге.
  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

-А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

 - А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий-2: Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как  алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий-3: Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий-1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий 2. Вы уже разделены на 2 команды. Одна из которых сегодня будет выполнять задания связанные со словами-паразитами, а другая с молодежным сленгом.

Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете в группах.

Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры.

Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я, во время подготовки, их можно тоже записать в наш паразитариум.

Ведущий 1. Следующее задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.

1. Прикинь –

2. Ништяк –

3. Хавчик –

4. Базар –

5. Прикид –

6. Тусить –

7. Предки –

8. Бро –

9. Ботан –

10. Батл –

11. Сяпки –

12. Рот оф-

13. Фиолетово –

14. Замутить –

15. Глюк –

16. Шухер-

17. Кульно –

18. Го –

19. Фейк –

20. Няшно –

Ведущий 2. А вторая группа в это время, пытается творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.

1. Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “ноль один”

Срочно сообщает:

2. Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться.

Вообщем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

1. Можно трубку положить

Все давно сгорело.

1. – Как проехать на вокзал? -

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает

2. – Вообщем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче.

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе…

Вы проехали давно

Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

2. – Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте.

Не для вас для одного

Будут, значит, гости!

Вообщем, я сказать хотел,

Что терпеть не стану…

1. Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

Ведущий 1. Мы уже выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого?

Учитель. Да, это очень сложный вопрос, я приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь. Слайд .

- Вообще ничего не говорить.

- Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи

( употребление слов паразитов и сленга)

- Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.

- Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.

- Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой.

- Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).

- Делать упражнения на дикцию.

- Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.

- Стараться чаще выступать на публике.

- Больше читайте, это увеличит словарный запас.

- Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.

- Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово.

- Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.

- Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг.

- Записаться в кружок ораторского искусства.

Ведущий-1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Заключение: Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее. Помните слова И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Много слов на земле…» Составитель: учитель русского языка и литературы Мухамадуллина Н.М.

Слайд 2

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев .

Слайд 3

Мы нынче, как бы, все глупеем, Все стали, как бы, забывать, Что, как бы, даже не умеем Без «как бы» пару слов связать. Добро бы было, как бы, в дело, Пусть даже, как бы, наугад. А то ведь, как бы, неумело И чаще, как бы, невпопад.

Слайд 4

Я торчу от этой песни – она мне нравится. Ловлю кайф – получаю удовольствие. Понтово - получаю удовольствие. Прикол - шутка. Отпад – замечательно. Тащиться – быть в восторге. Выделываться – вести себя вызывающе.

Слайд 5

1. Прикинь – 2. Ништяк – 3. Хавчик – 4. Базар – 5. Прикид – 6. Тусить – 7. Предки – 8. Бро – 9. Ботан – 10. Батл –

Слайд 6

11. Сяпки – 12. Рот оф- 13. Фиолетово – 14. Замутить – 15. Глюк – 16. Шухер - 17. Кульно – 18. Го – 19. Фейк – 20. Няшно –

Слайд 7

1. Видит как-то гражданин, Что сарай пылает. Он звонит по “ноль один” Срочно сообщает: 2. Я не знаю, как начать, Но, как говорится, Я звоню вам, так сказать, Чтобы поделиться. Вообщем , значит, стало быть, Тут такое дело… 1. Можно трубку положить Все давно сгорело.

Слайд 8

1. – Как проехать на вокзал? - Я спросил в трамвае. Пассажир один сказал, Что прекрасно знает 2. – Вообщем , где-то, так сказать, Это близко очень. Просто тут рукой подать, Говоря короче. Я вам, значит, заодно Объясню по дружбе… Вы проехали давно Возвращаться нужно.

Слайд 9

« Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». И.С.Тургенев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по экологии "День Земли"- краеведческий материал

Цели: - привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к       проблемам окружающей среды; - показать связь живых организмов с окружающей средой; - прививат...

Внеклассное мероприятие "Глобальные проблемы экологии Земли"

Особенность внеклассного мероприятия заключается в применении технологии проведения круглого стола. Использование большого количества наглядных материалов и дополнительной информации. Каждый ученик на...

Внеклассное мероприятие "Как воспеть эту Землю?"

Мероприятие посвящено 75-летию образования Новосибирской области....

Внеклассное мероприятие по географии "Степная земля, бесконечна как время"

Разработка внеклассного мероприятия по географии Казахстана, Клуб старшеклассников "Степная земля, бесконечна как время", 8-10 кл....

внеклассное мероприятие по географии "День Земли"

Земля - самое бесценное у человечества.Внеклассное мероприятие проводиться 22 апреля  в дент празднования праздника День Земли.Цель: познакомить учащихся с праздником  День Земли, формироват...

Внеклассное мероприятие на тему: "Много слов на земле..."

Открытое внеклассное мероприятие на тему: "Много слов на земле..."...

Классный час "Много слов на Земле"

Классный час, посвященный культуре речи....