Внеклассное мероприятие по географии "Степная земля, бесконечна как время"
методическая разработка по географии по теме
Разработка внеклассного мероприятия по географии Казахстана, Клуб старшеклассников "Степная земля, бесконечна как время", 8-10 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработку внеклассного мероприятия подготовила Кучма Татьяна Николаевна учитель географии 1 категории. Казахстан, г. Атбасар, сш. №6.
Тема: «Степная земля, бесконечна как время…»
Цель: 1. обновление полученных знаний в предыдущих классах по данной теме; повторить особенности компонентов степей; сформировать образ степей; выявить экологические проблемы степей и пути решения проблем; хозяйственное использование степей; краеведение.
2. Развитие у школьников воображения, и мышления, вовлечение в творческую деятельность и общение; стимулирование познавательной активности (умения анализировать, сравнивать, обобщать) учащихся.
3. Воспитание чувства коллективизма, патриотизма; экологическое воспитание.
Оборудование: карты-физическая, политико-административная, области, электронный учебник, карточки.
Ход урока
- Организационный момент: (слайды №1)
- деление учащихся (8-10 кл.) на команды ;
- определить название команды;
- разминка «Геологика».
Разминка «Геологика»
По данным определениям отгадайте географический термин или понятие:
- Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной… (дождь)
- Звёздный, весёлый, холодный, тёплый, сильный, слабый, порывистый, резкий, южный, северный, северо-западный… (ветер)
- Сердечная, душевная, снежная, пыльная, песчаная, разрушительная…
(буря)
- Живая, мёртвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, стоячая, проточная, пресная, солёная, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная… (вода)
- Людская, молочная, подземная, бурная, спокойная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная, светлая, мутная… (река)
- Нервная, благодатная, подготовленная, плодородная, рыхлая, влажная, песчаная, глинистая, подзолистая, чернозёмная… (почва)
- Плоская, волнистая, грядовая, ступенчатая, горизонтальная, наклонная, низменная, возвышенная… (равнина)
- Международный, политический, мягкий, суровый, тёплый, холодный, влажный, засушливый, арктический, континентальный, резко-континентальный… (климат)
- Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, удушливая, земная, солнечная… (атмосфера)
- Сообщение темы, цели заседания клуба.
- Конкурс «Мозговой штурм». (слайды №2)
Мозговой штурм
(экспресс-опрос)
- Типичные почвы степей?
- Сорт пшеницы высеваемой в Северном Казахстане?
- Типичные растения степной зоны?
- Назовите известные вам виды эрозии?
- Назовите основное свойство почвы?
- Типичные представители животного мира степей?
- Для какой хозяйственной деятельности пригодны земли лесостепной зоны ?
- Какие области частично или полностью занимает степная зона?
- Какие три области составляют «пшеничный пояс» Казахстана?
- В Казахстане организовано 9 национальных природных парков : Баянауыл, Иле-Алатау, Каркаралы, Алтынемел, Кокшетау, Катон-Карагай, Сайрам-Огем, Бурабай, Шарын. Какие из них находятся в степной зоне?
- Перечислите неблагоприятные, для хозяйственной деятельности человека климатические явления, характерные для степной зоны?
- Как называл русский почвовед В.В. Докучаев чернозёмные почвы?
- Назовите заповедники степной зоны.
- Какой из них находится в Акмолинской области ?
- Перечислите основные виды животноводства Северного Казахтана?
- Что такое гумус ?
- В каком заповеднике находится самая северная точка гнездования розовых фламинго ?
- В какой области находится Наурзумский заповедник?
- Что это? –длительный период с малым количеством осадков и высокими температурами?
- Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?
- Жаркий иссушающий ветер… его продолжительность в степной зоне 5-10 дней?
- В каком заповеднике под охраной государства находится целинная ковыльная степь, сосновый бор Наурызым-Карагай и Терсекский лес. Это самый южный участок распространения редкой разновидности сосны, растущей на засоленных почвах?
- Ветровая эрозия –это…?
- Назовите растения эфемеры степной зоны?
- Некогда многочисленные стада антилоп-… постепенно отступают на юг в зоны полупустынь и пустынь ?
Электронный учебник (видео заповедников)
(слайды №3-26)
Дополнительная информация
Знаете ли вы ?
За последние 40 лет в Казахстане было добыто 5,5 миллионов сайгаков, получено свыше 90 тысяч тонн мяса, 1,7 млн.кв.метров кожевенного сырья и 250 тысяч рогов (они высоко ценятся в тибетской медицине и полностью экспортируются). Добыча сайгаков приносила 3 млн. долларов дохода в год, обеспечивая ½ стоимости продукции охотничьего промысла в стране.
Массовое браконьерство и рост численности волков поставили сайгу-современника мамонта- на грань полного исчезновения. Её численность снизилась с 1млн. 200 тысяч в 1992 году, до 21 тысячи в 2005 году. С 1999 года добыча животного запрещена. Для охраны и учёта сайгаков выделяются большие средства. (слайды №27-28)
- Конкурс «Рассеянный географ» (слайды №29-60)
Дайте описание климата и внутренних вод степной зоны, с помощью ключевых слов и словосочетаний: маловодны, степная зона, богарное земледелие, континентальный, нехватка пресной воды, водохранилище, каналы, около 20 тыс. озёр, Ертыс-Караганда, -16°С-18°С, +18°С на севере до +23°С на юге, до 300 мм, Ертыс, Есиль, Тобол, Жайык, Нура и др., лето, зима, крупные реки, жаркое сухое, суровая малоснежная, средняя температура января, средняя температура июля, климатические условия позволяют, поэтому, запасы её накапливают, бассейны, и мелких рек.
Дайте характеристику почв степной зоны, с помощью ключевых слов и словосочетаний: распахано, чернозёмные и каштановые, целинных и залежных земель, тёмно-каштановые, типичные каштановые, светло-каштановые, на севере, к югу, умеренно сухой степи, сухой степи, полупустыни, содержание гумуса 9%, количество гумуса до 6%,28 млн. га, почвы степной зоны, это связано во-первых, с равнинным рельефом, большей части Казахстана, во-вторых, с частыми сильными ветрами, и в третьих, с лёгким механическим составом почвы (песчаным, супесчаным), преобладание ветровой эрозии.
Дайте характеристику растительного покрова степной зоны, с помощью ключевых слов словосочетаний: богата, пырейные луга,некоторые виды полыни, в южной части, к основным растениям, добавляются, травянистой растительностью, в северной части, хорошие урожаи, преобладают ковыли, типчак, тимофеевка, житняк, эбелек, лекарственные, многоцветная степь, уже выгорает, хорошие урожаи сена, бессмертник, зверобой, шиповник, валериана и др., кратковременной весной, и начале лета, в июле.
Дайте характеристику животного мира степной зоны, с помощью ключевых слов и словосочетаний: из птиц, грызуны, ценные пушные звери, имеющие промысловое значение, основное хищное животное, причиняют большой вред посевам, вол, горностай, степной хорёк, барсук, ласка, лисица, сайгаки, суслики, тушканчики, полевые мыши, степные петрушки, дрофы, а также стрепеты, журавли, кулики, чёрный жаворонок, фламинго, и др., масса некоторых из них достигает до 16 кг, когда-то здесь бродили многотысячные стада этих животных.
Раскройте понятие эрозия почвы и меры борьбы с эрозией, с помощью ключевых слов и словосочетаний: в степных засушливых районах, два вида эрозии, агротехнические, это следствие бессистемной эксплуатации земельных ресурсов человеком, милиоративные, гидротехнические, ветровая и водная, почвозащитные, севообороты, правильная обработка почвы, террасирование склонов, снегозадержание, защитные насаждения, строительство сооружений, препятствующих разрастанию оврагов, проведение этих мер способствует уменьшению эрозии почв, возникает в основном, только на склонах.
Дополнительная информация.
«Ширь степная, да прохладный ветер, да разлив пшеницы золотой»
- «Целинная эпопея» (слайды №61-75)
- Знаете ли вы?
Вместе с распашкой целины начались сильные пыльные бури. Они носили огромный ущерб: засыпали посевы, а главное уносили плодородный почвенный слой. Для спасения почв учёные под руководством А.И. Бараева разработали почвозащитную систему земледелия. Она включала безотвальную (без плуга) обработку почвы с помощью плоскорезов, севообороты (чередование на поле разных культур), предпосевную обработку почв.
Строго выдерживались сроки посева, внесения удобрения, ядохимикатов против сорняков. Эта система была не только почвозащитной, но и интенсивной. На «интенсивных» полях урожаи были на 20% больше, чем на обычных. В конце 1990-х г.г. по интенсивной технологии выращивали 40% пшеницы.
- Видео-вопрос ( слайды №76-77)
-Знаете ли вы?
При освоении целины в Павлодарской области были распаханы тёмно-каштановые почвы лёгкого механического состава. В результате 805 тысяч га были подвержены эрозии и стали непригодными для земледелия. В Аулиекольском районе Костанайской области многие земли оказались в таком же положении.
- Конкурс «Путешествие в слепую» ( слайды №78)
- На контурной карте отметьте следующие города степной зоны: Атбасар, Астана, Костанай, Павлодар, Екибастуз, Караганда, Аркалык, Актобе, Семей, Темиртау, Хромтау, Лисаковск, Жаксы.
- Заповедники и национальные парки степной зоны (по областям).
- Знаете ли вы?
По возрасту Павлодар почти ровесник Петрограду, заложенному Петром I в 1703 году. Но лишь в середине 19 века он стал казачьей станицей, насчитывающей 109 дворов с населением более 500 жителей.
- Конкурс «Кто больше» (слайды №79)
Назвать крупные месторождения и промышленные предприятия степной зоны.
-Знаете ли вы?
Уникальная труба ГРЭС-2 высотой 420 метров в своё время вошла в
Книгу рекордов Гиннесса.
- Дискуссия «Северный Казахстан издавна считался главной «житницей страны»» (потвердите или опровергните это утверждение.(слайды №80)
- Знаете ли вы?
Казахстан импортирует 20% потребляемого продовольствия (75% овощных и фруктовых консервов, 70% куриного мяса, 50% шоколадных изделий, 40% колбас, 30% сахара, 20% сливочного масла).
Зависимость от импорта превысила «порог продовольственной безопасности». По оценкам экспертов ФАО (Сельскохозяйственной организации ООН), это происходит тогда, когда страна ввозит 17% необходимых продуктов питания.
- Конкурс капитанов (слайды №81)
- по вопросу от команды, капитану оппонентов (соперников).
X. 1. Подведение итогов (слайды №82).
2. Вручение сертификатов.
3. Выбор самого активного участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие, посвященное "Дню земли"
Цель урока:формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.Задачи:Образовательные:познакомить учащихся с проблемами ох...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по земле "Компьютерленд""
Данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий в младшем и среднем школьном звене, отдельные задания можно использовать при проведении уроков по соответствующим темам с ...
Внеклассное мероприятие "Звездный час Земли"
Посвящено 50-летию первого полета в космос. Для учащихся среднего звена ОУ....
Внеклассное мероприятие по английскому языку по теме "Времена года"
Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 2-4 классов....
Внеклассное мероприятие" Из этой земли,из этого края мы..."
Оформление: “ Из этой земли, из этого края мы...” плакаты, шежере, магнитофон, компьютер, проекторВечер начинается с просмотра ДВД “ШЕЖЕРЕ”. (Слайд 1, 2)Звучит мелодия курая.1 вед: До...
Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия«Да, были люди в наше время»
Мероприятие приурочено к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г. Материал дает информацию об основных событиях войны. Закрепление материала проходит в форме викторины...
Внеклассное мероприятие ко Дню Земли "Земля - наш дом".
Внеклассное мероприятие ко Дню Земли "Земля - наш дом"....