Что такое текст?
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока "Что такое текст?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._chto_takoe_tekst.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Филиппова Вера Борисовна
2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балахтинская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова»
3. Учитель русского языка и литературы
4. 5 класс
5. Русский язык
6. Используемый УМК: Русский язы. 5 кл.: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2020.
7. Тема урока: «Что такое текст».
8. Место урока в теме и в программе по предмету: данный урок позволит сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. При помощи приёмов, используемых на уроке, у обучающихся формируется умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных задач и в повседневной жизни. Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-практикум.
9. Цель
Учащиеся будут знать: что такое текст, его отличительные особенности.
Учащиеся будут уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме.
10. 1. Кластер (тема, основная мысль, композиционная цельность, завершённость, предложения связаны по смыслу и грамматически).
11. Описание урока
№ | Действия учителя | Действия/предполагаемые ответы обучающихся | Отведённое время |
1.Организационный этап | Приветствует обучающихся. | Готовятся к уроку. Настраиваются на работу. | 1 м. |
2.Актуализация знаний. | На доске записаны предложения: Холодно. В смешанном лесу часто встречаются грибы. Мальчик шёл в школу. - Что записано на доске? - Являются ли эти предложения текстом? Почему? | Читают предложения. Отвечают на вопросы. -Это не текст. Предложения никак не связаны по смыслу. | 3 м. |
3..Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Итак, скажите, пожалуйста, какова тема сегодняшнего урока и какие цели мы должны перед собой поставить? - Ребята, а нужно ли вам знать, что такое текст и как его построить? Как вам понадобятся эти знания в жизни? | Тема урока - текст. Узнаем, что такое текст, выявим его основные признаки. Отвечают на вопросы | 3 м. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Ребята, прочитайте два определения и § 8 , найдите общие признаки текста. Составьте кластер на тему «Текст». 1.Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений. Текст – это композиционная цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают. Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка). Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание 2.Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Е. Никитина. Русская речь. 5 класс | Составляют кластер. | 10 м. |
5.Первичная проверка понимания. | Откройте учебники на стр.19 упр. 38. - Ребята, прочитайте предложения. С помощью кластера определите, какая группа предложений является текстом. Почему нельзя назвать текстом другие высказывания? | Читают текст. Отвечают на вопросы. Доказывают, что свои предположения. | 12 м. |
6.Первичное закрепление. | Задание «Собери тест» (приём «Мозаика», приложение 1). - Ребята, вам в парах необходимо собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. | Работают в парах. | 10 м. |
7.Информация о домашнем задании. | 1. Подготовиться к воспроизведению к кластера по памяти. 2. Подобрать стихотворение о зиме и записать его в тетрадь. Устно доказать, что это текст. | Записывают домашнее задание. | 2 м. |
8.Рефлексия. | - Наш урок подошёл к концу, поставьте + на линии в том месте, которое отражает ваше отношение к занятию и степень участия в уроке: 1. Я считаю, что занятие было интересным ___ скучным___. 2.Я научился многому ___ малому_____. 3. Я думаю, что слушал других внимательно ___невнимательно__4. Я принимал участие в дискуссии часто __ редко__. | . | 4 м. |
12. Приложение 1.
1) Они беспомощно пищали и дрожали.2) Кошка была заботливой родительницей: вылизывала своих детёнышей, не оставляла их ни на минуту.3)Та сначала зафырчала на них и отошла.4) Принесённые котята, почуяв материнское тепло, тут же успокоились и деловито принялись за еду.5)Они, вероятно, появились на свет совсем недавно. 6) У нашей кошки были котята .7) Глаза у несчастных ещё не прорезались.8) Но однажды в посадке мы нашли брошенных кем –то котят.9) Однако их жалкий вид заставил дрогнуть её сердце, и она по одному перетаскала их в свой ящик.10) Принесли их кошке.11)Один серый, другой рыжий, третий вышел весь в маму: на белой шёрстке жёлто-чёрные пятна.12) Приёмыши были намного меньше её собственных детей.13) Нам показалось, что мурлыкала кошка для них даже нежнее, чем для своих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...