Конспект занятия внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» в 5 классе
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Конспект занятия внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vneurochnoy_deyatelnosti_chtenie._rabota_s_tekstom_v_5_klasse.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» в 5 классе
Тема занятия : «Работа с текстом»
Цели:
1. Развитие умения определять тему и основную мысль текста.
2.Формирование умений и навыков узнавания связного текста.
3. Развитие умения пересказа текста.
Задачи :В сфере личностных УУД:
Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
В сфере регулятивных УУД:
Научить принимать и сохранять учебную задачу;
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
Развивать речевые навыки при устных высказываниях;
Продолжить знакомство с понятием «текст», «заголовок»
В сфере коммуникативных УУД:
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
1. Актуализация опорных знаний.
На доске картинки слов тетрадь, ежи, карандаш, собака, трактор
- Что можете сказать про эти картинки ? ( Картинки обозначают словарные слова)
Задание:
-По первым звукам составьте слово. Это будет тема нашего занятия (текст)
Сергей Рубинштейн : «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять». На наших занятиях мы учились понимать текст
Сейчас выполним специальные упражнения на понимание прочитанного .
Я думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.
Задание 1 Перед вами текст, но он без названия. Внимательно прочитайте текст, (№1).
Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.
Задание 2.Выполним упражнение по озаглавливанию текста
- Как можно озаглавить текст, учитывая его основную тему?
- Но для этого вспомним требования к заголовку текста:
Заголовок должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.
Требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей,
- быть ясным высказыванием;
- заключать в себе основную идею текста;
- не противоречить содержанию материала;
- быть понятно сформулированным;
- возбуждать интерес читателя.
(выполняют задание)
(М.В.Ломоносов) Почему? (Говорится о великом ученом) заключать в себе основную идею текста;
Беседа. (Проверка выполнения)
-Какова основная мысль текста?
• Все науки в грамматике нужду имеют.
• Трудная судьба великого ученого.
• Ученый мирового значения.
• Правила построения родной речи.
Михаил Васильевич Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, создателем русской лингвистики
Задание 3.
Итак, упражнения на построение смысловых опор, планов
В тексте 3 смысловых части. Выделите опорные ключевые слова, несущие первостепенную информацию, составьте план.
Простой план.
1. Трудный путь юноши к науке.
2 М.В.Ломоносов - создатель русской лингвистики.
3. Без грамматики невозможно познать родной язык.
(проверка)
Беседа по вопросу Для чего необходим план?
- Помогает лучше понять тему текста.
- Воспроизвести хронологию событий.
- Сохранить последовательность изложения.
Задание №4.
Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?
М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.
В чем отличие текстов?
Что нового вы узнали об этом человеке?
А теперь я проверю, какая у вас память и насколько вы внимательны:
Листочки перевернули и слушайте меня внимательно. Если согласны, то ставьте +, если нет, то -
1 Ломоносов -сын поморского помещика -
2. Отправился с рыбным обозом в Москву +
3 В 28 лет как лучший ученик был послан во Францию -
4 М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке,+
5, Был основателем Петербургского университета.-
6-. В возрасте 18 лет он покинул отчий дом –(взаимопроверка)
Молодцы! Вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила.
Физкультминутка
Следующий этап работы:
Ребята, мы с вами знаем, что ваши работы должны характеризоваться :
- смысловой цельностью.
- речевой связностью .
- последовательностью изложения.
Задание №5
Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.
Образец.
1 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
2 Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
3 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.
4 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого
5 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
6 В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
7 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Перепутанные предложения:
1 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.
2 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.
3 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
4 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
5 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
7.В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
Задание №6
Ребята, нам бы хотелось , чтобы у каждого из вас была литературно грамотная речь, чтоб вы выражались не только простыми предложениями, но и сложными.
Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.
1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.
2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.
3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.
4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.
5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.
6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.
7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.
Подведение итогов:
В результате занятия мы научились:
- определять основную тему текста,
- подбирать заголовок,
- делить текст на смысловые части и озаглавливать их,
- составлять план, учились последовательно излагать свои мысли.
Я думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.
Если останется время, дать ребятам 1 -2 минуты повторить тексты и пересказать . Расскажите. Что вы узнали на занятии о Ломоносове. М.В.
Рефлексия. Ребята, оцените свою работу на уроке 1 мин. (Поднимите руки)
«высокий уровень» - все понял, активно работал, делал выводы
«средний уровень» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать
«низкий уровень»- есть вопросы, нужно повторить
Рабочий лист ученика ___________________________________________
Задание №1.
Внимательно прочитайте текст.
Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.
Задание №2. Озаглавить текст.
-----------------------------------------------------------
Задание 3.
Составьте план текста.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание №4.
Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?
М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.
Задание №5
Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.
Перепутанные предложения:
1 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.
2 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.
3 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
4 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
5 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
7. В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
Задание №6
Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.
1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.
2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.
3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.
4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.
5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.
6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.
7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
Конспект к презентации Командная игра "Экологический марафон"...
Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы
В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...
Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы
В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....
Конспект занятия внеурочной деятельности по сенсорному развитию в 1 классе «А мы многое умеем!»
Цель:Обобщение и систематизация представлений детей геометрических фигурахЗадачи:Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур;Формирование умения конструировать предметы из геометрических фигур;Ф...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»
Рабочая программа внеурочной деятельности«Чтение. Работа с текстом»...