урок в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

открытый урок русского языка в 8 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_uroka_russk_yaz.docx36.71 КБ
Файл testov_zadanie.docx12.17 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) в 8 классе

Районный конкурс «Учитель года – 2020г»

Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8а

Цель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.

Задачи: 1) познакомить учащихся с видами уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение), правилами выделения уточняющих членов предложения;

 2) научить находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;

3) научить находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль, распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;

 4) научить распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;

6) использовать предложения с обособленными уточняющими членами предложения в заданной речевой ситуации.

Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения» после тем: «Обособленные определения», «Приложения», «Обособленные обстоятельства», «Сравнительный оборот».

Этап урока

время

Приёмы и методы

1

Орг.момент

1мин

беседа

2

Целеполагание

6 мин

3

Изучение нового материала

15мин

Эвристическая беседа, исследовательский, частично - поисковый составление схем, наблюдение над интонацией, демонстрация слайдов

4

физминутка

30сек

5

Квест игра(закрепление материала)

10мин

6

Домашнее задание

1мин

инструктаж

7

Подведение итогов

1мин

беседа

8

рефлексия

1 мин

Самоанализ учащимся результатов урока

Тип урока: урок открытия нового знания

                Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Включение в деловой ритм урока.

Приветствие

Добрый день, ребята …

Подготовка класса к работе: разделение на группы (класс разделила на 4 группы) по 4 человека и в одной 5 учащихся

Личностные : самоопределение;

Регулятивные : целеполагание;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний ( ситуация успеха) и фиксация затруднений в деятельности

 слайд1

посмотрите на доску и сравните предложения в двух столбцах.

Давай разберём первые   2 предложения

 (Желтая бумага)Далеко раздавались удары топора.(Далеко, в лесу, раздавались удары топора.(карточка №1)

-Попробуйте сформулировать тему урока

Записываем тему урока

- Попробуйте сформулировать цель урока. Как вы думаете. Чему должны научиться в ходе нашего урока?

-Что нам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели?

Ставят цели, объясняют постановку знаков препинаний.

Один ученик у доски

Подчеркнул грамматические основы и второстепенные члены предложения.

- В чем разница этих предложений? (В первом одно обстоятельство, а во втором два обстоятельства)

- На какие вопросы отвечают? (где, где именно?)-Каким знаком препинания выделено обстоятельство? (запятыми)

- где стоит? Когда в письменной речи выделяем запятыми, как называется (обособление)

-Для чего он вводится в текст?(Для уточнения, пояснения, конкретизации)

На что указывает, это какой уточняющий член предложения (уточняющее обстоятельство места) 

- -- - --Обособленные уточняющие члены предложения) (слайд 2)

-научиться обособлять уточняющие члены предложения

- узнать, что такое уточняющие члены предложения, научиться находить их в предложениях

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

Логические :анализ объекта с целью выделения признаков.

  1. Постановка учебной задачи

Активизирую знания учащихся;

Создаю проблемную ситуацию:

Так давайте определим еще какие члены предложения могут быть уточняющими.

Из каждой группы будут выходить по одному человеку

Слайд № 3 (второй ученик)

Слайд 4(третий ученик)

Слайд 5 (четвёртый ученик)

Слайд 6 (пятый ученик)

Слайд 7 (шестой ученик)

Испытывают затруднения :

 задают (формулируют)вопросы

появляются гипотезы:

Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад

Уточняющее обстоятельство времени

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.) Определение размер

Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.) - приложение

Озеро было широкое, более пятисот метров сказуемое

Несмотря на здешний неправдоподобный воздух, мы мечтаем

О Солотче и считаем дни до отъезда дополнение с предлогом несмотря

 (подчёркивает, определяет, вопрос ставит)

Но!

Ставят перед собой учебную задачу:

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные : постановка вопросов;

Общеучебные : самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Совместное решение учебной задачи

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации: теперь определим,  какие уточняющие члены предложения обособляются

-перечислите

- назовите член предложения, на какой вопрос отвечают

— Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных?

Слайд 8 общее правило

Слайд 9 таблица ««Знаки препинания при уточняющих членах предложения» на красной бумаге всем раздать

 Это вложите в свой словарь справочник

Физминутка

Составляют план достижения цели и определяют средства ; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу.

Приступают к преобразованию материала.

-обособленные обстоятельств могут уточнять место, время, образ действия, т.к. отвечает на вопрос где именно, когда именно, как именно

- обособленные определения, уточняют размер, рост отвечает на вопрос какая именно?

-обособленные приложения, кто именно соединены союзом или (то есть)

- Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, несмотря на и др.

- уточняющие сказуемые, было какое?

 (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.)

Все встали, осанка прямая, потянулись, похлопали и сели

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

Познавательные : моделирование;

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

4.Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия; учебной игре «квест игра»

- Знаете, что такое квест игра?

Слайд 10 квест определение

Приступить к работе поможет первое задание

Шарады4 группы

шаг 1 Шарады угадали, взяли свой конверт

шаг 2 открыли свой конверт

 на конверте написано

1)Собери рассыпавшееся предложение

2) Возьми книгу Пушкин на столе у учителя.

Шаг 3 стикер стр. 5 абзац 1

Выписать предложения с уточняющими членами, объяснить постановку знаков препинания

- Шарады  (слайд11)

1.В списке вы мой обнаружите корень

Суффикс — в собрании встретите вскоре

В слове рассказ вы приставку найдёте

В целом — по мне на уроки пойдёте

(расписание)

2. Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали

Весь — я  в дневнике  и в журнале - оценка

3.мой первый слог к себе зовёт

Второй дом наоборот. (комод)

4.Начало — нота

Потом оленье украшенье,

А вместе — место оживлённого движенья. (дорога)

1 группа. Половодья,весной, сейчас, с опасением, мы, ранней,ждём

2 группа.

сидели,дети,дома,около,скамейке,на

3группа хорошо, мы по-дружески,беседовали,

4гр.,появлялись,комары,то есть белые снежинки., в воздухе

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма ( способа действия) вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;

Общеучебные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организую деятельность по применению новых знаний: мини- тест5 предложений

Проверьте друг у друга

Самостоятельная работа;

Осуществляет самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном.

Возможна взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

Личностные : самоопределение.

  1. Рефлексия деятельности  (итог урок )

  1. Д  /з.

Организую рефлексию

Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники»

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные : рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

Приложение №1

слайд №1

Но вот опять хлынули играющие лучи, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто – серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами так лучезарны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплом. (И.С.Тургенев.)

Слайд №2

  1. Поезд прибывает поздно, после полуночи.
  2. Высоко, под крышей, светилось маленькое окошко.
  3. Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.

«Знаки препинания при уточняющих членах предложения».

Обособляются

Примеры

1. Уточняющие обстоятельства места и времени, образа действия

 Вправо от дома, на берегу реки, раскинулся огромный парк.

С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.

Он работал весело, с огоньком

2. Уточняющие приложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть)

Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки.

3. Уточняющие члены со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др.

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику.

(А. С. Пушкин)

4.Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор степи.

5. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, несмотря на и др.

Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским.

Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

6. Уточняющие сказуемые

Озеро было широкое, более пятисот метров сказуемое

— Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.)

— Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т. д.)

2шаг. Взяли конверт. Там- собери предложение и расставь знаки препинания.

1) В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» найдите уточняющее обстоятельство места,времени.

2)  М Пришвин  обособленное уточняющее приложение.

3)обособленное уточняющее определение

4)обособленное уточняющее

Впыисать и обяснить один из группы. Выступит. Солнце уже двинулось вниз, когда, преодолев несчастные зыби в живописном лесу, мы выехали на высоки, крутой берег реки. Речка была пустяковая. Внизу, под обрывом, через нее был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела проселочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село так и называлось — Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор.

(В. Кочетов)

З а д а н и е: укажите уточняющие обстоятельства.

    Домашнее задание: 6.Творческое задание.

Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните , какие праздники отмечаются в вашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ , используйте предложения с уточняющими членами .

Праздники : 1 сентября — День знаний , 5 октября — День учителя , Новый год ,

8 Марта , 12 апреля — День Космонавтики.

Итог урока. В одной притче говорится : « Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное.

 Зажав в ладонях бабочку, он спросил:  «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мёртвая – выпущу». 
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
А потому нельзя останавливаться. Желаю всем удачи. Спасибо за урок.

1 шаг

1.В списке вы мой обнаружите корень

Суффикс — в собрании встретите вскоре

В слове рассказ вы приставку найдёте

В целом — по мне на уроки пойдёте

2. Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали

Весь — я  в дневнике  и в журнале

3.мой первый слог к себе зовёт

Второй дом наоборот.

4.Начало — нота

Потом оленье украшенье,

А вместе — место оживлённого движенья

2 шаг

1 группа. Половодья, весной, сейчас, с опасением, мы, ранней, ждём

найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения

2 группа.сидели,дети,дома,около,скамейке,на

найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения

3группа хорошо, мы по-дружески, беседовали,

найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения

4гр.,появлялись,комары,то есть белые снежинки., в воздухе

найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения

2) Возьми книгу                        на столе у учителя.



Предварительный просмотр:

Тестовые задания

1. Укажите, какую функцию выполняют уточняющие члены предложения:

а) выражают различную степень уверенности;

б) поясняют значение какого-либо члена предложения;

в) выражают замечания о способах оформления мыслей;

г) обозначают добавочное действие.

2. Укажите предложение с уточняющими членами (знаки препинания не расставлены).

а) Он ушел неохотно тяжело шаркая ногами.

б) Гроза началась вечером часу в десятом.

в) Большие деревья лишенные снизу ветвей поднимались из воды.

г) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.

3.Укажите, с помощью какого союза могут присоединяться уточняющие члены предложения:

а) когда

б) если

в) то есть

г) что

4.Укажите предложение с уточняющими членами (знаки препинания не расставлены).

а) Я проснулся рано часу в пятом пополудни.

б) Молодой казак стройный и красивый налил мне стакан простого вина.

в) Взмахивая на солнце серебряным топором он ловко затесывал кол и тихонько напевал.

г) Марья Васильевна вместе с сыном встретила Хаджи Мурата в гостиной.

5. В каких предложениях имеются пунктуационные ошибки при обособлении уточняющих членов предложения?

а) Внизу, в закурившемся тумане шумел лес.

б) Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.

в) У забора, на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.

г) Ленькина бабушка, Александра Федоровна, работала в школе.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 8 классе



Я провела урок русского языка в 8 классе.

Тема урока -  обособленные уточняющие члены предложения.Это один из уроков раздела «Обосленные члены предложения
Общедидактическая цель урока - формирование универсальных учебных действий: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих коммуникативных способностей учащихся через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока.
Образовательные:
-  1) познакомить учащихся с видами уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение,сказуемое,приложение), правилами выделения уточняющих членов предложения; научить находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
- закрепление пунктуационных навыков.
- проверка качества знаний по данной теме.
Развивающие:
- создание условий для развития творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся.
- развитие умения учиться.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к русскому языку и литературе, другим видам искусства.
- воспитание культуры общения.
Тип урока- урок открытия нового знания. Соблюдены были все структурные компоненты урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное освоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Подведение итогов. Рефлексия
На уроке были использованы педагогические технологии, направленные на развитие личности ребенка:
- дифференцированное обучение.
- технология сотрудничества
- личностно- ориентированное обучение.
- здоровьесберегающая технология.
- ИКТ,интерактивная доска, медиапроектор
Для активизации учебно-познавательного процесса на уроке были использованы следующие методы:
- метапредметный подход.(освоение обучающимися УУД - познавательных, регулятивных, коммуникативных.)
- проблемный.
- частично поисковый.
- исследовательский.

-игровой технологии
Т.е на уроке знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно учащимся. Они рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, обобщали, делали выводы тем самым формировали осознанные прочные знания.. Для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовались разнообразные формы организации познавательной деятельности, которые помогли избежать монотонности и стимулировали познавательный интерес.
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная..
В процессе урока формировались следующие блоки УУД:
Предметные

употреблять определения в речи в зависимости от коммуникативных целей.

Личностные

- формирование внутренней позиции школьника, самоопределение.

- формирования устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой аналитической и творческой деятельности.

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Познавательные

1. Свободное восприятие и понимание текста.

- объяснение языковых явлений, процессов связей и отношений, выявляемых в ходе исследования уточняющих ЧП

2. Поиск и извлечение необходимой информации из разных источников и их переработка.

Регулятивные

- осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции.

Коммуникативные

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- слушать и понимать других.

- оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока. Были использованы игровые технологии  на этапе закрепления, провели в форме игры квест, где ребята с интересом сделали вывод изученной темы. Задания, которые были в конверте были связаны с пройденной темой

, проводилась тестовая работа ,учащиеся выполнят дому творческую работу).

Все этапы урока были тесно взаимосвязаны. Итогом урока стала рефлексия учащихся.

Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...