урок в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
открытый урок русского языка в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karta_uroka_russk_yaz.docx | 36.71 КБ |
testov_zadanie.docx | 12.17 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) в 8 классе
Районный конкурс «Учитель года – 2020г»
Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8а
Цель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.
Задачи: 1) познакомить учащихся с видами уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение), правилами выделения уточняющих членов предложения;
2) научить находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
3) научить находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль, распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
4) научить распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
6) использовать предложения с обособленными уточняющими членами предложения в заданной речевой ситуации.
Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения» после тем: «Обособленные определения», «Приложения», «Обособленные обстоятельства», «Сравнительный оборот».
№ | Этап урока | время | Приёмы и методы |
1 | Орг.момент | 1мин | беседа |
2 | Целеполагание | 6 мин | |
3 | Изучение нового материала | 15мин | Эвристическая беседа, исследовательский, частично - поисковый составление схем, наблюдение над интонацией, демонстрация слайдов |
4 | физминутка | 30сек | |
5 | Квест игра(закрепление материала) | 10мин | |
6 | Домашнее задание | 1мин | инструктаж |
7 | Подведение итогов | 1мин | беседа |
8 | рефлексия | 1 мин | Самоанализ учащимся результатов урока |
Тип урока: урок открытия нового знания
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Включение в деловой ритм урока. Приветствие Добрый день, ребята … | Подготовка класса к работе: разделение на группы (класс разделила на 4 группы) по 4 человека и в одной 5 учащихся | Личностные : самоопределение; Регулятивные : целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| слайд1 посмотрите на доску и сравните предложения в двух столбцах. Давай разберём первые 2 предложения (Желтая бумага)Далеко раздавались удары топора.(Далеко, в лесу, раздавались удары топора.(карточка №1) -Попробуйте сформулировать тему урока Записываем тему урока - Попробуйте сформулировать цель урока. Как вы думаете. Чему должны научиться в ходе нашего урока? -Что нам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? | Ставят цели, объясняют постановку знаков препинаний. Один ученик у доски Подчеркнул грамматические основы и второстепенные члены предложения. - В чем разница этих предложений? (В первом одно обстоятельство, а во втором два обстоятельства) - На какие вопросы отвечают? (где, где именно?)-Каким знаком препинания выделено обстоятельство? (запятыми) - где стоит? Когда в письменной речи выделяем запятыми, как называется (обособление) -Для чего он вводится в текст?(Для уточнения, пояснения, конкретизации) На что указывает, это какой уточняющий член предложения (уточняющее обстоятельство места) - -- - --Обособленные уточняющие члены предложения) (слайд 2) -научиться обособлять уточняющие члены предложения - узнать, что такое уточняющие члены предложения, научиться находить их в предложениях | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: Логические :анализ объекта с целью выделения признаков. |
| Активизирую знания учащихся; Создаю проблемную ситуацию: Так давайте определим еще какие члены предложения могут быть уточняющими. Из каждой группы будут выходить по одному человеку Слайд № 3 (второй ученик) Слайд 4(третий ученик) Слайд 5 (четвёртый ученик) Слайд 6 (пятый ученик) Слайд 7 (шестой ученик) | Испытывают затруднения : задают (формулируют)вопросы появляются гипотезы: Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад Уточняющее обстоятельство времени Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.) Определение размер Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.) - приложение Озеро было широкое, более пятисот метров сказуемое Несмотря на здешний неправдоподобный воздух, мы мечтаем О Солотче и считаем дни до отъезда дополнение с предлогом несмотря (подчёркивает, определяет, вопрос ставит) Но! Ставят перед собой учебную задачу: | Регулятивные: целеполагание; Познавательные : постановка вопросов; Общеучебные : самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
Совместное решение учебной задачи | Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации: теперь определим, какие уточняющие члены предложения обособляются -перечислите - назовите член предложения, на какой вопрос отвечают — Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? Слайд 8 общее правило Слайд 9 таблица ««Знаки препинания при уточняющих членах предложения» на красной бумаге всем раздать Это вложите в свой словарь справочник Физминутка | Составляют план достижения цели и определяют средства ; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу. Приступают к преобразованию материала. -обособленные обстоятельств могут уточнять место, время, образ действия, т.к. отвечает на вопрос где именно, когда именно, как именно - обособленные определения, уточняют размер, рост отвечает на вопрос какая именно? -обособленные приложения, кто именно соединены союзом или (то есть) - Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, несмотря на и др. - уточняющие сказуемые, было какое? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.) Все встали, осанка прямая, потянулись, похлопали и сели | Регулятивные : планирование, прогнозирование; Познавательные : моделирование; Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4.Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия; учебной игре «квест игра» - Знаете, что такое квест игра? Слайд 10 квест определение Приступить к работе поможет первое задание Шарады4 группы шаг 1 Шарады угадали, взяли свой конверт шаг 2 открыли свой конверт на конверте написано 1)Собери рассыпавшееся предложение 2) Возьми книгу Пушкин на столе у учителя. Шаг 3 стикер стр. 5 абзац 1 Выписать предложения с уточняющими членами, объяснить постановку знаков препинания | - Шарады (слайд11) 1.В списке вы мой обнаружите корень Суффикс — в собрании встретите вскоре В слове рассказ вы приставку найдёте В целом — по мне на уроки пойдёте (расписание) 2. Корень мой находится в цене В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали Весь — я в дневнике и в журнале - оценка 3.мой первый слог к себе зовёт Второй дом наоборот. (комод) 4.Начало — нота Потом оленье украшенье, А вместе — место оживлённого движенья. (дорога) 1 группа. Половодья,весной, сейчас, с опасением, мы, ранней,ждём 2 группа. сидели,дети,дома,около,скамейке,на 3группа хорошо, мы по-дружески,беседовали, 4гр.,появлялись,комары,то есть белые снежинки., в воздухе Решают типовые задания с проговариванием алгоритма ( способа действия) вслух. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; Общеучебные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий). |
| Организую деятельность по применению новых знаний: мини- тест5 предложений Проверьте друг у друга | Самостоятельная работа; Осуществляет самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном. Возможна взаимопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; Личностные : самоопределение. |
| Организую рефлексию Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные : рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
Приложение №1
слайд №1
Но вот опять хлынули играющие лучи, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто – серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами так лучезарны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплом. (И.С.Тургенев.)
Слайд №2
- Поезд прибывает поздно, после полуночи.
- Высоко, под крышей, светилось маленькое окошко.
- Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.
«Знаки препинания при уточняющих членах предложения».
Обособляются | Примеры |
1. Уточняющие обстоятельства места и времени, образа действия | Вправо от дома, на берегу реки, раскинулся огромный парк. С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов. Он работал весело, с огоньком |
2. Уточняющие приложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть) | Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки. |
3. Уточняющие члены со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др. | Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику. (А. С. Пушкин) |
4.Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста | Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор степи. |
5. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, несмотря на и др. | Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским. Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней. |
6. Уточняющие сказуемые | Озеро было широкое, более пятисот метров сказуемое |
— Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.)
— Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т. д.)
2шаг. Взяли конверт. Там- собери предложение и расставь знаки препинания.
1) В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» найдите уточняющее обстоятельство места,времени.
2) М Пришвин обособленное уточняющее приложение.
3)обособленное уточняющее определение
4)обособленное уточняющее
Впыисать и обяснить один из группы. Выступит. Солнце уже двинулось вниз, когда, преодолев несчастные зыби в живописном лесу, мы выехали на высоки, крутой берег реки. Речка была пустяковая. Внизу, под обрывом, через нее был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела проселочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село так и называлось — Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор.
(В. Кочетов)
З а д а н и е: укажите уточняющие обстоятельства.
Домашнее задание: 6.Творческое задание.
Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните , какие праздники отмечаются в вашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ , используйте предложения с уточняющими членами .
Праздники : 1 сентября — День знаний , 5 октября — День учителя , Новый год ,
8 Марта , 12 апреля — День Космонавтики.
Итог урока. В одной притче говорится : « Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мёртвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
А потому нельзя останавливаться. Желаю всем удачи. Спасибо за урок.
1 шаг
1.В списке вы мой обнаружите корень
Суффикс — в собрании встретите вскоре
В слове рассказ вы приставку найдёте
В целом — по мне на уроки пойдёте
2. Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали
Весь — я в дневнике и в журнале
3.мой первый слог к себе зовёт
Второй дом наоборот.
4.Начало — нота
Потом оленье украшенье,
А вместе — место оживлённого движенья
2 шаг
1 группа. Половодья, весной, сейчас, с опасением, мы, ранней, ждём
найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения
2 группа.сидели,дети,дома,около,скамейке,на
найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения
3группа хорошо, мы по-дружески, беседовали,
найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения
4гр.,появлялись,комары,то есть белые снежинки., в воздухе
найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения
2) Возьми книгу на столе у учителя.
Предварительный просмотр:
Тестовые задания
1. Укажите, какую функцию выполняют уточняющие члены предложения:
а) выражают различную степень уверенности;
б) поясняют значение какого-либо члена предложения;
в) выражают замечания о способах оформления мыслей;
г) обозначают добавочное действие.
2. Укажите предложение с уточняющими членами (знаки препинания не расставлены).
а) Он ушел неохотно тяжело шаркая ногами.
б) Гроза началась вечером часу в десятом.
в) Большие деревья лишенные снизу ветвей поднимались из воды.
г) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
3.Укажите, с помощью какого союза могут присоединяться уточняющие члены предложения:
а) когда
б) если
в) то есть
г) что
4.Укажите предложение с уточняющими членами (знаки препинания не расставлены).
а) Я проснулся рано часу в пятом пополудни.
б) Молодой казак стройный и красивый налил мне стакан простого вина.
в) Взмахивая на солнце серебряным топором он ловко затесывал кол и тихонько напевал.
г) Марья Васильевна вместе с сыном встретила Хаджи Мурата в гостиной.
5. В каких предложениях имеются пунктуационные ошибки при обособлении уточняющих членов предложения?
а) Внизу, в закурившемся тумане шумел лес.
б) Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.
в) У забора, на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.
г) Ленькина бабушка, Александра Федоровна, работала в школе.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка в 8 классе
Я провела урок русского языка в 8 классе.
Тема урока - обособленные уточняющие члены предложения.Это один из уроков раздела «Обосленные члены предложения
Общедидактическая цель урока - формирование универсальных учебных действий: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих коммуникативных способностей учащихся через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока.
Образовательные:
- 1) познакомить учащихся с видами уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение,сказуемое,приложение), правилами выделения уточняющих членов предложения; научить находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
- закрепление пунктуационных навыков.
- проверка качества знаний по данной теме.
Развивающие:
- создание условий для развития творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся.
- развитие умения учиться.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к русскому языку и литературе, другим видам искусства.
- воспитание культуры общения.
Тип урока- урок открытия нового знания. Соблюдены были все структурные компоненты урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное освоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8. Подведение итогов. Рефлексия
На уроке были использованы педагогические технологии, направленные на развитие личности ребенка:
- дифференцированное обучение.
- технология сотрудничества
- личностно- ориентированное обучение.
- здоровьесберегающая технология.
- ИКТ,интерактивная доска, медиапроектор
Для активизации учебно-познавательного процесса на уроке были использованы следующие методы:
- метапредметный подход.(освоение обучающимися УУД - познавательных, регулятивных, коммуникативных.)
- проблемный.
- частично поисковый.
- исследовательский.
-игровой технологии
Т.е на уроке знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно учащимся. Они рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, обобщали, делали выводы тем самым формировали осознанные прочные знания.. Для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовались разнообразные формы организации познавательной деятельности, которые помогли избежать монотонности и стимулировали познавательный интерес.
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная..
В процессе урока формировались следующие блоки УУД:
Предметные
употреблять определения в речи в зависимости от коммуникативных целей.
Личностные
- формирование внутренней позиции школьника, самоопределение.
- формирования устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой аналитической и творческой деятельности.
- формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Познавательные
1. Свободное восприятие и понимание текста.
- объяснение языковых явлений, процессов связей и отношений, выявляемых в ходе исследования уточняющих ЧП
2. Поиск и извлечение необходимой информации из разных источников и их переработка.
Регулятивные
- осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции.
Коммуникативные
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- слушать и понимать других.
- оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока. Были использованы игровые технологии на этапе закрепления, провели в форме игры квест, где ребята с интересом сделали вывод изученной темы. Задания, которые были в конверте были связаны с пройденной темой
, проводилась тестовая работа ,учащиеся выполнят дому творческую работу).
Все этапы урока были тесно взаимосвязаны. Итогом урока стала рефлексия учащихся.
Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...