Рабочая программа "Основы современного русского языка"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Состояние русского языка в наши дни вызывает тревогу не только у языковедов, учителей-филологов, писателей и журналистов, но и у любителей и ценителей классической русской речи.
Изменения структуры общественно политического строя страны, смена форм собственности и состава активных участников коммуникации, открытость и «обнаженность» речи привели к расшатыванию и размыванию традиционных литературных норм современного языка.
Предполагаемый курс нацелен на повышение уровня практического владения современным русским языком. Он призван помочь учащимся осознать, что знание основ современного русского языка, забота о совершенствовании культуры речи являются важной частью общей культуры каждого из нас, одним из условий повышения культуры народа.
Кроме того, овладение основами современного русского языка - фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, так как владение основами современного русского языка является залогом успешности в дальнейшей учебе и карьере будущих выпускников.
«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности» (Д.С.Лихачев).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rabochaya_programma_osrya_10-11_se_en.docx | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Частное общеобразовательное учреждение «Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (ЧОУ «Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого», ЧОУ ЛТГПУ) | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ): Основы современного русского языка 10 – 11 класс | |
Программа подготовлена: Кугучевой Т.М. | |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор Частного общеобразовательного учреждения «Лицея при ТГПУ им. Л. Н. Толстого» И.В. Шеханина ____________________________ «____»_____________ 2019 г. |
Тула,
2019 - 2020
Пояснительная записка
Состояние русского языка в наши дни вызывает тревогу не только у языковедов, учителей-филологов, писателей и журналистов, но и у любителей и ценителей классической русской речи.
Изменения структуры общественно политического строя страны, смена форм собственности и состава активных участников коммуникации, открытость и «обнаженность» речи привели к расшатыванию и размыванию традиционных литературных норм современного языка.
Предполагаемый курс нацелен на повышение уровня практического владения современным русским языком. Он призван помочь учащимся осознать, что знание основ современного русского языка, забота о совершенствовании культуры речи являются важной частью общей культуры каждого из нас, одним из условий повышения культуры народа.
Кроме того, овладение основами современного русского языка - фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, так как владение основами современного русского языка является залогом успешности в дальнейшей учебе и карьере будущих выпускников.
«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности» (Д.С.Лихачев).
Курс рассчитан на 66 часов. 33 часа – 10 класс, 33 часа – 11 класс.
Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию языковой личности, владеющей нормами литературного языка, умеющей пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях коммуникации и в соответствии с целями и содержанием высказывания, развивать навыки исследовательской работы и умения пользоваться справочной литературой.
Форма организации работы обучающихся в рамках данного курса –практические занятия, на которых старшеклассники будут повышать свои теоретические знания по основам современного русского и поднимать уровень речевой культуры, а также воспитывать сознательное отношение к своей и чужой речи, анализировать текст с нормативной точки зрения, учиться говорить правильно и красиво, умение пользоваться словарями и справочной литературой.
Основные задачи курса:
1. Дать общее представление о современном состоянии русского языка, основных законах и направлениях его функционирования, развития и об актуальных проблемах языковой культуры общества.
2. Познакомить с литературными нормами на уровне произношения, словоупотребления, морфологии, синтаксиса.
3. Расширить активный словарный запас старшеклассников, показать богатство русской лексики. Познакомить с различными словарями и справочниками, которые отражают взаимодействие языка и культуры.
4. Сформировать у учащихся сознательное отношение к своей речи и чужой, умение правильно выбирать языковые выразительные средства в соответствии с лингвокультурной ситуацией, адресатом и целью общения.
5. Сформировать умение выступать публично, познакомить с секретами ораторского искусства, научить приемам работы над техникой речи.
Учебно-тематический план
10 класс (33 ч.)
№ п/п | Тема | Количество часов | Домашнее задание | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | |||
Вводное занятие. Цели и задачи курса «Основы современного русского языка». | 1 | 1 | Составить характерологическую схему | ||
Состояние современного русского языка. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. | 1 | 1 | Анализ статьи | ||
Правильность – центральное понятие культуры речи. Критерии правильности речи. | 1 | 1 | Редактирование текста | ||
Классификация речевых ошибок. Признаки. Причины появления. | 1 | 1 | Анализ отрывка художественного текста. | ||
Лексические ошибки. Лексические ошибки и их исправление. Анализ лексических ошибок. | 1 | 1 | Редактирование текста | ||
Самостоятельная работа по теме: «Лексические ошибки. Редактирование текста» | 1 | 1 | |||
Грамматические ошибки. Исправление грамматических ошибок. Анализ грамматических ошибок. | 1 | 1 | Редактирование текста | ||
Самостоятельная работа по теме: «Грамматические ошибки. Редактирование текста». | 1 | 1 | |||
Урок-обобщение по теме: «Классификация речевых ошибок». | 1 | 1 | Подготовиться к практической работе | ||
Практическая работа по разделу. Редактирование текста. | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками. Анализ ошибок, допущенных в практической работе, с целью обобщения и систематизации основных умений по разделу. | 1 | 1 | |||
Урок-беседа по теме: «Художественные средства речевой выразительности.Тропы и фигуры речи. Особенности употребления». Анализ индивидуальных докладов. | 1 | 1 | Составить описательную таблицу | ||
Метафора, олицетворение, метонимия. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Эпитет, сравнение, антитеза. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Гипербола, литота, градация. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Гротеск, иносказание, парадокс. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Плеоназм, оксюморон, перифраз. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Эвфемизм, эллипсис, ирония. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Синекдоха, аллюзия, антифразис. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Парцелляция, инверсия, цитата. Признаки. Особенности употребления. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Урок-беседа. Словари и их роль в нашей жизни. Признаки. Особенности использования. | 1 | 1 | Составить конспект урока | ||
Энциклопедические словари. Особенности словарной статьи. Трудности поиска информации | 1 | 1 | Вычленить информацию из статьи | ||
Особенности организации энциклопедических словарей. Особенности словарной статьи. Трудности поиска информации | 1 | 1 | Вычленить информацию из статьи | ||
Особенности организации специальных лингвистических словарей. | 1 | 1 | Вычленить информацию из статьи | ||
Словари, отражающие нормы правописания и произношения. Поиск информации | 1 | 1 | Вычленить информацию из статьи | ||
Толковые словари. Словарная статья. Особенности извлечения информации. | 1 | 1 | Подготовить индивидуальный доклад | ||
Урок-беседа по теме: «Словари, отражающие выразительные возможности речи». Анализ индивидуальных докладов | 1 | 1 | Составить характерологическую схему. Написать реферат. | ||
Урок-беседа по теме: «В. И. Даль, Д. Н. Ушаков – составители словарей». | 1 | 1 | Написать эссе | ||
Речевое мастерство. Точность, ясность, логичность, чистота, уместность речи. | 1 | 1 | Анализ текста | ||
Высокая культура красноречия. Оратор и его аудитория. Аудирование | 1 | 1 | Подготовиться к итоговой работе | ||
Итоговая практическая работа | 1 | 1 | |||
Повторение. Обобщение по темам года. | 1 | 1 | |||
Итого часов: | 33 | 33 |
Учебно-тематический план
11 класс (33 ч.)
№ п/п | Тема | Количество часов | Домашнее задание | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | |||
Основы современного русского языка. Повторение материала, изученного в 10м классе. Устный опрос. | 1 | 1 | |||
Художественные средства речевой выразительности. Устный анализ отрывка художественного текста. | 1 | 1 | Подобрать отрывок из художественной литературы для анализа. | ||
Функции художественных средств речевой выразительности в тексте. Письменный анализ текста. | 1 | 1 | Подготовиться к практической работе. | ||
Практическая работа по теме: «Художественные средства речевой выразительности. Тропы и фигуры речи». | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками. Анализ ошибок, допущенных в практической работе, с целью обобщения и систематизации основных умений | 1 | 1 | Подготовить индивидуальные сообщения | ||
Урок-дискуссия по теме: «Отражение в словарном составе языка изменений, происходящих в жизни людей». Выступления с индивидуальными докладами. Устное обсуждение. | 1 | 1 | Составить конспект урока | ||
Сравнительное языкознание. Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование. | 1 | 1 | Подготовить индивидуальные сообщения. | ||
Урок-исследование. Пути появления в языке новых слов и фразеологизмов. Индуктивный метод познания. | 1 | 1 | |||
Образование слов нормативного языка. Видоизменения слов. Составление характерологической схемы. | 1 | 1 | Выучить теоретический материал | ||
Ошибки при образовании новых слов. Рассмотрение ошибок, связанных с образованием слов. Пути их устранения. Работа со словарями. Анализ и редактирование текста. | 1 | 1 | Анализ текста. Подготовиться к практической работе | ||
Практическая работа: «Редактирование текста». Поиск словообразовательных ошибок. | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками. Анализ ошибок, допущенных в практической работе, с целью обобщения и систематизации основных умений | 1 | 1 | Подготовить индивидуальные сообщения | ||
Урок-беседа. Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы. Роль в речи, тексте. Анализ индивидуальных докладов. | 1 | 1 | |||
Ненормированная речь. Признаки. Особенности употребления. Составление характерологической таблицы. | 1 | 1 | Выучить теоретический материал | ||
Ошибки, связанные с использованием диалектов, жаргонных слов и просторечных выражений. Пути их устранения. Классификация ошибок, групповая работа с текстом, редактирование. | 1 | 1 | Закончить анализ текста. Подготовиться к практической работе | ||
Практическая работа по теме: «Ненормированная речь. Ошибки использования диалектов, жаргонных слов и просторечных выражений». Редактирование текста. | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками. Анализ ошибок, допущенных в практической работе, с целью обобщения и систематизации основных умений | 1 | 1 | Подготовить индивидуальные сообщения | ||
Стилистическая окраска слов. Штампы и канцеляризмы. Стилистический отбор языковых средств. Анализ текстов. | 1 | 1 | Закончить анализ текста | ||
Заимствованные слова. «Свое» и «чужое» в русской речи. Ошибки, связанные с использованием заимствованной лексики. Упорядочивание употребления этих слов. | 1 | 1 | |||
Функции заимствованной лексики. Выявление функций заимствованных слов в речи и в тексте. Редактирование. Устранение неоправданного употребления иностранных слов, работа со словарем. | 1 | 1 | Редактирование текста. Подготовиться к практической работе | ||
Практическая работа по теме: «Заимствованная лексика. Ошибки употребления». Редактирование текста. | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками. Анализ ошибок, допущенных в практической работе, с целью обобщения и систематизации основных умений | 1 | 1 | |||
Фразеологические ошибки. Фразеологические обороты. « Подводные камни» фразеологии. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Пути их устранения | 1 | 1 | Подготовить индивидуальные сообщения | ||
Использование фразеологических единиц в речи. Выполнение групповых и индивидуальных упражнений на использование фразеологизмов. Редактирование текста. | 1 | 1 | Анализ текста. Подготовиться к практической работе | ||
Практическая работа по теме: «Фразеологические обороты в речи». Письменный анализ текста. | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками. Анализ ошибок, допущенных в практической работе, с целью обобщения и систематизации основных умений | 1 | 1 | Подготовить индивидуальные сообщения | ||
Стилистика. Стилистические ошибки. Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешением их. Пути устранения ошибок. Устный анализ текста. | 1 | 1 | Закончить анализ текста | ||
Употребление единиц разных функциональных стилей языка в речи. Поиск ошибок. Редактирование текста. | 1 | 1 | Подготовиться к практической работе | ||
Практическая работа по теме: «Стилистические ошибки. Редактирование текста». | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками. Анализ ошибок, допущенных в практической работе, с целью обобщения и систематизации основных умений | 1 | 1 | Подготовить индивидуальные сообщения | ||
Плеоназм и тавтология. Понятие о речевой недостаточности и многословии. Эллипсис. Редактирование предложений из школьных сочинений. | 1 | 1 | Редактирование текста | ||
Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования. Тренинг по определению перифразы. Составление загадок. | 1 | 1 | |||
Повторение. Обобщение по темам года. | 1 | 1 | |||
Итого часов: | 33 | 33 |
Содержание программы
Современный русский язык. Общие понятия (3 ч.)
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании.
Культура речи современного русского языка (9 ч.)
Критерии правильности речи. Классификация речевых ошибок. Лексические ошибки и их исправление. Грамматические ошибки. Исправление грамматических ошибок.
Художественные средства речевой выразительности (16 ч.)
Метафора, олицетворение, метонимия. Эпитет, сравнение, антитеза. Гипербола, литота, градация. Гротеск, иносказание, парадокс. Плеоназм, оксюморон, перифраз. Эвфемизм, эллипсис, ирония. Синекдоха, аллюзия, антифразис. ллитерация, ассонанс, анафора, эпифора. Парцелляция, инверсия, цитата. Признаки. Особенности употребления.
Словари и их роль в жизни современного человека (8 ч.)
Энциклопедические словари. Особенности словарной статьи. Трудности поиска информации. Особенности организации специальных лингвистических словарей. Словари, отражающие нормы правописания и произношения. Толковые словари.
Особенности извлечения информации. Словари, отражающие выразительные возможности речи. Авторы-составители словарей.
Речевое мастерство (2 ч.).
Точность, ясность, логичность, чистота, уместность речи. Высокая культура красноречия. Оратор и его аудитория. Аудирование.
Слова, обороты, участвующие в современной речи (28 ч.)
Пути появления в языке новых слов и фразеологизмов. Образование слов нормативного языка. Видоизменения слов. Ошибки при образовании новых слов. Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы. Роль в речи, тексте. Ненормированная речь. Признаки. Особенности употребления. Ошибки, связанные с использованием диалектов, жаргонных слов и просторечных выражений. Пути их устранения. Стилистическая окраска слов. Штампы и канцеляризмы. Стилистический отбор языковых средств. Заимствованные слова. Функции заимствованной лексики. Фразеологические ошибки. Использование фразеологических единиц в речи.
Методическое обеспечение программы
Основная литература:
1.Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.
Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.
Дополнительная литература:
- Н.С.Водина, А.Ю.Иванова. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. М., 2000.
- О.М.Казанцева, О.В.Вишнякова. Письменная речь. Для учащихся 10-11 классов. М., 2000.
- Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – С-П, 2000 г.
- Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.-
М.: Оникс 21 век, 2001.
- Н.Ю.Штренкер «Русский язык и культура речи». М., 2003.
Электронное обеспечение:
1. Электронная версия: дидактический материал к изучению темы «Функционально-стилевая дифференциация текстов».
2. Электронная версия: дидактический материал к изучению темы «Классификация и типология текстов».
3.Электронная версия: дидактический материал к изучению темы Эмотивные смыслы в структуре образа автора
4.Электронная версия: дидактический материал к изучению темы «Анализ функционирования фонетических единиц»
5.Электронная версия: дидактический материал к изучению темы «Анализ функционирования словообразовательных единиц».
6.Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка». http://rus. 1 september.ru
7.Грамота. Ру: справочно-информационпый портал «Русский язык». httn :// www. gгаmоtа.ru
8.Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка. -
http: //www.gimn l 3.tl.ru/rus/
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал
«Русское слово».– http: //www.ropryal.ru
Виды и формы работы
• практические занятия
• индивидуальные сообщения учащихся
• анализ и редактирование текстов
• анализ языковых единиц
• работа со словарями, словарной статьей
• работа с терминологией
Виды и формы контроля
• самостоятельные практические работы
• анализ текстов
• редактирование текстов
Ожидаемый результат
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, современный русский язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка на наличие ошибок разного типа.
Учащиеся должны приобрести навыки:
• находить в письменной речи все виды речевых ошибок и исправлять их;
• выявлять изобразительно-выразительные средства в текстах, узнавать их;
• работать со словарной статьей.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
интегрированный урок русского и английского языков "Англицизмы в современном русском языке"
Интегрированный урок с применением современных образовательных технологий....
Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...
конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"
Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...
Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса
Цели и содержание программы "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...
Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)
В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена ...