"Употребление имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи.
Тип урока: изучение нового материала (комбинированный)
Цель:
- знакомство с ролью имён прилагательных в речи.
Задачи:
- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;
- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов;
- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.65 КБ |
na_urok.ppt | 606.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи.
Тип урока: изучение нового материала (комбинированный)
Цель:
- знакомство с ролью имён прилагательных в речи.
Задачи:
- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;
- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов;
- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал, ноутбук, проектор
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
План:
- Орг. момент. Приветствие
- Формирование темы и целей урока
- Проблемное объяснение нового материала
- Первичное закрепление
Физминутка
- Вторичное закрепление
- Рефлексия
- Задание на дом
Ход урока:
- Орг. момент. Приветствие
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Здравствуйте, ребята. Что я вам пожелала? (Здоровья)
- Давайте пожелаем здоровья друг другу.
- Поприветствуйте партнера по лицу, улыбнитесь партнеру по плечу.
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом.
- Формирование темы и целей урока
- Отгадайте загадку
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко. Это русская? ( матрешка)
- Какая Матрешка? Охарактеризуйте ее?
- Даю вам на размышление 1 минуту, посоветуйтесь в группе.
( Яркая, расписная, деревянная, обаятельная, милая, веселая, нарядная, узорчатая, круглолицая …..)
- Что общего у приведенных вами слов? (все слова обозначают признак предмета, это прилагательные)
- Как преобразилась Матрешка…………? (стала интересней, выразительней)
- Попробуйте сформулировать тему урока (употребление имен прилагательных)
- Давайте с помощью слов-"помощников" попробуем определить, какие цели стоят перед нами
Повторим….. (имена прилагательные)
Проверим….. (как прилагательные влияют на нашу речь)
Узнаем….. (какова роль прилагательных в речи)
- Проблемное объяснение нового материала
Структура Майм
- Внимание на доску. Перед вами предложение
- Что вы можете о нем сказать? (простое, нераспространенное)
- Распространите предложение, используя прилагательные.
- Обсудите в группе и запишите на листках получившееся предложение.
- Давайте сейчас проверим ваши предложения по структуре Майм.
- На ваших столах у каждого имеется лист самооценки. Те, кто справились с заданием, ставят себе +.
- Первичное закрепление
Лингвистический эксперимент
- Мы сейчас с вами проведем эксперимент.
-Представьте себе что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык? (Да)
- Давайте проверим.
- На ваших столах имеются карточки с текстом. …. Прочитай вслух текст.
- Вам понравился текст? Почему? ( очень скучный, бедный язык)
- Попробуем исправить текст, добавив в него слова для справок, которые даны ниже.
- Даю 1 мин времени на обсуждение в группе
Матрешка – русская народная игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли уникального произведения искусства.
Слова для справок: уникальный, народный, русский, добрый.
- Давайте проверим, правильно ли вы исправили текст. Внимание на доску.
- Не забываем себя оценивать.
- Какое описание матрешки вам кажется более привлекательным? (второе)
- Что помогло сделать описание матрешки особым? (большое количество прилагательных)
-Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной).
-Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных?(речь становится точной, выразительной, образной).
Физминутка
- Сейчас отдохнем. Встаньте, задвиньте стулья. Физминутку проведем по структуре Микс-Фриз-Групп
- Сколько главных членов предложения?
- Сколько второстепенных членов?
- Сколько разрядов прилагательных?
- Сколько степеней сравнения прилагательных?
- Вторичное закрепление
- Роль прилагательных-антонимов и прилагательных - синонимов
- В художественных текстах часто используются прилагательные антонимы и синонимы. Давайте вспомним, что такое антонимы. (Антонимы - противоположные по смыслу слова)
- Что такое синонимы? (близкие по лексическому значению слова)
- На уроках литературы мы с вами изучали творчество Пушкина. Вспомните, пожалуйста, хотя бы пару строк из его стихотворений.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
- Правильно, хорошо. Из какого стихотворения? (Зимнее утро)
- Найдите в этом отрывке имена прилагательные.
- Обсудите в группе
Мутный
Бледный
Мрачный
Печальный
- Подберите к каждому прилагательному синоним…
- У кого-то есть другие варианты
тусклый , туманный Мутный
светлый, бесцветный Бледный
темный, угрюмый Мрачный
жалобный, грустный Печальный
Подберите к каждому прилагательному антоним…
- У кого-то есть другие варианты
тусклый , туманный Мутный прозрачный
светлый, бесцветный Бледный яркий, живой
темный, угрюмый Мрачный веселый, светлый
жалобный, грустный Печальный радостный, счастливый
Какой вывод можно сделать? (Антонимы и синонимы обогащают нашу речь, делают ее выразительней, синонимы устраняют повтор слова)
- Оцениваем себя.
3.Самостоятельная работа
- У вас на столах лежат по 4 матрешки. Матрешка приготовила вам задания. Прочитайте внимательно задания и выполните работу самостоятельно. На это у вас 5 минут.
1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.
2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)
3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.
Это была деревянная кукла, которая изображала девочку в ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.
Участники под номером 1 соберите, пожалуйста, работы и сдайте мне. Я проверю и выставлю оценки.
- Рефлексия
- А сейчас внимание на доску. Нужно продолжить предложения:
Сегодня на уроке я научился…
Ещё я понял, что прилагательные необходимы в речи , потому что они…
Выразите свои ощущения по уроку при помощи имен прилагательных.
- Задание на дом
- Ребята, Матрешка приготовила вам письма с «Особым заданием» которые вам нужно выполнить дома.
1) к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные
Игрушка
Символ
Кукла
Посланница дружбы
Искусство
2) с получившимися словосочетаниями составить предложения
3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»
Сейчас прозвенит звонок. Всем спасибо за активное участие на уроке!
Задания:
1) к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные
Игрушка
Символ
Кукла
Посланница дружбы
Искусство
2) с получившимися словосочетаниями составить предложения
3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»
Задания:
1) к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные
Игрушка
Символ
Кукла
Посланница дружбы
Искусство
2) с получившимися словосочетаниями составить предложения
3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»
Задания:
1) к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные
Игрушка
Символ
Кукла
Посланница дружбы
Искусство
2) с получившимися словосочетаниями составить предложения
3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»
Задания:
1) к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные
Игрушка
Символ
Кукла
Посланница дружбы
Искусство
2) с получившимися словосочетаниями составить предложения
3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»
Задания:
1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.
2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)
3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.
Это была деревянная кукла, которая изображала девочку в ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.
Задания:
1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.
2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)
3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.
Это была деревянная кукла, которая изображала девочку в ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.
Задания:
1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.
2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)
3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.
Это была деревянная кукла, которая изображала девочку в ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.
Задания:
1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.
2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)
3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.
Это была деревянная кукла, которая изображала девочку в ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.
Задания:
1) Найдите в тексте прилагательные и подчеркните.
2) В тексте определите разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные)
3) Выбрать одно прилагательное из текста, составить с ним предложение.
Это была деревянная кукла, которая изображала девочку в ярком сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.
Матрешка – … … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли … произведения искусства.
Слова для справок: уникальный, народный, русский, добрый.
Матрешка – … … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли … произведения искусства.
Слова для справок: уникальный, народный, русский, добрый.
Матрешка – … … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли … произведения искусства.
Слова для справок: уникальный, народный, русский, добрый.
Матрешка – … … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли … произведения искусства.
Слова для справок: уникальный, народный, русский, добрый.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема «Употребление имён прилагательных в речи»
Цели урока: Повторим… Проверим… Узнаем…
Светит солнце. Задание: Распространите предложение, используя имена прилагательные
Матрёшка – русская народная игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Кукла выступает в роли уникального произведения искусства.
Продолжите предложения: Сегодня на уроке я научился (ась)… Ещё я понял (а), что прилагательные необходимы в речи , потому что они… Выразите свои ощущения по уроку при помощи имен прилагательных.
Задание на дом: «Письма с Особым заданием» 1) к данным именам существительным нужно подобрать подходящие имена прилагательные Игрушка Символ Кукла Посланница дружбы Искусство 2) с получившимися словосочетаниями составить предложения 3) написать небольшое сочинение на тему «Русская матрешка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...
Употребление имен прилагательных в речи.
Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...
Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....
Урок по сингапурской системе "Употребление имен прилагательных в речи"
Конспект в помощь молодым специалистам...
Употребление имен прилагательных в речи 6 класс
Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...
Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"
Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...
Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".
Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)...