Выбор методов формирования познавательного интереса для создания успешности на уроке через игровую деятельность
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Гилева Оксана Ивановна

В данном материале рассказывается, насколько эффективно использование игровой деятельности для достижения успешности среди учащихся 5-9 классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выбор методов формирования познавательного интереса для создания успешности на уроке через игровую деятельность.

Для того, чтобы ученик учился хорошо,

                                                                           нужно, чтобы он учился охотно.

Л.Н.Толстой

Одно из направлений создания успешности на уроке – развитие познавательного интереса. Учителя русского языка и литературы создают ситуацию успеха через игровую деятельность. Игра, как известно, является самой интересной и привлекательной деятельностью. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей.

Учебный процесс, сопровождаемый играми, характеризуется большой активностью, проявлением инициативы, смекалки детей, лучшим и более прочным запоминанием изученного материала. Игры дают богатый материал интеллектуального развития школьников,  их умственных способностей, помогают учителю изменять формы работы на уроке, повышать трудоспособность и снимать усталость детей, формирует навык самостоятельно учиться.  

В основе игровых занятий – состязание во внимательности, изобретательности, находчивости. Используя ту или иную игру, учителя ставят ее на службу преодоления определенных недостатков в усвоении того или иного материала в школьной программе, на повышении снижении усвоения, на заинтересованности учащихся к определенной теме.

При использовании игры опираемся на следующие задачи:

1) разбудить в учащихся интерес, вкус к игре, желание играть;

2) направить игру в нужное русло, ведь игра нас интересует не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она помогает учащимся приблизиться к вполне конкретным целям обучения.

В игре действуют только положительные эмоции. Эмоциональность игры, спонтанность, некоторые другие факторы позволяют учащихся включаться в занятие не частично и не формально, а дают ему возможность проявить свои лучшие личностные качества  в полной мере. Ученики получают от игры удовольствие, так как игра стимулирует учащихся к участию в занятии. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние.

Игра позволяет создать между учителем и учеником и между учащимися класса особые отношения доверительности, как любая другая форма приятной и полезной деятельности, требующая взаимопонимания и взаимодействия учащихся.Совместная деятельность укрепляет положение учителя как организатора учебного процесса и повышает его профессиональный авторитет, сплачивает класс, создает в нем дружеские и одновременно деловые  отношения.

Игра позволяет обычно даже трудный материал представить в привлекательной форме для учеников. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими приемами обучения. Игра дает и самому учителю профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря ей сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества. Эта форма работы помогает учащимся по-новому увидеть себя и партнера, а также предмет обучения, и поэтому использование игры положительно влияет на все стороны учебного процесса.

При использовании игр необходимо соблюдать некоторые тактические правила:

1)      не быть однозначным в своем поведении, делать иногда то, что для учащихся неожиданно: неожиданный вопрос, шутка;

2)      быть внимательным и благожелательным к игрокам. Избегать оценок «Неправильно!», «Плохо!», запретительных заданий «Нельзя!» и никогда не высказывать, даже мимикой и жестами, пренебрежения к их вопросам, просьбам, соображениям. Но в то же время важно поддерживать дисциплину, исправлять ошибки. Для создания разумной дисциплины мы пользуемся формулами «Извините, я отвлеку Вас от вашего разговора», «Минуточку внимания, мне сейчас потребуется Ваша помощь». При исправлении ошибок стараемся не обижать их: «А, так Вы имеете в виду (хотели сказать…);

3)      быть авторитетным и уверенным в своих поступках и решениях.

Игра на занятиях начинается не тогда, когда дети получают задания, а тогда, когда им становится интересно играть. Это значит, что у учащихся игра вызывает приятные эмоции и дает пищу их уму. Игровые задания надо давать как отдых: «Упражнение мы с Вами выполнили, теперь нас ждет отдых. Играем в такую игру…». Можно поступать так, как будто она и не планировалась: «Мы говорим о еде. Кстати, что значит правильно питаться? Составим меню, чтобы было и вкусно, и полезно, и дешево.» В ходе игры постоянно надо подбадривать учащихся: «Так!», «Хорошо!», «Молодцы!». А в конце игры – благодарить и хвалить их: «Прекрасно!», «Вы меня обрадовали своей игрой!». Победителей важно поздравить всем классом: «Победителю, ура!»

Игра позволяет создавать положительные эмоции, но и сама нуждается в предварительном эмоциональном настрое учащихся. Его иногда создают и искусственно – шуткой. Игра всегда проблемна. Задачи, которые стоят перед игроками, не должны быть слишком простыми, но в то же время они должны быть посильными для них.

В зависимости от возраста учащихся различается и содержание игр.

5 классы:

Закрепление правил в игре с мячом.

В 5 классах я закрепляю правила с помощью игры с мячом. Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему. Так, при закреплении по теме «Словообразование» при помощи этой игры стало очевидно, что все учащиеся усвоили тему.

Еще одним примером является урок-конкурс. Эту игру я использую в 5 классах при изучении темы «Состав слова». 

Класс делится на две команды. Один из сильных учеников ведет игру, другой следит за правильностью ответа учащихся. Состав команд разный, есть и сильные, и слабые ученики. Парты расставляются попарно по периметру класса, в центре – стол, на котором разложены конверты с заданиями. От каждой команды к столу подходит представитель (капитан), и конверты разыгрываются (как в телевизионной игре «Что? Где? Когда?»). После того, как конверты вскрыты, начинается подготовка к ответу. Есть вопросы и теоретические, и практические, чередуются друг с другом. Команда готовит ответ, один из членов команды выступает с защитой выбранного командой ответа. Команде дается дополнительный балл, если отвечающий не допустил ни одной ошибки. Команда-соперник имеет  право задавать вопросы отвечающему. В конце игры отводится время для подведения итогов конкурса. Определяются лучшие участники игры и лучшие ответы. Победившая команда получает приз.

Примерные задания.

1.      Из каких основных частей состоит слово? В приведенных ниже словах определите эти части: гора, гористый, горец.

2.      Из каких значимых частей состоит слово? Покажите на примере.

3.      Какие слова называются однокоренными? Подберите однокоренные слова к словам: дом, зеленый, строить.

4.      Каковы общие и отличительные признаки у приставки и суффикса? Придумайте слова по схеме: приставка, корень, два суффикса, окончание.

5.      В чем основное отличие корня от приставки, суффикса и окончания? Покажите это на примерах.

Уроки-путешествия, использование грамматических сказок.

Например, в 5 классе урок русского языка можно построить, совершив путешествие в страну Грамматику. Детям готовятся специальные задания, и они с большим удовольствием их выполняют. Так, по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием» ребята совершили такое путешествие, при этом 80 % учащихся сразу включились в работу.

Также пятиклассники могут сами сочинить сказку с использованием грамматического материала.

Подобные деловые игры учащимся дают многое. Это – стимул к чтению книг, формирование культуры дискуссии, коллективный поиск истины, развитие концепции плюрализма мнений, вовлечение школьников в совместную подготовку уроков, формирование навыков восприятия разных точек зрений, умение их квалифицированно анализировать и вырабатывать по спорным вопросам свое мнение, навыки подхода к оценке явлений и процессов, что немаловажно в формировании  личности. Уроки, на которых применяются игры, легко запоминаются, материал занятия врезается в память, повышается интерес к изучению предмета. Современного ученика непросто заинтересовать уроком, заставить его готовиться к ним, а игры помогут учителю в этом. Большую помощь оказывает и применение компьютера на уроке. Ученики с удовольствием решают игровые задания, выполняют тесты, сами составляют игры.

6–7 классы:

Метафоры.

Например, я использую метафоры в основном в 6 классе, так как тема “Притчи”, изучаемая на литературе, позволяет начать разговор об аллегории, о раздумьях над, казалось бы, обычными текстами. Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры я не разбираю.

Игра “Да- нетка”.

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию, учит:

– связывать разрозненные факты в единую картину;

– систематизировать уже имеющуюся информацию;

– слушать и слышать соучеников.

Такую игру на своих уроках я использую, например, при изучении темы «Имя существительное». Загадываю какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать можно только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

Игра “Оратор”.

За 1 минуту необходимо убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Так происходило при изучении темы «Причастие». Больше 70 % учащихся сразу включились в работу и активно убеждали своих одноклассников в том, что эта тема является одной из важных.

Также дети продолжают сочинять грамматические сказки и совершать уроки-путешествия.

8-9 классы:

В 8-9 классах материал уже усложняется. На уроках в этих классах можно использовать деловые игры, дискуссии, «мозговой штурм», «грамматические бои», составление кроссвордов, викторин.

Например, на уроках русского языка провожу игру «Знатоки русского языка». Основная цель данного мероприятия - развивать познавательный интерес учащихся, их кругозор, творческие способности, прививать любовь к русскому языку. В содержании мероприятия представлены задания разных уровней и форм: это шуточные вопросы, логические задачи, викторины, сценки, задания творческого характера.

Также я использую на своих уроках игру «Великолепная семерка».

Комментарий. В игре участвуют две команды. В каждой команде по семь игроков. Учитель предлагает командам задания и игры по теме «Словесные раскопки». Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков. В начале игры учитель рассказывает участникам о том, что все слова имеют свою историю. Подготовленные ученики помогают учителю в проведении игры.         

Вступительное слово учителя. Мы с детства привыкли к словам русского языка, произносим их не задумываясь, как образованы они, почему так назван тот или иной предмет. Между тем каждое слово может «рассказать» о себе немало интересного.

В русском языке очень много слов. Появились они, конечно, не сразу. Язык обогащается постепенно, вместе с развитием культуры, техники, науки… Пушкин, например, не знал слов «компьютер», «космонавт». Он не мог их знать, потому что их не было, не было таких понятий,  которые они стали обозначать. Для нас же непонятны такие слова, как «тло» - основание, дно, земля, «конка» - вид транспорта. Этот процесс непрерывный: одни слова рождаются, другие умирают. Кроме того, русский язык, как и другие языки, пополняется словами других языков. Наши слова «мир», «дружба» знают во всех странах. Мы пользуемся словами «бутерброд», пришедшим из немецкого языка, «картофель» - из французского. Чтобы раскрыть историю слова, его происхождение, надо знать и другие языки – новые и древние. В ходе игры мы с вами сегодня будем производить «раскопки», раскрывать историю слов.

Задания.

1.      Объяснить, откуда пришли названия месяцев.

2.      Что значат названия дней недели?

3.      Как  получили свои названия монеты?

4.      Что обозначают наши имена? Откуда они пришли?

5.      Мать играет с ребенком: « Ладушки, ладушки. Где были – у бабушки». И малыш весело хлопает в ладоши. А знаете ли Вы, что значат «ладушки»?

Чтобы определить, насколько эффективно использование игровой деятельности для достижения успешности, мы провели анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Всего мы опросили 211 учащихся.

Вопросы, которые мы задавали детям:

1.Использование игр мотивирует ли вас на учебную деятельность на уроке?

2.Использование игр положительно влияет на вашу успешность?

Результаты данного анкетирования представлены на графике.

Таким образом, игровая деятельность на уроке способствует созданию ситуации успеха на уроках. Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в коррекционной школе 8 вида

Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"

Методический семинар "Формирование познавательного интереса  посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского  конкурс...

Формирование познавательного интереса школьников к предмету на уроках математики

Формирование познавательного интереса школьников к предмету на уроках математики...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

На сегодняшний день проблема познавательного интереса и проблема поиска методов его формирования у школьников с умственной отсталостью актуальна из-за отсутствия системы, учитывающей все современные р...