Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в коррекционной школе 8 вида
учебно-методический материал (9 класс) по теме
Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_formirovaniya_poznavatelnogo_interesa_uchashchihsya_na_urokah_sbo.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО
Целью специального образования детей с проблемами в развитии является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно- воспитательной работы школы. Важный элемент этой системы – занятия по СБО.
Социально- бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности. обусловленной психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, наши дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Важной задачей является формирование у подростков делового общения со сверстниками и взрослыми в школе и особенно вне стен школы, при посещении различных учреждений и организаций умений вступать в контакт с незнакомыми людьми, получать у них необходимую информацию и правильно ее использовать.
Решение образовательных, коррекционно- развивающих и воспитательных задач с целью формирования у учащихся жизненной компетентности осуществляю с применением
различных методов обучения:
Это экскурсии. Большое место в системе формирования социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. Дети в реальных естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира. уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях в школе, учатся общаться с незнакомыми людьми , т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.
Экскурсии провожу по большинству тем СБО: при знакомстве с одеждой, обувью, посудой, продуктами – экскурсии в соответствующие магазины; при изучении темы « Медицинская помощь» - в аптеку, « Культура поведения» и « Трудоустройство» - в центр занятости населения и т.д. Экскурсии общеознакомительные и тематические.
Однако проведение экскурсий с нашими учащимися представляет некоторые трудности. Учителю трудно вести объяснение, т.к. дети часто отвлекаются , их внимание рассеивается. Поэтому экскурсию продумываю, при необходимости заранее посещаю место ее проведения. Решаю следующие задачи:
- определяю цель, содержание, методы объяснения;
- организую практическую деятельность учащихся и общение их с незнакомыми людьми, т.е. выполнение ими различных заданий \ ставлю вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти, или сами спросить о чем- либо \;
- провожу беседу после экскурсии с целью закрепления полученных знаний и подведения итогов экскурсии.
Например, экскурсия в аптеку при изучении темы « Медицинская помощь». Знакомимся с видами медицинских учреждений, один из них аптека. Определяем ее роль и значение в жизни людей, какую помощь можно получить в аптеке, в каких случаях обращаются в аптеку, где они расположены в нашем городе, как устроены. Где можно получить помощь в населенном пункте по месту проживания детей.
При посещении аптеки выдаю детям вопросный лист:
1. Назначение аптеки.
2. Устройство аптеки.
3. Кто работает в аптеке?
4. Как получить лекарство по рецепту врача?
5. Как обратиться в ручной отдел?
6. Какую помощь работникам аптеки могут оказать школьники?
7. Объясните значение слов: фармацевт, рецепт, микстура.
Устный рассказ учителя с применением наглядных пособий, с использованием диафильмов. Детей также обучаю составлению рассказов , например 5 класс- рассказ « Наша кухня», « Семья», 7 класс – рассказ о каком- либо лекарственном растении \ с применением наглядности\, 8 класс- все о применении СМ средства. Практикую устные и письменные изложения детей.
Беседа предполагает вопросно- ответную форму обучения. Успешному применению метода беседы способствуют:
- продуманная система и форма вопросов, которые предлагаю ученикам в ходе беседы.
- вопросы, не требующие никакого размышления учащихся или подразумевающие ответы да, нет, не следует применять в беседе.
- с целью проверки понимания учащимися изучаемого материала и развития их устной речи варьирую формы вопросов.
Метод объяснительного чтения. Книга, печатный текст различных инструкций помогают закрепить знания. Работая с печатным текстом, учащиеся постепенно овладевают навыками самостоятельного чтения и понимания прочитанного. Объяснительное чтение способствует уяснению смысла отдельных слов, выражений и всего текста в целом. Учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно- логическую речь и мышление.
Моделирование реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношение людей к другим объектам окружающего мира \ животным, одежде, мебели, хлебу и т.д.\.
Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: « Жилище», « Одежда», « Питание», « Обувь», « Медицинская помощь», « Семейные отношения» и др.
Повторение пройденного за год ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ОТВЕТЫ 1. Подпиши названия служб к тел. 01- телефонным номерам. тел 02 - тел 03 – тел 04 - 2.Напиши цифрами правильный - замочить белье порядок этапов ручной стирки - выбрать средство изделий из хлопчатобумажной - рассортировать белье \ бел. цв. ткани. – прополоскать белье - постирать белье - отжать белье - развесить белье для сушки 3. Подчеркни правильный ответ. – по твердым ценам По каким ценам можно купить - по договорным с покупателя- товар на рынке? ми ценам. 4. Подчеркни правильный ответ. – по твердым ценам По каким ценам можно - по договорным с покупателя- купить товар в магазине? ми ценам 5. Подчеркни правильный ответ. – по размеру окружности головы Как определить размер одежды? - по размеру окружности талии - по размеру окружности груди - по размеру окружности бедер - по росту 6. Подчеркни правильные ответы. – кухонный стол Какую мебель можно поставить - диван в гостиной комнате? - журнальный столик - тумбу для телевизора - кресло - кровать 7. Подчеркни название электро- - электроутюг приборов, используемых для - пылесос уборки помещений. – электрополотер - швабра |
Анализ ситуаций развивает внимание, наблюдательность детей, критичность их мышления, его гибкость, а также способствует осознанному восприятию культурно- нормативного поведения, воспитанию доброжелательности, внимательности к людям, и в целом способствует эмоционально- положительному восприятию ребенком окружающего мира.
Дидактические игры. В дидактических играх могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки. Одевание и пеленание куклы \ тема « Семья» \, узнавание на ощупь крупы \ тема « Питание» \, стереть лишнее слово \ на доске « Наведи порядок» тема « Одежда» \, разложить картинки на две группы \ посуда и продукты – тема « Питание»\, « Наведи порядок» - технология приготовления каши. \ разложить по карточкам \.
Сюжетно- ролевые игры. Они способствуют закреплению знаний о группах предметов \ например, одежда, обувь, посуда, мебель, продукты\, различных умений \ например, покупки товаров , складывания одежды, сервировки стола \, социально- культурных норм поведения.
Лабораторный метод. Лабораторной работой может быть наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятен с одежды, проверка качества яйца и т.д.
Упражнения в виде записей. В ходе занятия учащиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый программный материал. Для правильного ведения записей дети нуждаются в руководстве учителя. Поэтому обучаю их выделять главные мысли, положения, учу излагать их кратко в тетради.
Упражнения в применении полученных знаний. Наши учащиеся могут выучить инструкции, таблицу умножения, но не умеют применять их на практике, знать правила грамматики, но не соблюдать их на письме. Могут знать, что 1 литр равен 1000 мл., но не сумеют отмерить тот- же объем воды стаканом емкостью 250 мл. Поэтому только в процессе практической деятельности и многократных повторений формирую умение применять полученные знания на практике.
Методы проверки знаний. Умственно отсталый школьник не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности использую также тестирование \ для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце \. Тестирование- это активная и увлекательная форма проверки и самопроверки знаний.
При обучении предмету СБО акцент делается не на сумму знаний о правилах жизни в обществе, не сумму умений, связанных с бытом, общением, а на всестороннее целостное развитие личности воспитанника.
Ученые выделяют социально- значимые качества личности: познавательная культура, коммуникативная, нравственная, трудовая, эстетическая, физическая культура, необходимые для полноценной жизни и деятельности в обществе.
Непрерывность и преемственность педагогического воздействия реализуется через постепенное раскрытие содержания с пошаговым возрастанием программных требований, обеспечивая целенаправленное формирование разных сторон личности ребенка.
Преемственность в обучении СБО проявляется в постепенном повышении компетенции детей в области социализации.
Подбор методов, приемов, форм организации учебного процесса происходит с учетом постепенного их усложнения, с повышением доли самостоятельности воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке географии в коррекционной школе 8 вида.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углу...
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....
Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 видаАктивизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, нап...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе VIII вида в условиях ФГОС
Дети с нарушением интеллекта - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных пробл...