Формирование познавательного интереса школьников к предмету на уроках математики
статья по математике
Формирование познавательного интереса школьников к предмету на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnogo_interesa_k_predmetu_pri_obuchenii_shkolnikov_matematike.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Качик Марина Равильевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
В статье описывается проблема формирования познавательного интереса, пути ее решения.
Ключевые слова: познавательный интерес, направления формирования познавательного интереса, рефлексия, виды рефлексии: рефлексивный экран, ладошка, для меня сегодняшний урок.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения - познавательного интереса.
Как же сделать учение интересным для учащихся? Как изжить скуку на уроке? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы остановимся на рассмотрении проблемы формирования познавательного интереса к предмету при обучении школьников математике.
Обратимся к определению Г.И. Щукиной: «Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы. Таким образом, познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.
Для формирования познавательного интереса выделены следующие направления:
1. Регулярно сообщать сведения по истории возникновения математических понятий, терминов, символов и привлекать к этой деятельности учащихся; создать «исторический словарик» основных математических понятий и теорем;
2. Использовать создание на уроках проблемных ситуаций при введении нового материала или усвоении новых способов действий;
3. Применять различные приемы организации рефлексии учащихся на уроке.
На сегодняшний день с детьми было проведено несколько видов рефлексии.
1. «Рефлексивный экран». На экране даны слова помощники, используя которые учащиеся выражали мнение по уроку.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
2. «Ладошка». Было дано задание на листе бумаги обвести свою ладошку, каждый палец это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение и записать его.
Большой – для меня это важно … / неважно …
Указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
Средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – хочу для себя выяснить …
По мнению детей на уроке было светло, много интересного и легко, важно получать новые знания.
3. «Для меня сегодняшний урок». Учащимся давалась индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика по трем направлениям.
Дети оценивая урок, считали его интересным. Каждый из учащихся работал на уроке, понял материал и узнал больше, чем знал.
Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только его распознать, но и управлять им.
Библиографический список
1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М: Просвещение, 1979. – С. 73-78.
2. Кордина Н.Е. Учение с увлечением: [5 – 6 кл.]//Математика в школе. – М., 2004. - №2. – С. 2-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка».
«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка». Развитие познавательного интереса одна из актуаль...
Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики
...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов дан...
«Формирование познавательного интереса школьников на уроках иностранного языка»
Отчет по теме самообразования учителя английского языка Едигаревой Л. Д. с презентацией....
Формирование познавательного интереса учащихся к предмету
Формирование познавательного интереса учащихся к предмету...
Оптимизация средств обучения в умении формирования познавательных интересов школьников
В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной и...
Методическая разработка «Пропедевтика физической науки как средство формирования устойчивого интереса школьников к предмету » Автор: Пальчикова Елена Анатольевна , учитель физики ,педагог дополнительного образования ГБОУ лицея №395 Санкт-Петербурга.
Методическая разработка предлагает интересный материал-проекты обучающихся , способствующие формированию устойчивого интереса школьников к предмету-физике....
: «Формирование познавательного интереса учащихся по предмету «Математика»»
Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным....