Формирование познавательного интереса школьников к предмету на уроках математики
статья по математике

Качик Марина Равильевна

Формирование познавательного интереса школьников к предмету на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качик Марина Равильевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ

        Аннотация

В статье описывается проблема формирования познавательного интереса, пути ее решения.

Ключевые слова: познавательный интерес, направления формирования познавательного интереса, рефлексия, виды рефлексии: рефлексивный экран, ладошка, для меня сегодняшний урок.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения - познавательного интереса.

Как же сделать учение интересным для учащихся? Как изжить скуку на уроке? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Чтобы ответить на эти вопросы остановимся  на рассмотрении проблемы формирования познавательного интереса к предмету при обучении школьников математике.

Обратимся к определению Г.И. Щукиной: «Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы. Таким образом, познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.

Для формирования познавательного интереса выделены следующие направления:

1. Регулярно сообщать сведения по истории возникновения математических понятий, терминов, символов и привлекать к этой деятельности учащихся; создать «исторический словарик» основных математических понятий и теорем;

2. Использовать создание на уроках проблемных ситуаций при введении нового материала или усвоении новых способов действий;

3. Применять различные приемы организации рефлексии учащихся на уроке.

На сегодняшний день с детьми было проведено несколько видов рефлексии.

1. «Рефлексивный экран». На экране даны слова помощники, используя которые учащиеся выражали мнение по уроку.

  •  сегодня я узнал…                  
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…

2. «Ладошка». Было дано задание на листе бумаги обвести свою ладошку, каждый палец это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение и записать его.

Большой – для меня это важно … / неважно …

Указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

Средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – хочу для себя выяснить …

По мнению детей на уроке было светло, много интересного и легко, важно получать новые знания.

3. «Для меня сегодняшний урок». Учащимся давалась индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика по трем направлениям.

Дети оценивая урок, считали его интересным. Каждый из учащихся работал на уроке, понял материал и узнал больше, чем знал.

        Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только его распознать, но и управлять им.

Библиографический список

1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М: Просвещение, 1979. – С. 73-78.

2. Кордина Н.Е. Учение с увлечением: [5 – 6 кл.]//Математика в школе. – М., 2004. - №2. – С. 2-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка».

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках  английского языка». Развитие познавательного интереса одна из актуаль...

Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики

...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов дан...

«Формирование познавательного интереса школьников на уроках иностранного языка»

Отчет по теме самообразования учителя английского языка Едигаревой Л. Д.  с презентацией....

Формирование познавательного интереса учащихся к предмету

Формирование познавательного интереса учащихся к предмету...

Оптимизация средств обучения в умении формирования познавательных интересов школьников

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной и...

: «Формирование познавательного интереса учащихся по предмету «Математика»»

Предмет «математика» настолько серьезен,  что полезно  не упускать возможности сделать его более занимательным....