Формирование познавательного интереса школьников к предмету на уроках математики
статья по математике

Качик Марина Равильевна

Формирование познавательного интереса школьников к предмету на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качик Марина Равильевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ

        Аннотация

В статье описывается проблема формирования познавательного интереса, пути ее решения.

Ключевые слова: познавательный интерес, направления формирования познавательного интереса, рефлексия, виды рефлексии: рефлексивный экран, ладошка, для меня сегодняшний урок.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения - познавательного интереса.

Как же сделать учение интересным для учащихся? Как изжить скуку на уроке? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Чтобы ответить на эти вопросы остановимся  на рассмотрении проблемы формирования познавательного интереса к предмету при обучении школьников математике.

Обратимся к определению Г.И. Щукиной: «Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы. Таким образом, познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.

Для формирования познавательного интереса выделены следующие направления:

1. Регулярно сообщать сведения по истории возникновения математических понятий, терминов, символов и привлекать к этой деятельности учащихся; создать «исторический словарик» основных математических понятий и теорем;

2. Использовать создание на уроках проблемных ситуаций при введении нового материала или усвоении новых способов действий;

3. Применять различные приемы организации рефлексии учащихся на уроке.

На сегодняшний день с детьми было проведено несколько видов рефлексии.

1. «Рефлексивный экран». На экране даны слова помощники, используя которые учащиеся выражали мнение по уроку.

  •  сегодня я узнал…                  
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…

2. «Ладошка». Было дано задание на листе бумаги обвести свою ладошку, каждый палец это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение и записать его.

Большой – для меня это важно … / неважно …

Указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

Средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – хочу для себя выяснить …

По мнению детей на уроке было светло, много интересного и легко, важно получать новые знания.

3. «Для меня сегодняшний урок». Учащимся давалась индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика по трем направлениям.

Дети оценивая урок, считали его интересным. Каждый из учащихся работал на уроке, понял материал и узнал больше, чем знал.

        Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только его распознать, но и управлять им.

Библиографический список

1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М: Просвещение, 1979. – С. 73-78.

2. Кордина Н.Е. Учение с увлечением: [5 – 6 кл.]//Математика в школе. – М., 2004. - №2. – С. 2-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка».

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках  английского языка». Развитие познавательного интереса одна из актуаль...

Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики

...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов дан...

«Формирование познавательного интереса школьников на уроках иностранного языка»

Отчет по теме самообразования учителя английского языка Едигаревой Л. Д.  с презентацией....

Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"

Методический семинар "Формирование познавательного интереса  посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского  конкурс...

Формирование познавательного интереса учащихся к предмету

Формирование познавательного интереса учащихся к предмету...

Оптимизация средств обучения в умении формирования познавательных интересов школьников

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной и...