Открытый урок по теме "Имя числительное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Открытый урок по теме "Имя числительное" в 6 классе был проведен в рамках районного семинара учителей русского языка, адыгейского и немецкого языков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок содержит и цели, и задачи, и презентацию | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени Н.Ю.Куека»
Конспект открытого урока по русскому языку
в 6 классе
Обобщающий урок по теме «Имя числительное»
подготовила:
учитель русского языка
и литературы
1 категории
Бешук Зульфия Абуовна
а. Кунчукохабль, 2021г.
Тема: Обобщающий урок – зачет по теме «Имя числительное».
Цели:
- обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме
Задачи:
- вырабатывать умение употреблять числительные в речи
- развивать навыки работы в группах
- продолжить отработку пунктуационных навыков в предложении
- продолжить работу над устранением речевых недочётов в устной и письменной речи.
Методы и приёмы:
- исследовательский
- репродуктивный
- задания исследовательского характера
- работа со схемами и таблицами
- задания на развитие речи
- нетрадиционная форма работы
Оборудование: компьютер, проектор, чистые листы А – 4, маркеры, магниты, сигнальные карточки, раздаточный материал, лист – маршрут
Ход урока
- Орг. Момент. Нацеливание. Мотивация
Стадия вызова
-Добрый день, ребята. Мы закончили изучение темы « Имя числительное» и как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?
- Верно, сегодня у нас с вами обобщающий урок по этой теме. А для чего нужно повторять и обобщать изученное?
-Откройте тетради, запишите число и тему урока.
(Слайд №1.Тема урока: Обобщающий урок по теме « Имя числительное»)
- Что обычно делают на уроке – повторения? Скучно? Неинтересно?
- А нас с вами сегодня ожидает урок – путешествие. Представьте, что где-то есть город, который называется …Числительное. Вот он, перед вами. Нравится?
(Слайд №2. Вид города.)
- Все вы знаете, что в путешествия отправляются люди смелые, дружные. Для нас это своеобразная проверка не только знаний, но и умения работать дружно и слаженно. Работать вы будете в группах. (Бланки на столах. 1 – номер группы: красный – нужна помощь, зелёный – готовы отвечать. У каждого ещё свой сигнал – Верно-неверно)
(Слайд №3. .)
- При въезде в город нас ожидает таможенный контроль багажа наших знаний. Заполните, пожалуйста, декларации, которые лежат на ваших столах.
Декларация
Прочитайте высказывание, если оно кажется вам верным, поставьте «+», неверным, поставьте « -» в первой колонке. Расставьте каждый самостоятельно, обсудите в группе, что у вас получилось.
Верно ли, что… | ||
1.От числительных нельзя образовать слова других частей речи | ||
2. Слово «двойка»- это имя числительное | ||
3. Слово «миллион» в переводе на русский язык означает «тысячища» | ||
4. Имена числительные используются в разных стилях речи | ||
5.Числовое значение имеют только имена числительные | ||
6.Имена числительные в предложении всегда бывают второстепенными членами предложения | ||
7. Имена числительные отвечают только на вопрос «сколько» | ||
8. Чтобы сосчитать до тысячи, нужно использовать всего-навсего 37 слов | ||
9. Числительное как часть речи существовало ещё в древнерусском языке. | ||
10. Слова первый и последний относятся к именам числительным |
(Слайд №4)
- Итак, у нас с вами появились нерешённые, спорные вопросы. Давайте будем решать их в ходе путешествия.
- А начнём мы с центральной площади. Как вы думаете, почему?
(Слайд №5)
Стадия Содержание
- Здесь располагается НИИ имени «Числительного» и, как вы правильно догадались, именно здесь содержится вся основная информация о числительном.
(Слайд №6.Фото НИИ.)
В этом институте под пристальным вниманием учёных находятся хорошо известные вам и ещё не совсем известные сведения о числительном.
-Научные сотрудники института подготовили для вас лабораторную работу по пройденной теме. Так что у вас есть замечательная возможность проявить свои знания и умения. Каждая группа получила вот такой бланк. Заполните пустые графы.
Здесь же вы видите перечень заданий, которые вам предстоит выполнить, и количество баллов за правильное выполнение, а также соотношение набранных баллов и оценки.
-Работа выполняется в тетрадях и лабораторных бланках (в зависимости от задания). Не забудьте о сигналах.
-Есть ли у вас какие – либо вопросы?
- Итак, мы приступаем к выполнению работы. Желаю всем успехов!
- Все вы знаете, что НИИ - это здание с множеством лабораторий, так называемый своеобразный лабиринт. Чтобы добраться до нужной нам лаборатории, необходимо открыть кодовый замок, а для этого нужно расшифровать код секретной двери.
Лабиринт
Расшифруйте код: замените числа и стрелки словами, впишите их в текст, и вы узнаете номер своей лаборатории и как к ней пройти.
(Работа в парах, проверка в группах.)
Ваш код:
Поднимитесь на ___________________________этаж.
Поверните ______________. Пройдите ______________
_______________поворот. На ____________________
сверните ____________________. Отсчитайте _______
______________________дверь от конца. Номер вашей лаборатории _________________________.
- Давайте узнаем номера ваших лабораторий.
(Проверка вслух всех предложений. В это время каждый ученик проверяет на слух и поднимает карточку – сигнал «Верно - неверно»)
(Слайд №7)
- Итак, код расшифрован, войдем в лабораторию.
- Но прежде, чем мы приступим к работе, необходимо в нашей лаборатории «навести порядок».
- Как можно навести порядок? В чём будем наводить порядок?
- Верно, порядок в знаниях о числительном.
- Как это можно сделать?
-С помощью чего? Такая работа позволит нам привести в систему знания о числительном.
«ЛАБОРАТОРИЯ»
1 группа
Составить опорную схему – конспект (Кластер или граф) по Количественным числительным
2 группа
Составить опорную схему – конспект (Кластер или граф) по Порядковым числительным
- Расскажите по схемам о числительном.
(На доску вывешиваются все варианты схем. Идёт рассказ о числительном.)
- А сейчас попробуйте применить полученные знания, выполняя следующие задания лабораторной работы.
Задание №1.
Цифровой диктант. Определите разряд числительного: П,К, С.
Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона, четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят, пятнадцатый этаж.
(Слайд № 8- Самопроверка)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
С К С К П К С П С П
Задание №2.
Игра «Эскалатор»- Определите числительное простое, сложное или составное.
- шесть
- одиннадцать
- сорок
- двадцать пять
- пятьсот
- семьдесят
- сто сорок один
- девять
- тысяча девятьсот шестой
- триста шестьдесят
Самопроверка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
п с п С с с С п С С
Задание №3.
Сделайте синтаксический разбор предложений.
- Мы выиграли первый и второй раунд.
- Четверо ребят не успели на поезд.
Химические опыты
-Теперь мы переходим непосредственно к химическим опытам.
-Их всего три.
Опыт №1. (Слайд №9)
Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. Составьте одно предложение с любым числительным.
365 дней (Р.п.)_________________________________
143 посылки (П.П.)______________________________
777 цветов (Т.п.)________________________________
1969 год (Т.п.) _________________________________
Опыт №2. (Слайд №10(
Высчитайте результат и запишите примеры словами.
3 ¼ + ¾ =
7 1/6 + 4/6 =
5 4/5 – 3 1/5 =
10 3/7 – 5 1/7=
Опыт №3.(Слайд №11)
Тестовое задание (выполняется каждым учеником)
- Такое задание поможет каждому из вас проверить степень усвоения материала.
А1. Найдите числительное
- Двойной
- Утроить
- Семёрка
- Пятый
А2. Какое из утверждений является неверным?
- Имя числительное обозначает число, количество предметов или их порядок при счёте.
- Имя числительное – служебная часть речи.
- Числительные отвечают на вопросы сколько?, который?
- Имя числительное изменяется по падежам.
А3. Найдите составное числительное
- Пятнадцатого
- Двухмиллионный
- Пятисотый
- Двести сорок пять
А4. Найдите ошибку
- С пятидесятью рублями
- У трёхсот детей
- Более девятисот человек
- Почти семьсот рублей
А5. Укажите ряд, в котором все числительные количественные:
- Пятый, семьдесят, шесть вторых, семисотый, десятый, четыре, тридцать седьмой.
- Семьдесят восемь, одиннадцать, семь, сто восемь, сто тысяч двести, девять, восемьсот.
- Два, миллион, четвёртый, тридцать семь, восемьсот, сорок пять, четырнадцать.
- Третий, сто двадцатый, шесть, семнадцать, девяноста, шесть вторых, тысяча девятьсот двадцать два.
А6. Укажите ряд, в котором все числительные собирательные:
- Четыре окна, трое друзей, две подруги, обоим мальчикам.
- Обе мартышки, четверо саней, трое сапог, двое докторов.
- Два цыплёнка, двое щипцов, четверо медвежат, трое саней.
- Трое мальчиков, с обеих улиц, четверо человек, восемь детей.
А7. Укажите ряд, в котором все числительные порядковые.
- Четырёхсотый, первый, сто десятый, двенадцать.
- Пятеро, шесть, седьмой, одиннадцать, три.
- Седьмой, тысяча сорок пятый, семьсот пятьдесят девятый.
- Семьсот шестьдесят первый, сороковой, третий, восемь.
Выполняется индивидуально
Проверяется по слайду
(Слайд № 12)
Химический анализ
Сделайте морфологический разбор указанного числительного.
За час сердце перекачивает около трёхсот литров крови, а за сутки – свыше семи тысяч, за год – два миллиона пятьсот тысяч, а за семьдесят лет жизни – сто пять миллиардов литров.
- Вот вы и справились с поставленной перед вами задачей. Лабораторная работа выполнена . Просчитайте количество набранных вами баллов и соотнесите с таблицей оценок.
- Мы выходим из НИИ и отправляемся на улицу «Историческую».
- Как вы думаете, почему она так называется? Чем мы будем заниматься? Что можем узнать?
- Верно, мы познакомимся с происхождением некоторых числительных.
Улица «Историческая»
(Слайд № 13)
- Вам необходимо составить текст – рассказ о происхождении числительного. Работать вы будете в группе. У каждого члена группы карточка с одним предложением.
- Послушаем, что у вас получилось.
- Следующая улица «Лексическая».
- Какие у вас предположения о том, как числительное связано с лексикой?
- Действительно, числительные очень часто используются в речи, особенно образной. Об этом говорит большое количество пословиц, поговорок, в которых встречаются числительные. Мы уже не говорим о фразеологизмах!
(Слайд №14)
Улица «Лексическая»
- Объясните значение предложенных вам фразеологизмов, соединив стрелками фразеологизм и его предполагаемое значение.
Всыпать по первое число – Знать очень хорошо
Пятое колесо в телеге – Очень много (наговорить, наобещать)
Как две капли воды – Через посредников (узнать)
До седьмого пота - Высшая степень радости
На все четыре стороны – Сразу
Как свои пять пальцев – Наказать по всей строгости
С три короба – Лишний, ненужный в деле
На седьмом небе – Очень похожи
Из третьих уст - Куда угодно (идти, прогонять)
За один присест – Очень много и долго
(Проверка на слух)
- А теперь заглянем в «Словарный» переулок.
(Слайд №15)
- Думаю, что все уже догадались, что речь пойдёт о правописании. Но совсем не о правописании числительного.
- Здесь, в этом переулке, живут слова с непроверяемыми орфограммами. А запомнить их правописание нам помогут числительные.
- Всмотритесь в эти слова и найдите в них буквосочетания, совпадающие с написанием некоторых числительных.
Патриот Триумф
Сторона Чистота
Пистолет Столичный
Трикотаж Семья
Трибуна Сорока
- Вы ещё лучше запомните написание этих слов, если придумаете какие – нибудь забавные фразы из сочетаний букв или слогов, входящих в их состав.
Например: Пистолет служил сто лет. Три кота купили трикотаж и сшили из него аж три трико.
- Что у вас получилось? Зачитайте
- Последняя улица, на которой мы с вами ещё сегодня побываем, будет «Творческая»
(Слайд №16)
- Давайте-ка на минутку представим себе, а «Что могло бы быть, если бы числительные исчезли из нашей речи?»
- Послушаем, что у вас получилось.
(Пишут сочинение – миниатюру. Зачитываем у каждой группы, оцениваем хлопками.)
Стадия Рефлексия
- Нам пора заканчивать наше путешествие. На выходе из города нам снова предстоит пройти через таможенный пост и проверить, увеличился ли наш багаж знаний. Возьмите вновь декларации и заполните в них вторую колонку.
(Таблица «Верно - неверно»)
- Какой вывод вы можете сделать?
-На какие вопросы мы не нашли ответ? Это и будет вашим домашним заданием.
(Слайд 17)
Домашнее задание:
- Сочинение - рассуждение на тему «Знаете ли вы, что…», «Зачем нам нужны числительные?»
- Вопросы, на которые не нашли ответ
- Творческая работа на ½ альбомного листа «Моя считалка», «Моя пословица», «Моя поговорка»
Слайд №18
Список использованной литературы
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку.: Просвещение, 1989
- Мордерс Е.М.Искать, пробовать, обучать..Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе.:Учитель – АСТ, 2002
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.Русский язык. Учебник для 6-го класса основной школы/ Под науч.ред.акад.М.М.Разумовской – Изд.2-е перераб.- М.: Дрофа, 2013г.
Всыпать по первое число – Знать очень хорошо
Пятое колесо в телеге – Очень много (наговорить, наобещать)
Как две капли воды – Через посредников (узнать)
До седьмого пота - Высшая степень радости
На все четыре стороны – Сразу
Как свои пять пальцев – Наказать по всей строгости
С три короба – Лишний, ненужный в деле
На седьмом небе – Очень похожи
Из третьих уст - Куда угодно (идти, прогонять)
За один присест – Очень много и долго
Всыпать по первое число – Знать очень хорошо
Пятое колесо в телеге – Очень много (наговорить, наобещать)
Как две капли воды – Через посредников (узнать)
До седьмого пота - Высшая степень радости
На все четыре стороны – Сразу
Как свои пять пальцев – Наказать по всей строгости
С три короба – Лишний, ненужный в деле
На седьмом небе – Очень похожи
Из третьих уст - Куда угодно (идти, прогонять)
За один присест – Очень много и долго
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...