Разработка заданий по формированию читательской грамотности. Сказка В. М. Гаршина "То, чего не было"
методическая разработка по литературе

Остапенко Надежда Альбертовна

Текст сказки В. М. Гаршин "То, чего не было". Вопросы и задания, ответы к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Разработка заданий по читательской грамотности».

Текст.

 В. М. Гаршин. Сказка «То, чего не было»

 В один прекрасный июньский день, - а прекрасный он был потому, что было двадцать восемь градусов по Реомюру, - в один прекрасный июньский день было везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена, было еще жарче, потому что место было закрытое от ветра густым-прегустым вишняком. Все почти спало: люди наелись и занимались послеобеденными боковыми занятиями; птицы примолкли, даже многие насекомые попрятались от жары. О домашних животных нечего и говорить: скот крупный и мелкий прятался под навес; собака, вырыв себе под амбаром яму, улеглась туда и, полузакрыв глаза, прерывисто дышала, высунув розовый язык чуть не на пол-аршина; иногда она, очевидно от тоски, происходящей от смертельной жары, так зевала, что при этом даже раздавался тоненький визг; свиньи, маменька с тринадцатью детками, отправились на берег и улеглись в черную жирную грязь, причем из грязи видны были только сопевшие и храпевшие свиные пятачки с двумя дырочками, продолговатые, облитые грязью спины да огромные повислые уши. Одни куры, не боясь жары, кое-как убивали время, разгребая лапами сухую землю против кухонного крыльца, в которой, как они отлично знали, не было уже ни одного зернышка; да и то петуху, должно быть, приходилось плохо, потому что иногда он принимал глупый вид и во все горло кричал: "какой ска-ан-да-ал!!"

Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ. То есть сидели-то не все; старый гнедой, например, с опасностью для своих боков от кнута кучера Антона разгребавший копну сена, будучи лошадью, вовсе и сидеть не умел; гусеница какой-то бабочки тоже не сидела, а скорее лежала на животе: но дело ведь не в слове. Под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания: улитка, навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница; прискакал кузнечик. Возле стоял и старый гнедой, прислушиваясь к их речам одним, повернутым к ним, гнедым ухом с торчащими изнутри темно-серыми волосами; а на гнедом сидели две мухи. Компания вежливо, но довольно одушевленно спорила, причем, как и следует быть, никто ни с кем не соглашался, так как каждый дорожил независимостью своего мнения и характера.

 - По-моему, - говорил навозный жук, - порядочное животное прежде всего должно заботиться о своем потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения. Тот, кто сознательно исполняет обязанности, возложенные на него природой, тот стоит на твердой почве: он знает свое дело, и, что бы ни случилось, он не будет в ответе. Посмотрите на меня: кто трудится больше моего? Кто целые дни без отдыха катает такой тяжелый шар - шар, мною же столь искусно созданный из навоза, с великой целью дать возможность вырасти новым, подобным мне, навозным жукам? Но зато не думаю, чтобы кто-нибудь был так спокоен совестью и с чистым сердцем мог бы сказать: "да, я сделал все, что мог и должен был сделать", как скажу я, когда на свет явятся новые навозные жуки. Вот что значит труд!

 - Поди ты, братец, с своим трудом! - сказал муравей, притащивший во время речи навозного жука, несмотря на жару, чудовищный кусок сухого стебелька. Он на минуту остановился, присел на четыре задние ножки, а двумя передними отер пот со своего измученного лица. - И я ведь тружусь, и побольше твоего. Но ты работаешь для себя или, все равно, для своих жученят; не все так счастливы... попробовал бы ты потаскать бревна для казны, вот как я. Я и сам не знаю, что заставляет меня работать, выбиваясь из сил, даже и в такую жару. - Никто за это и спасибо не скажет. Мы, несчастные рабочие муравьи, все трудимся, а чем красна наша жизнь? Судьба!..

 - Вы, навозный жук, слишком сухо, а вы, муравей, слишком мрачно смотрите на жизнь, - возразил им кузнечик. - Нет, жук, я люблю-таки потрещать и попрыгать, и ничего! Совесть не мучит! Да притом вы нисколько не коснулись вопроса, поставленного госпожой ящерицей: она спросила, "что есть мир?", а вы говорите о своем навозном шаре; это даже невежливо. Мир - мир, по-моему, очень хорошая вещь уже потому, что в нем есть для нас молодая травка, солнце и ветерок. Да и велик же он! Вы здесь, между этими деревьями, не можете иметь никакого понятия о том, как он велик. Когда я бываю в поле, я иногда вспрыгиваю, как только могу, вверх и, уверяю вас, достигаю огромной высоты. И с нее-то вижу, что миру нет конца.

 - Верно, - глубокомысленно подтвердил гнедой. - Но всем вам все-таки не увидеть и сотой части того, что видел на своем веку я. Жаль, что вы не можете понять, что такое верста... За версту отсюда есть деревня Лупаревка: туда я каждый день езжу с бочкой за водой. Но там меня никогда не кормят. А с другой стороны Ефимовка, Кисляковка; в ней церковь с колоколами. А потом Свято-Троицкое, а потом Богоявленск. В Богоявленске мне всегда дают сена, но сено там плохое. А вот в Николаеве, - это такой город, двадцать восемь верст отсюда, - так там сено лучше и овес дают, только я не люблю туда ездить: туда ездит на нас барин и велит кучеру погонять, а кучер больно стегает нас кнутом... А то есть еще Александровка, Белозерка, Херсон-город тоже... Да только куда вам понять все это!.. Вот это-то и есть мир; не весь, положим, ну да все-таки значительная часть.

          И гнедой замолчал, но нижняя губа у него все еще шевелилась, точно он что-нибудь шептал. Это происходило от старости: ему был уже семнадцатый год, а для лошади это все равно, что для человека семьдесят седьмой.

 - Я не понимаю ваших мудреных лошадиных слов, да, признаться, и не гонюсь за ними, - сказала улитка. - Мне был бы лопух, а его довольно: вот уже я четыре дня ползу, а он все еще не кончается. А за этим лопухом есть еще лопух, а в том лопухе, наверно, сидит еще улитка. Вот вам и все. И прыгать никуда не нужно - все это выдумки и пустяки; сиди себе да ешь лист, на котором сидишь. Если бы не лень ползти, давно бы ушла от вас с вашими разговорами; от них голова болит и больше ничего. - Нет, позвольте, отчего же? - перебил кузнечик, - потрещать очень приятно, особенно о таких хороших предметах, как бесконечность и прочее такое. Конечно, есть практические натуры, которые только и заботятся о том, как бы набить себе живот, как вы или вот эта прелестная гусеница...
   - Ах, нет, оставьте меня, прошу вас, оставьте, не троньте меня! - жалобно воскликнула гусеница: - я делаю это для будущей жизни, только для будущей жизни. - Для какой там еще будущей жизни? - спросил гнедой. - Разве вы не знаете, что я после смерти сделаюсь бабочкой с разноцветными крыльями?

Гнедой, ящерица и улитка этого не знали, но насекомые имели кое-какое понятие. И все немного помолчали, потому что никто не умел сказать ничего путного о будущей жизни.

 - К твердым убеждениям нужно относиться с уважением, - затрещал, наконец, кузнечик. - Не желает ли кто сказать еще что-нибудь? Может быть, вы? обратился он к мухам, и старшая из них ответила: - Мы не можем сказать, чтобы нам было худо. Мы сейчас только из комнат; барыня расставила в мисках наваренное варенье, и мы забрались под крышку и наелись. Мы довольны. Наша маменька увязла в варенье, но что ж делать? Она уже довольно пожила на свете. А мы довольны.

  - Господа, - сказала ящерица, - я думаю, что все вы совершенно правы! Но с другой стороны...
   Но ящерица так и не сказала, что было с другой стороны, потому что почувствовала, как что-то крепко прижало ее хвост к земле.

 Это пришел за гнедым проснувшийся кучер Антон; он нечаянно наступил своим сапожищем на компанию и раздавил ее. Одни мухи улетели обсасывать свою мертвую, обмазанную вареньем, маменьку, да ящерица убежала с оторванным хвостом. Антон взял гнедого за чуб и повел его из сада, чтобы запрячь в бочку и ехать за водой, причем приговаривал: "ну, иди ты, хвостяка!", на что гнедой ответил только шептаньем.

 А ящерица осталась без хвоста. Правда, через несколько времени он вырос, но навсегда остался каким-то тупым и черноватым. И когда ящерицу спрашивали, как она повредила себе хвост, то она скромно отвечала: - Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения.

 И она была совершенно права.

Задания

1. Выберите ответы, содержащие верную информацию.

А) В саду под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания.

Б) Госпожа ящерица спросила, "что есть мир?»

В) В жаркий июньский день никто не захотел рассуждать о смысле жизни и окружающем его мире, даже птицы примолкли.

Г) У каждого героя сказки свой взгляд на мир и свое место в нем.

2. Выберите ответы, противоречащие тексту.

А) Гнедой много размышляет, думает, но не говорит вслух, он очень старый и мудрый.

Б) Ораторы были разные, а их убеждения были одинаковыми.

В) События в тексте связаны со всеми временами года.

Г) Все персонажи очень напоминают нас, людей.

3. Пронумеруйте события в той последовательности, как они происходили в тексте.

А) Навозный жук сознательно исполнял обязанности, возложенные на него природой.

Б) Пришел кучер запрягать лошадь и нечаянно наступил на всю компанию.

В) Гусеница набивает себе живот, чтобы не погибнуть и в будущем стать бабочкой.

Г) Компания вежливо спорила, но никто ни с кем не соглашался.

Д) Мухи полетели обсасывать мертвую матушку. Ящерица спаслась, но лишилась хвоста.

Е) Муравей сетовал, что его удел – труд на благо общества.

Ж) Кузнечик видел смысл жизни в том, чтобы трещать и прыгать. 

З) Для улитки весь мир ограничивался большим лопухом.

4.  Сопоставьте две индивидуальные позиции и взгляд на жизнь.

Жизнерадостный кузнечик обвинил жука в сухости, а муравья мрачности. Чем похожа и чем отличается жизнь муравья и навозного жука? Прокомментируйте свой ответ.

5. Как вы считаете: Почему автор дает название сказке «То, чего не было»?

6. Приведите объяснения к каждой позиции. «То, чего не было» это и сказка, и философская притча.

7. Выберите верное суждение:

А) Длинное начало сказки, напевное и мелодичное напоминает рассказ.

Б) В тексте отсутствует диалог.

В) В истории один главный герой и один эпизод.

Г) Текст имеет аллегорический смысл.

8. Как сказал А.С.Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок». А какой урок вы извлекли из этой сказки?

Обоснуйте свое рассуждения примерами из литературного и жизненного опыта.

Ответы:

  1. А, Б, Г
  2. В, Г
  3. 1Г, 2А, 3Е, 4Ж, 5З, 6В,7Б, 8Д.
  4. Они оба трудятся, но жук для себя и своего потомства, а муравей для общего блага.
  5. Спор животных не мог произойти на самом деле.
  6. Животные одушевлены. Содержит поучительный смысл в иносказательной форме.
  7. Г
  8. Ответ свободный.

Вариант. Эта сказка нас учит тому, что важно не только иметь свой собственный взгляд на вещи, но уметь его отстаивать, чтобы никакой кучер не разрушил бы сапогами наши мечты. («- Господа, - сказала ящерица, - я думаю, что все вы совершенно правы! Но с другой стороны... Но ящерица так и не сказала, что было с другой стороны, потому что почувствовала, как что-то крепко прижало ее хвост к земле.  Это пришел за гнедым проснувшийся кучер Антон; он нечаянно наступил своим сапожищем на компанию и раздавил ее»)

Вариант. У каждого человека есть своё мнение о смысле жизни, об окружающем мире. Все мы разные и у каждого своя мечта. Нужно уметь уважать мнение каждого, даже если оно не совпадает с вашим. Сказка учит искать границы возможного. Надо знать, где и когда можно высказывать свои убеждения, а где надо промолчать. («А ящерица осталась без хвоста. Правда, через несколько времени он вырос, но навсегда остался каким-то тупым и черноватым. И когда ящерицу спрашивали, как она повредила себе хвост, то она скромно отвечала: - Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения.  И она была совершенно права.»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности

Примеры заданий по географии  на формирование читательской грамотности обучаемых как разновидности УУД. 5 класс. УМК О.А. Климановой....

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

Задания по формированию читательской грамотности по обществознанию

Задания по формированию читательской грамотности по обществознанию...

Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных...