План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2023
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Написание сочинения- рассужения относится к повышенному уровню сложности. В данном материале дан алгоритм написания сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ.Изучив данный материал, учащиеся научатся правильно формулировать и комментировать проблему текста,узнают о способах выражения позиции автора текста, правильно смогут обосновать и аргументировать свою позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В данном материале дан алгоритм написания сочинения -рассуждения в формате ЕГЭ. | 59.82 КБ |
Предварительный просмотр:
План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2023
Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.
Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?
В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:
- Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
- Написать два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
- Написать позицию автора данного текста.
- Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
- Написать не меньше 150 слов.
- Не увлекаться чрезмерным цитированием.
Максимальный балл за 27 задание – 24.
Но при этом сочинение не должно:
- Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
- Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.
При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.
План сочинения
Структура (план) сочинения:
- Написание правильной проблемы.
- Первый комментарий+ пояснение
- Второй комментарий + пояснение и смысловая связь.
- Мнение автора, его позиция.
- Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение (2 аргумента).
- Вывод.
Постановка проблемы
Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.
- Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
- После определения темы, задайте себе такие вопросы: «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
- Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.
Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.
Типичные клише для постановки проблемы
Первый, второй комментарий и связь между ними
После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:
- Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.
- Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.
- Укажите связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого комментария, так и после второго.
- Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.
Клише для написания примера-иллюстрации:
Для публицистического текста
- Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
- Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о…
Для художественного текста
- «Цитата» – пишет автор текста.
- Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…
Клише для пояснения примера-иллюстрации:
Для публицистического текста
- Смысл данных слов заключается в следующем: …
- Данное высказывание доказывает, что…
Для художественного текста
- Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
- Эти события писатель описывает для…
Пример иллюстрации с пояснением:
- Особое внимание стоит уделить таким словам автора: «Но он боится сказать: «Стекло разбил я». Смысл данных слов заключается в следующем: иногда люди, рискующие своей жизнью ради веселья и считающие себя самыми отважными, не могут проявить мужества в простых ситуациях, таких как признание вины.
- «Знаешь, оказывается, что я не могу выстрелить в человека», – пишет автор. Данные слова героя доказывают, что для человека превыше всего его совесть, которую он готов оберегать любыми способами».
Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:
- Сопоставить их;
- Сравнить их;
- Выявить причинно-следственную связь;
- Выявить уступки.
Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.
Клише для связи:
- Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
- Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
- Рассуждения автора сводятся к выводу о…
- Автор раскрывает проблему, противопоставляя (что? Чему?)
- Противопоставляя, эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…
Пример: Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии. Пояснение смысловой связи.
Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д. В идеале следует охарактеризовать каждый пример.
Позиция / мнение автора
В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему
Клише для написания мнения автора:
- Позиция автора такова: …
- Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
- Писатель считает, что…
Пример:
- Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
- Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.
Собственное отношение к проблеме и пояснение
В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.
Клише для собственного мнения:
- Трудно не согласиться с автором, ведь…
- Я разделяю чувство автора по отношению к…
- Я полностью согласен с автором и считаю, что…
Пример: «Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».
Собственное мнение подтверждаем любым из способов обоснования : примеры из литературы (художественной, публицистической, научной);примеры из истории; обобщённые примеры; конкретные примеры из жизни («случаи»).
Вывод
Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.
Клише для вывода:
- Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…
Пример: «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и
уважать свою профессию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития преподавателя русского языка и литературы на 2018-2023
Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как преподавателя русского языка и литературы и развить благоприятную, мотивирующую потребн...
Индивидуальный план профессионального развития преподавателя русского языка и литературы на 2018-2023 г.
Тема самообразования: «Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы».Цель: повысить свой теоретический,...
План работы РМО учителей русского языка и литературы Киреевского района на 2022-2023 учебный год
План работы РМО учителей русского языка и литературы Киреевского района на 2022-2023 учебный год...
Индивидуальный план профессионального развития преподавателя русского языка и литературы на 2018-2023
Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как преподавателя русского языка и литературы и развить благоприятную, мотивирующую потребн...
Тематический план ТП ОУД.01 Русский язык 2023-24
Тематический план ТП ОУД.01 Русский язык 2023-24...
«Сочинение в формате ЕГЭ. Подготовка к написанию» план-конспект урока по русскому языку (10 - 11 класс)
Урок по подготовке к сочинению ЕГЭ - задание 27 ( план сочинения, анализ текста, образец сочинения)...
План профессионального образования учителя русского языка и литературы Набиевой Замины Айдын кызы на 2023-2026 годы
Методическая тема:«Формирование и развитие навыков проектной и исследовательской деятельности средствами учебных предметов «Русский язык » и «Литература». Работа над...