Задания 19,20 ЕГЭ: теория и практика. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Материал содержит теоретические сведения для подготовки обучающихся к заданиям 19 и 20 ЕГЭ по русскому языку: знаки препинания в сложноподчиненном предложении, знаки препинания с сложном предложении с разными видами связи (представлена кодификация ФИПИ). Раскрыты особености постановки знаков препинания на стыке союзов, при наличии однородного, параллельного и последовательного подчинения придаточных. Обращается внимание на постановку знаков препинания при наличии в примерах союза И. Для отпаботки навыка предложено 20 заданий с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_19_20_teoriya_i_praktika._podgotovka_k_ege_po_russkomu_yazyku.docx | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ
Задания 19, 20
Составила Левина Е.Д., учитель русского языка и литературы МОУ «Открытая (сменная) школа № 94 имени Виктора Петровича Подосенова» г. Ярославль
Изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года (применительно к заданию 19)
Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
Задания 19, 20 (демоверсия 2021)
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Знаменитое «огненное кольцо» (1) очертания (2) которого идут вдоль системы сейсмических поясов (3) представляет научный интерес для различных специалистов, занимающихся изучением Тихого океана.
Ответ: 1, 3
20 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.
Ответ: 1, 2, 3, 4
Задания 19, 20 (демоверсия 2022, 2023)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
Ответ: 3, 4
(К.Г. Паустовский)
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В детстве Илюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
Ответ: 2, 3
Номер задания | Проверяемый элемент содержания | Коды проверяемых элементов (по кодификатору) | Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодификатору) | Уровень сложности задания | Максималь-ный балл за выполнение |
19 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 7.12 | 1.1 | Б | 1 |
20 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 7.13, 7.15 | 1.1 | Б | 1 |
ФГОС СОО
Код проверяемого требования
1.1. Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.
Коды проверяемых элементов содержания:
7.12 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
7.13 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
7.15 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1.1 СПП с одним придаточным
[ ], (c ).
(С ), [ ].
[ , (с ), ].
!Обратите внимание на то, что союзное слово КОТОРЫЙ может стоять в косвенном падеже и может находиться внутри предложения.
[Каменные дорожки, (извилистые линии которых символизируют поток энергии), приобретают особое значение в японском саду].
1.2 СПП с несколькими придаточными
Особое внимание необходимо обратить на СПП с последовательным и однородным подчинением придаточных.
Последовательное подчинение придаточных предложений
При последовательном подчинении рядом могут оказаться два союза: что – если, что – когда, что – хотя, что – пока, так что – хотя и др.
Запятая ставится на стыке двух союзов, если второе придаточное можно опустить без перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее НЕ следует вторая часть двойного союза – то, так, но).
Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если второе придаточное нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но).
Сравните:
[Я знаю],(что, (если случится беда), мне помогут).
[Я знаю],(что (если случится беда), то мне помогут). *
Однородное подчинение придаточных предложений
!Однородные придаточные могут соединяться сочинительными союзами. Знаки препинания при них ставятся так же, как и при однородных членах предложения.
[Слышно было], (как в саду шагал садовник) и (как скрипела его тачка). (А.П. Чехов)
!Подчинительный союз (союзное слово) перед вторым (и т.д.) однородным придаточным может опускаться, но его легко восстановить.
[Мы увидели], (как затеплились звёзды) и (<как>засияла луна).
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связями на «стыке» сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). знаки препинания между союзами ставятся аналогично тому, как они ставятся на «стыке» союзов при последовательном подчинении придаточных.*
Запятая ставится на стыке двух союзов, если далее НЕ следует вторая часть двойного союза – то, так, но.
Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но.
Сравните:
[Надвигалась зима], и, (когда ударили первые морозы), [жить в лесу стало тяжело].
[Надвигалась зима], и (когда ударили первые морозы), [то жить в лесу стало тяжело].
Следует обратить внимание на то, что сочинительные союзы И, ДА = И, ИЛИ, ЛИБО могут соединять
- однородные члены предложения → запятая перед союзом не ставится.
- части сложносочиненного предложения → запятая перед союзом ставится.
В таких случаях при проведении синтаксического анализа необходимо в обязательном порядке выделять грамматические основы предложений, считать их количество.
Сравните:
[Все меня любили], и, (хотя я безмерно шалил), [мне прощалось всё] ,(что бы я ни сделал).
[Я очень люблю весну и, (когда проступает молодая зелень), спешу в лес], (чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы).
Задания для подготовки
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, объясните причину постановки запятой. |
1. Нехлюдов был так занят разными удовольствиями (1) что (2) хотя (3) несколько раз на день заезжал к нам (4) но (5) ни разу не поговорил со мной. (Л. Толстой) Ответ:__________________ |
2. Кабан пробежал (1) так неожиданно (2) что (3) пока (4) я снимал ружьё с плеча и взводил курок (5) от него и след прослыл. (М. Пришвин) Ответ:__________________ |
3. У входа в аэровокзал (1) где поджидали приезжих таксисты (2) и (3) светились рекламные щиты (4) Светлана в нерешительности остановилась. Ответ:__________________ |
4. По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри. Ответ:__________________ |
5. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча. Ответ:__________________ |
6. Я знал (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что (4) если сейчас коснуться веток сирени (5) с кустов посыплется роса. Ответ:__________________ |
7. Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя. Ответ:__________________ |
8. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. Ответ:__________________ |
9. Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах. Ответ:__________________ |
10. Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт. Ответ:__________________ |
11. Я хорошо помнил (1) что отец (2) когда мы с братьями были маленькими (3) часто устраивал дни поиски клада (4) так что, оказавшись в доме моего детства, я пошёл искать наши карты местности (5) на обратной стороне (6) которых (6) мы вместе составляли списки потенциальных сокровищ. Ответ:__________________ |
12. Мне кажется (1) что по смеху можно узнать человека (2) и что (3) если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых вам людей (4) то можно смело говорить (5) что этот человек хороший. |
13. Пока я слушал долгий рассказ старика (1) уже стемнело (2) так что я попрощался и пошёл в свою комнату на втором этаже (3) из окна (4) которой (5) можно выйти на крышу (6) чтобы в тишине любоваться звёздами. Ответ:__________________ |
14. Я оставил денег, написал на листке телефон моего друга (1) который после обеда должен приехать вместе с сиделкой (2) и сказал (3) чтобы сестра больше ни о чём не переживала (4) что я люблю её (5) и (6) что мы обязательно увидимся (7) когда я снова буду в Ереване. Ответ:__________________ |
15. Охотники пробирались вдоль берега (1) и (2) хотя солнце уже село (3) и влажный туман спустился на реку (4) никто из них не собирался располагаться на ночлег. |
16. Яков встал рано утром (1) когда солнце ещё не палило так жарко (2) и (3) с моря веяло бодрой свежестью. (М. Горький) Ответ:__________________ |
17. Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием (5) которых занимается эта наука. |
18. Лекции лицейских преподавателей (1) среди (2) которых (3) были прогрессивные и хорошо подготовленные профессора (4) не прошли для Пушкина бесследно (5) хотя он и не был примерным учеником. Ответ:__________________ |
19. Перед собой я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась (4) который (5) получил то (6) что хотел (7) который (8) был доволен судьбой и самим собой. Ответ:__________________ |
20. Хотя (1) Леонтьеву очень хотелось поехать в лесничество к Петру Максимовичу (2) он решил до осени (3) пока (4) хотя бы вчерне не окончит книгу (5) никуда не выезжать из Ленинграда. Ответ:__________________ |
Ответы | |
14 | |
235 | |
14 | |
134 | |
123 | |
145 | |
134 | |
135 | |
234 | |
15 | |
12345 | |
145 | |
1236 | |
1347 | |
124 | |
1 | |
1234 | |
145 | |
1467 | |
235 |
Список использованных источников
- Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич]. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2018
- Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. – 31-е изд. - М.: Просвещение, 2009
- Задания 19, 20 //Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык
- ЕГЭ Русский язык. Демонстрационные варианты 2021, 202, 2023 г.г. //ФИПИ. – 2020, 2021, 2023
- Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 Статград
- ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование, 2022. – (ЕГЭ. ФИПИ школе)
- ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части 1 /[Васильева И.П. Гостева Ю.Н.]. – М: Издательство «Экзамен», 2020. – (Серия «ЕГЭ. Банк заданий»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....
Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....
Раздаточный материал для подготовки к ЕГЭ 2015 русский язык: задание 1 (от теории к практике)
Данный материал предназначен для работы на уроках русского языка по подготовке к ЕГЭ. Сначала рассмотрен теоретический материал, а затем дано 5 вариантов с неповторяюшимися заданиям...
«Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
Обеспечивает эффективную подготовку к ЕГЭ...
Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Вниманию учащихся предлагается теоретический материал по конкретным заданиям ЕГЭ и пошаговые действия при самостоятельной подготовке. Прилагаются слайды, иллюстрирующие трудные случаи орфографии и пун...
Вся теория/шпаргалка для подготовки к ОГЭ по русскому языку
В материале собраны все необходимые для сдачи ОГЭ правила орфографии и пунктуации, а также тезаурус средств речевой выразительности....
Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...