Подготовка к ВПР для 7 класса
материал по русскому языку (7 класс)

Шардина Марина Павловна

для 7 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Пр..снувшись к..питан Грэй на какое(то) мгновение забыл как он п..пал в эти м..ста. С (не)малым уд..влением обнаружил он счас..ливый блеск ра(н,нн)его утра. Всё вокру(г/к) было залито солнечн..м светом.

Он увидел крутой обры(в/ф) бер..га среди (ярко)з..лёных в..твей дерев..ев и м..нящ..ю даль син..го моря. (В)низу(2) шипел тихий пр(и/е)бой. Бл..стела на со..нце трава пели птиц.. . Влажные цв..ты были похожи на только что умытых х..лодной в..дой детей.

Х..лодная капля р..сы медле(н,нн)о ра(з/с)текалась по со(н,нн)ому лицу.(4) Поднявшись с з..мли Грэй пошёл (в)перё(д/т). Он выбрался из (не)большой рощиц.. . Перед ним был кустарник ра(з/с)броса(н,нн)ый(3) по склону х..лма. Колючие кусты постоя(н,нн)о ц..плялись за него м..шая дв..жению. Наконец к..питан выбрался на открытое место, которое зар..сло пёстр..ми цв..точ..ками.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)течени.. всей зимы снег в южных регионах может не выпасть ни разу.

2) (В)продолжени.. вечера ребята мастерили поделки для завтрашней выставки.

3) (В)последстви.. все решили, что так будет лучше.

4) При заключении договора надо иметь (в)вид.. обстоятельства непреодолимой силы.

4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) В дружбе доверие нужно так(же), как и надежность.

2) Не делай то(же), что и все, если все делают плохо.

3) Подъём на гору здесь крутой, (за)то дорога красивая.

4) Я пришёл, что(бы) увидеть всё собственными глазами.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Донельзя, переведена, положила, удобнее.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Поначалу Галилей увидел множество сливающихся звёзд в сплошное сияние.

2) Подойдя поближе, я увидел уличного фокусника в цилиндре.

3) На разбитых садовником клумбах пестрели самые разные цветы.

4) По возвращению в Россию граф создал частный оркестр и крепостной театр.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Очертания гор освещённые яркими солнечными лучами вырастали из моря.

2) Всё небо над деревней было усыпано звёздами перемигивающимися друг с другом.

3) Бушевавший несколько дней у берегов Севастополя шторм стих.

4) Густой туман нахлынув волнами внезапно покрыл всю долину.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Анна Борисовна сидит положа руки на колени и строго глядя на ученика.

2) Как радовались мы за Анну Борисовну нашедшую выход из положения.

3) Анна Борисовна я понял ход рассуждения решая последнюю задачу.

4) Исправив ошибки в моей работе Анна Борисовна дала мне новую задачу.

9. Определите и запишите основную мысль текста.

Текст 1

 

(1)Целыми днями Родион Иванович сидел на базаре в лавке, торговавшей скобяным товаром, и грыз жареные семечки. (2)В магазинчике командовала его жена. (3)Родион Иванович, повинуясь её приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки, всё, что покупают люди. (4)Сосед его часто говорил: «Добра-то у вас как много. (5)И откуда только берётся?» (6)Родион Иванович в таких случаях отвечал: «Добра-то много. (7)Да добра нет». (8)Выражение лица его всегда при этом было печально-ласковое.

(9)Вскоре Родион Иванович нашёл себе занятие, прославившее его на весь городок. (10)Из обрезков бумаги он клеил коробки чуть больше спичечных и разносил по домам, предлагая купить за деньги или за спасибо.

(11)Однажды он постучал и в нашу дверь. (12)Я открыл. (13)На пороге переминался с ноги на ногу какой-то тип с печально-ласковым выражением лица, в старом брезентовом плаще и выгоревшем до рыжины берете на стриженной узкой голове.

— (14)Не желаете ли добра? — просипел он, заискивающе заглядывая мне в глаза.

— (15)Вот. — (16)Он протянул коробочку с подтёками клея на углах. — (17)Не обижайтесь.

(18)Выручил отец. (19)Он сердито сунул Родиону Ивановичу какую-то медную мелочь и захлопнул дверь. (20)Коробочку отдал мне.

(21)В своей комнате я осторожно открыл коробку. (22)Одна сторона её была не заклеена и служила крышкой, внутри оказалась коробка поменьше, с такой же незаклеенной крышечкой. (23)На дне этой второй коробки аккуратным почерком малограмотного человека было начертано одно-единственное слово — «добро».

(24)Я до сих пор храню эту коробочку, чудом уцелевшую после всех переездов и передряг. (25)Чернила на донышке выцвели, приобрели желтоватый оттенок, но слово по-прежнему хорошо различимо. (26)Кажется, с годами я начал понимать, что слово «добро» обладает всего одним — одним-единственным — смыслом, и именно тем, который вложил в него несчастный Родион Иванович из затерянного на краю света городка.

 

(По Ю. Буйде)

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 19−21 текста. Запишите ответ.

11. Почему автор дважды подчёркивает, что глаза Родиона Ивановича были печально-ласковые? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «сунул» из предложения 19.

13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 13, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

14. Объясните значение пословицы «Без корня и полынь не растет», запишите Ваше объяснение.

Текст 2

(1) Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. (2)Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на это, аккуратно занимался гимнастикой. (3)Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. (4)Эта работа была нелегкой, зато полезной. (5)И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.

(6)После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. (7)Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.

(8)После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем,, что происходит в городе. (9)Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. (10)И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. (11)Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

 



Предварительный просмотр:

ВПР 7 класс.

1. Задание

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Св..стящим(2) ш..потом перекликнулись между собой ст..летние сосны и сухой иней с мя..ким шелестом полился с потревоже(н/нн)ых ветвей. Последние звезды тихо погасли в посв..тлевшем небе(4). Лес окончательно стряхнувший с себя остатки н..ч..ного мрака вст..вал во всем своем зеленом в..личии.

Из припудр..(н/нн)ой(3) утре(н/нн)им ин..ем хвои высунулась дли(н/нн)ая бурая морда увенч..(н/нн)ая т..желыми ветвистыми рогами. Испуга(н/нн)ые глаза осм..трели огромную поляну. Насторож..нные уши л..вили каждый звук. Вн..мание его привлек звук послыш..вшийся сверху. Зверь ра..пустил напряже(н/нн)ые мускулы вышел на поляну лизнул наст.

Летчик ощущал дрож.. подране(н/нн)ой машины всем своим существом, как(будто) это была не агония изувеч..нного мотора, а л..хорадка колотившая его собстве(н/нн)ое тело. Лучи пронзавшие хвою св..ркающими бликами заж..гали наст.

 

(105 слов, по Б. Полевому)

2. Задание

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3. Задание

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (С)верх плана собрано 150 кг яблок.

2) (В)вид.. решения о сносе дома жильцы будут расселены в новые квартиры.

3) Он верил (в)силу этого чудодейственного средства, потому что испытал его на себе.

4) Макет диплома приведён (в)соответстви..

4. Задание

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Дорого, (за)то мило.

2) Как много ручейков текут так смирно, гладко (и)так журчат для сердца сладко.

3) Природе надо, что(б) её любили.

4) Он тут ни (при)чём.

5. Задание

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Искоса, мышление, ракушка, одолжить.

6. Задание

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Услышав длинный гудок, набирается номер абонента.

2) Заморосил дождик, и горизонт обложило тучами.

3) По приезду в Москву мы заселились в гостиницу.

4) Ввиду сложившихся обстоятельств отъезд был отложен на неопределённый срок.

7. Задание

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дед откинул крышку вынул из шкатулки один предмет и держа его в руках начал свой долгий но интересный рассказ..

2) Распустившиеся за день цветы были срезаны.

3) Темно-синий обелиск поставлен в память о павших в боях с фашистами воинах.

4) Мы идем по лесу перевитому гирляндами тропических лиан.

8. Задание

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Произошло что-то странное и довольно неожиданное.

2) Вернувшиеся из отпуска хорошо отдохнули.

3) Неожиданно начался сильный дождь и ватага ребят до того дружно и громко хохотавших бросилась врассыпную.

4) Марина мне нужно уйти не привлекая особого внимания.

9. Задание

Определите и запишите основную мысль текста.

Текст 2

(1) Проведение Олимпийских игр — почётная и ответственная миссия. (2) В 2014 году честь принимать спортивные соревнования наивысшего уровня выпала России.

(3) Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённых в семь олимпийских видов спорта, входили в программу зимних Олимпийских игр 2014. (4) Сюда вошли три коньковых вида, шесть лыжных видов, два вида бобслея, а также четыре отдельных вида спорта.

(5) Игры в Сочи вошли в историю как самые-самые по ряду показателей.

(6) Самым большим олимпийским объектом в Сочи стал главный олимпийский стадион «Фишт», который вмещает сорок тысяч зрителей.

(7) Эстафета Олимпийского огня стала самой протяженной и самой продолжительной за всю историю проведения таких соревнований. (8) Она преодолела за сто двадцать три дня шестьдесят пять тысяч километров пути по всей России.

(9) Общая сумма затрат на организацию соревнований делает мероприятие самым дорогим в истории проведения Олимпийских Игр.

(10) Для зимних Олимпийских игр в Сочи было изготовлено рекордное количество наград за всю историю зимних соревнований, а именно 1300 медалей. (11) На их изготовление ушло около 3 кг золота, 2 т серебра и 700 кг бронзы. (12) Кроме того, награды этих Олимпийских игр стали и самыми большими в истории, так как имеют диаметр десять сантиметров, а толщину — один сантиметр.

(13) Сочи стал одним из самых теплых городов, принимающих Зимнюю Олимпиаду.

10. Задание

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10-12. Запишите ответ.

11. Задание

Сколько олимпийских видов спорта вошли в программу зимних Олимпийских игр 2014? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12. Задание

Определите и запишите лексическое значение слова «организацию» из предложения 9. Организация — ...

13. Задание

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 1-2, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Задание

Объясните значение пословицы «Мал золотник да дорог», запишите Ваше объяснение.



Предварительный просмотр:

Ф.И. класс______________________________________________________________

Вариант 1

Задание 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Хата. Сброше(н,нн)ы(3) на пол подушки перины. (З,с)десь фашисты спали. Стол. На столе тарелки ложки опр..кинутая крынка молока. (З,с)десь они ели. Настеж.. открытый сундук скомка(н,нн)ое белье. Ярко вышитое полотенце. Дет..кий валенок сброше(н,нн )ый на пол. (З,с)десь они грабили. Над сундуком в (пол)стены ж..рным углем начерч..н паучий фашис..ский знак . Стены мирной хаты др..жат от взрывов от горя и гнева. Бой за селом продолжает(?)ся. По пш..нице быстро шагает начальник штаба баталь..на р..шающий сложную боевую задачу. Вдруг он пр..седает. Потом подн..мает(?)ся (не)доуме(н,нн)о смотрит на свою ногу. Нога, кажется, цела, но голенище сапога среза(н,нн)о осколком. За пр..горком миной взорва(н,нн) сарай. Он раскидан и горит подж..гая(2) вокруг к..лосья густой пшеницы(4). А ведь в этом сарае прятались люди переселившиеся туда из мирной хаты.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный:________________________________________________________________________       Словообразовательный:__________________________________________________________________Морфологический:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Синтаксический:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)переди всех шёл командир.

2) (На)встречухозяину выскочил верный пёс.

3) (В)течени.. Волги есть что-то родное и величественное.

4) Приобрели (в)последстви.. и шлифовальную машинку.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 4 

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) От земли исходила утренняя прохлада, воздух был то(же) по-осеннему свеж.

2) Тренер вернулся через полчаса, (так)как нужно было продолжать тренировку.

3) (За)то отношение я до сих пор тебе благодарен.

4) Что(бы) ты съел?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Значимый, хлопковый, столяр, затемно.

Задание 6 

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Я уйду с дома ненадолго.

2) Согласно распоряжению нужно было завершить строительство к осени.

3) Описывая героя, уделяется внимание деталям.

4) Впоследствии все в полном составе перешли в зал заседаний.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Цепляясь саблями за поводья гремя шпорами и торопясь слезали гусары сами не зная что они будут делать

2) Макар сидел слегка покачиваясь и продолжал свою песню.

3) Казаки расползались ища прикрытия и выбирая место поудобнее.

4) Упорно занимающиеся быстрее достигают целей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 8 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога тянувшаяся к морю от далекого города осталась позади а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море не имеющее границ.

2) Молодая волчица села в снег подняв голову и первый раз в жизни завыла жалобно не спуская глаз с месяца.

3) Волкам было тоскливо они стояли глядя мерцающими глазами на снег.

4) Кое-где на мшарах видны песчаные бугры поросшие сосняком и папоротником.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9 

Определите и запишите основную мысль текста.

Текст 2

(1)Животным люди воздвигли множество памятников. (2)Идет речь о памятниках за конкретные заслуги.

(3)Наибольшую благодарность людей заслужили, конечно, собаки. (4)Какую только работу не поручает им человек! (5)Собака — сторож, собака — санитар на войне, собака — помощник пограничникам, криминалистам, охотникам, собака — в упряжке, собака — пожарник, поводырь у слепого, собаки помогают искать грибы, бороться с танками на войне, искать утечки газа на магистралях, собаки первыми из живых существ побывали в ракетах, на них испробованы операции с пересадкой сердца и бесчисленное множество других опытных операций. (6)Собака больше любого существа на земле заслужила нашу любовь.

(7)...в Париже поставлен памятник вполне конкретному сенбернару по кличке Барри. (8)На пьедестале выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. (9)Во время спасения сорок первого — погиб». (10)За этой надписью — драматическая история.

(11)Сенбернары — это собаки-горноспасатели. (12)Во время снежных обвалов они ищут людей. (13)На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты, бутылка вина. (14)Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. (15)Таким образом Барри спас сорок человек. (16)Сорок первый, обнаруженный под завалом, не подавал признаков жизни. (17)Собака раскопала его и, согревая дыханием, стала лизать человека в лицо. (18)Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, вытащил револьвер и выстрелил... (19)История сенбернара взволновала весь мир.

 

Задание 10 

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-9. Запишите ответ.

_______________________________________________________________________________________

 Задание 11 

Для чего автор рассказывает печальную историю сенбернара Барри? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 12 

Определите и запишите лексическое значение слова «воздвигли» из предложения 11.

Воздвигли — ..._____________________________________________________________________

Задание 13 

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 12-13, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

______________________________________________________________________________________

Задание 14

Объясните значение пословицы «Яблоко от яблоньки недалеко падает», запишите Ваше объяснение.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 Ф.И. класс______________________________________________________________

Вариант 2

Задание 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

На озерце глубоко запрята(н/нн)ом(2) в крутых берегах л..жала зелёная илистая тень, и в этой тени серебрились от р..сы сами по себе серебря(нн/н)ые ракиты. На ветке ракиты сидела маленькая серая птица в красном ж..лете и ж..лтом галстуке и и(с/з)давала дробный и приятный треск (не)раскрывая при этом клюва.

У самой воды… выгляд..вали из зар..слей мяты (не)ви(н/нн)ые голубоглазые (не)забудки(4). А дальше, за св..сающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая р..бинка с тугими ж..лтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемеш..вался с мышиным горошком и подмаренником а над всем этим тесно столпивш..мся с..дружеством цветов подымался исполинский ч..ртополох.

Ш..повник стоял повернувшись(3) большими цветами к со..нцу, нарядный, совершенно праз..нич..ный покрытый множ..ством острых бутонов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный:___________________________________________________________________________

Словообразовательный:__________________________________________________________________

Морфологический:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Синтаксический:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 3 

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)течени.. реки образовался бурный поток.

2) (В)вид.. сильных морозов занятия отменены.

3) (В)следстви.. сильной засухи ожидается неурожай зерновых.

4) (В)следстви.. по уголовному делу появился новый свидетель.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Покупатель долго торговался с продавцом, что(бы) получить существенную скидку.

2) Что(бы) ни решила мама, я приму её решение.

3) Твоих усилий было недостаточно, да и терпения то(же).

4) (От)того опоздания, как оказалось, зависело многое.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Августовский, искра, сантиметр, оптовый.

Задание 6 

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

2) Вопреки здравого смысла он сделал всё наоборот.

3) Руководитель действовал согласно инструкции.

4) В течении реки плескалось много рыбы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) С вершин окружающих Байкал открывается бескрайняя голубая ширь в тёмной оправе гор и лесов.

2) Проглядывают первые лучи солнца ярко отражаясь в лужах.

3) Она вспорхнула на почтовый ящик заглянула одним глазком в дыру пробитую дятлом и облюбовала ящик под гнездо.

4) И однажды вся весёлая семейка улетела на залитые солнцем речные отмели.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Эти иллюстрации раздвигали передо мной землю всё шире и шире украшая её сказочными городами показывая мне высокие горы красивые берега морей.

2) Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели высунув красные языки.

3) Куда ты тропинка зовущая вдаль меня заведёшь??

4) Отступает осень а зима вступает в свои права становясь полноправной хозяйкой.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 9 

Определите и запишите основную мысль текста.

Текст 2

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10 

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-2. Запишите ответ.

_____________________________________________________________________________________

Задание 11 

Почему роль искусства в сохранении исторической памяти очень велика? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12 

Определите и запишите лексическое значение слова «самопожертвование» из предложения 6. Самопожертвование — ...________________________________________________________________

Задание 13 

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 3-4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

____________________________________________________________________________________

 Задание 14 

Объясните значение пословицы «Доброе дело два века живет», запишите Ваше объяснение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 1 (С1)

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

K2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

K3

Правильность списывания текста

 

 

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). 
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

Максимальный балл

9


Задание 2 (С2)

 

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Выполнение морфемного разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K2

Выполнение словообразовательного разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K3

Выполнение морфологического разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K4

Выполнение синтаксического разбора предложения

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл

12

Поджигая (2)

 Под-жиг-а-я

 Поджигая  поджигать (суффиксальный)

 Морфологический разбор слова

Сброшены (3) — причастие (что сделаны?)

1. Н.ф.: сброшенный; от глагола «сбросить».

2. Постоянные признаки: страдательное, совершенного вида, прошедшего времени; непостоянные признаки: в краткой форме, множественного числа.

3. В предложении является сказуемым.

 Синтаксический разбор предложения

Он раскидан и горит, поджигая вокруг колосья густой пшеницы(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Грамматическая основа: он (подлежащее, выражено местоимением) раскидан и горит (однородные сказуемые, первое выражено кратким причастием, второе — глаголом).

Второстепенные члены:

поджигая вокруг колосья густой пшеницы — обстоятельство, выражено деепричастным оборотом.


Задание 3 (С3)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложений

Правильно определены и выписаны только два предложения

1

Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ Оба предложения не выписаны

0

Правильное написание предлогов

В написании предлогов орфографических ошибок нет

1

В написании предлогов допущена одна ошибка или более

0

Максимальный балл

2

Пояснение.

1. Распознавание предложений с предлогом: Впереди всех шёл командир. Навстречу хозяину выскочил верный пёс

2. Правильное написание предлогов: впереди, навстречу.

Задание 4 (С4) Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложений

Правильно определены и выписаны только два предложения

1

Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ Оба предложения не выписаны

0

Правильное написание союзов

В написании союзов орфографических ошибок нет

1

В написании союзов допущена одна ошибка или более

0

Максимальный балл

2

Пояснение.

1. Распознавание предложений с союзом: от земли исходила утренняя прохлада, воздух был тоже по-осеннему свеж. Тренер вернулся через полчаса, так как нужно было продолжать тренировку.

2. Правильное написание союзов: тоже, так как.

Задание 5 (С5)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Максимальный балл

2


Пояснение.

Зна́чимый, хло́пковый, столя́р, за́темно.

Задание 6 (С6)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений

0

Верно выписаны два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно выписано и исправлено одно предложение

1

Верно выписаны и исправлены два предложения

2

Максимальный балл

2

Пояснение.

Я уйду из дома ненадолго. Описывая героя, уделяйте внимание деталям.


Задание 7 (С7)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложения и места постановки запятой

Правильно определено предложение и место постановки запятой

1

Правильно определено предложение, но место постановки запятой определено неверно.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Обоснование выбора предложения

Верно обоснован выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Пояснение.

1. Распознавание предложения и места постановки запятой: казаки расползались, ища прикрытия и выбирая место поудобнее.

2. Обоснование выбора предложения, например: в предложении запятая выделяет деепричастный оборот.

Задание 8 (С8)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложения и мест расстановки запятых

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две ошибки или более.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков

Верно обоснован выбор предложения: названы два пунктуационных отрезка

1

Верно назван только один из пунктуационных отрезков.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Пояснение.

1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.

2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении; вторая запятая выделяет деепричастный оборот.

Задание 9 (С9)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

0

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

1

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

2

Максимальный балл

2


Пояснение.

Основная мысль текста: животные помогают людям, могут даже спасти жизнь в экстремальной ситуации.


Задание 10 (С10)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан неверный ответ

0

Дан верный ответ

1

Максимальный балл

1

Пояснение.

Ответ: повествование.

Задание 11 (С11)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ на вопрос

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

2

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт)

1

Неверно объяснено значение фразеологизма.

ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано

0

Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ

Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения

3

Правильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания (не менее двух)

2

Правильно определено и выписано ключевое слово или словосочетание

1

Неправильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания.

ИЛИ Не выписаны ключевые слова и словосочетания

0

Максимальный балл

5

Пояснение.

1. Ответ на вопрос, например: В. Песков рассказал историю сенбернара Барри, чтобы призвать людей бережно относиться к животным, ведь животные способны на бескорыстное служение людям.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;

2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: спас сорок человек, взволновала мир, благодарность людей.


Задание 12 (С12) Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Неверно объяснено значение слова.

ИЛИ Объяснение значения слова не дано

0

Верно объяснено значение слова

1

Максимальный балл

1


Пояснение.

Воздвигли — возвели, построили.

Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение.


Задание 13 (С13)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание стилистически окрашенного слова

Верно определено стилистически окрашенное слово

1

Неверно определено стилистически окрашенное слово.

ИЛИ Не определено стилистически окрашенное слово

0

Подбор синонима к слову

Верно подобран синоним к данному слову

1

Неверно подобран синоним к данному слову.

ИЛИ Синоним не подобран

0

Максимальный балл

2


Пояснение.

1. Распознавание стилистически окрашенного слова: приторочены.

2. Приторочены — приделаны, привязаны.

Могут быть подобраны другие синонимы.

Задание 14 (С14)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Неверно объяснено значение пословицы.

ИЛИ Объяснение значения пословицы не дано

0

В целом верно объяснено значение пословицы‚ но в объяснении есть неточность

1

Верно объяснено значение пословицы

2

Максимальный балл

2

Объясните значение пословицы «Яблоко от яблоньки недалеко падает», запишите Ваше объяснение.

Пояснение.

Данная пословица обозначает: дети похожи на своих родителей.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.


Задание 1 (С1)

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

K2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

K3

Правильность списывания текста

 

 

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). 
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

Максимальный балл

9

Задание 2 (С2)

 

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Выполнение морфемного разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K2

Выполнение словообразовательного разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K3

Выполнение морфологического разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

K4

Выполнение синтаксического разбора предложения

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл

12

Пояснение.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

 Запрятанном (2)

 За-прят-нн-ом

 Запрятанном  запрятать (суффиксальный)

 Морфологический разбор слова

Повернувшись (3) — деепричастие (как?)

1. От глагола «повернуться»;

2. Неизменяемое; совершенного вида;

3. В предложении является обстоятельством.

 Синтаксический разбор предложения

У самой воды… выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено. Грамматическая основа: незабудки (подлежащее, выражено существительное) выглядывали (сказуемое, выражено глаголом)

Второстепенные члены:

(у) воды — обстоятельство, выражено существительным с предлогом;

самой — определение, выражено местоимением

(из) зарослей — обстоятельство, выражено существительным с предлогом;

мяты — определение (возможно: дополнение), выражено существительным;

невинные голубоглазые — определения, выражены прилагательными

Задание 3 (С3)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложений

Правильно определены и выписаны только два предложения

1

Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ Оба предложения не выписаны

0

Правильное написание предлогов

В написании предлогов орфографических ошибок нет

1

В написании предлогов допущена одна ошибка или более

0

Максимальный балл

2

Пояснение.

1) распознавание предложений с предлогом: Ввиду сильных морозов занятия отменены. Вследствие сильной засухи ожидается неурожай зерновых;

2) правильное написание предлогов: ввиду, вследствие.

Задание 4 (С4)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложений

Правильно определены и выписаны только два предложения

1

Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ Оба предложения не выписаны

0

Правильное написание союзов

В написании союзов орфографических ошибок нет

1

В написании союзов допущена одна ошибка или более

0

Максимальный балл

2


Пояснение.

1. Распознавание предложений с союзом: Покупатель долго торговался с продавцом, чтобы получить существенную скидку. Твоих усилий было недостаточно, да и терпения тоже.

2. Правильное написание союзов: чтобы, тоже.

Задание 5 (С5)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение во всех словах

2

Максимальный балл

2


Пояснение.

а́вгустовский, и́скра, сантиме́тр, опто́вый.

Задание 6 (С6)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений

0

Верно выписаны два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно выписано и исправлено одно предложение

1

Верно выписаны и исправлены два предложения

2

Максимальный балл

2

Пояснение.

При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко. Вопреки здравому смыслу он сделал всё наоборот.

Задание 7 (С7)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложения и места постановки запятой

Правильно определено предложение и место постановки запятой

1

Правильно определено предложение, но место постановки запятой определено неверно.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Обоснование выбора предложения

Верно обоснован выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Пояснение.

1. Распознавание предложения и места постановки запятой: проглядывают первые лучи солнца, ярко отражаясь в лужах.

2. Обоснование выбора предложения, например: в предложении запятая выделяет деепричастный оборот.

Задание 8 (С8)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание предложения и мест расстановки запятых

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две ошибки или более.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков

Верно обоснован выбор предложения: названы два пунктуационных отрезка

1

Верно назван только один из пунктуационных отрезков.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Пояснение.

1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: отступает осень, а зима вступает в свои права, становясь полноправной хозяйкой.

2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между частями в сложном предложении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.

Задание 9 (С9)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

0

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

1

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

2

Максимальный балл

2


Пояснение.

Основная мысль текста: очень важно сохранить в памяти подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Задание 10 (С10)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан неверный ответ

0

Дан верный ответ

1

Максимальный балл

1

Пояснение.

Ответ: рассуждение.

Задание 11 (С11)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ на вопрос

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

2

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт)

1

Неверно объяснено значение фразеологизма.

ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано

0

Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ

Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения

3

Правильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания (не менее двух)

2

Правильно определено и выписано ключевое слово или словосочетание

1

Неправильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания.

ИЛИ Не выписаны ключевые слова и словосочетания

0

Максимальный балл

5


Пояснение.

1. Ответ на вопрос, например: в наше время, когда всё меньше остаётся живых очевидцев событий Великой Отечественной войны, возрастает роль искусства в сохранении исторической памяти, потому что через произведения искусства можно рассказать потомкам о подвиге народа в годы войны.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;

2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: опыт забудется, питает литературу и искусство, снято немало фильмов, созданы произведения литературы.

Задание 12 (С12)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Неверно объяснено значение слова.

ИЛИ Объяснение значения слова не дано

0

Верно объяснено значение слова

1

Максимальный балл

1


Пояснение.

Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, своими интересами ради других.

Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение.

Задание 13 (С13)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Распознавание стилистически окрашенного слова

Верно определено стилистически окрашенное слово

1

Неверно определено стилистически окрашенное слово.

ИЛИ Не определено стилистически окрашенное слово

0

Подбор синонима к слову

Верно подобран синоним к данному слову

1

Неверно подобран синоним к данному слову.

ИЛИ Синоним не подобран

0

Максимальный балл

2


Пояснение.

1. Распознавание стилистически окрашенного слова: крупицам.

2. Крупица — маленькая часть, частица.

Могут быть подобраны другие синонимы.

Задание 14 (С14)

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Неверно объяснено значение пословицы.

ИЛИ Объяснение значения пословицы не дано

0

В целом верно объяснено значение пословицы‚ но в объяснении есть неточность

1

Верно объяснено значение пословицы

2

Максимальный балл

2

Пояснение.

Данная пословица обозначает: добро помнится долго, ведь от добра мир вокруг становится лучше.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.



Предварительный просмотр:

1 вариант.

1. Задание 1 

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Мой дом стоит в густом саду но почему(то) отгорож..н(3) от него высоким част..колом. Этот част..кол западня для деревенских котов люб..щих рыбу. Они постоя(н/нн)о шныряют (во)круг беспреста(н/нн)о подвывают друг на друга и ждут вечера.

Осенью весь дом сплош.. засыпан листьями(4). Но в нём я ночую лишь изредк... Чащ.. я сплю в старой беседке в глубине сада. Особе(н/нн)о хорошо там в тихие осе(н/нн)ие ночи когда в саду шумит (в)(пол)голоса (не)торопливый дождь.

На ра(с/сс)вете я просыпаюсь обл..ваюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка доносящийся (из)далека(2).

Ц..пной пёс Дивный давным(давно) привык к моим уходам на ра(с/сс)вете и только зевает мне (в)след. Впереди (по)осеннему пусты(н/нн)ый день, затеря(н/нн)ость в мире пахучей листвы и низкого неба.

 

(111 слов, по К. Г. Паустовскому)

2. Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3. Задание 3 

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (Во)круг этой истории ходило много слухов.

2) Иди (на)встречу своему счастью!

3) (На)счёт в банке поступили деньги.

4) (В)заключени.. врача не было опасного диагноза.

4. Задание 4 

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) (И)так, сделаем вывод.

2) Лес стоит молча, неподвижно, буд(то) всматривается куда-то своими верхушками...

3) За что купил, (за)то и продаю.

4) (И)так происходило изо дня в день.

5. Задание 5 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Гусеница, закупорить, статуя, разлила.

6. Задание 6 

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Наблюдая за успехами учеников, его охватывала гордость.

2) Благодаря терпения Максим справился с задачей.

3) Он всегда поступал наперекор советам.

4) Мама попросила узнать насчёт графика приёма в поликлинике.

7. Задание 7 

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Невдалеке стояла телега запряженная лошадью спокойно ждавшей перевоза.

2) Я устроился на палубе и любовался уголками открывавшимися с каждым поворотом реки еще окутанной синеватой мглой.

3) Но взгляните на число рук приводящих его в движение!

4) Максим Петрович не пора ли раскрыть тайну так тщательно Вами скрываемую?

8. Задание 8 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога тянувшаяся к морю от далекого города осталась позади а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море не имеющее границ.

2) Молодая волчица села в снег подняв голову и первый раз в жизни завыла жалобно не спуская глаз с месяца.

3) Волкам было тоскливо они стояли глядя мерцающими глазами на снег.

4) Кое-где на мшарах видны песчаные бугры поросшие сосняком и папоротником.

9. Задание 9 

Определите и запишите основную мысль текста.

Текст 2

(1) Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. (2)Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на это, аккуратно занимался гимнастикой. (3)Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. (4)Эта работа была нелегкой, зато полезной. (5)И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.

(6)После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. (7)Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.

(8)После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем,, что происходит в городе. (9)Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. (10)И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. (11)Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

 

(190 слов)

10. Задание 10 

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8. Запишите ответ.

11. Задание 11 

Почему Толстой старался сам выполнять повседневную работу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12. Задание 12 

Определите и запишите лексическое значение слова «преклонного» из предложения 2. Преклонный — ...

13. Задание 13 

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 3-4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Задание 14 

Объясните значение пословицы «Без корня и полынь не растет», запишите Ваше объяснение.


2 вариант.

1. Задание 1 

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

П..ляна была похожа на круглый стол покрытый травотканой золотой скатерт..ю. Ч..рные чайники пыхтевшие(2) и булькавшие от (не)терпения были ра(с/сс)тавле(н/нн)ы (по)середине(3). Тут зат..валось грандиозное ча..питие!(4)

Чайники булькали и клок..тали. Из ч..рных носиков с ш..пением вырывался пар. Их так изнутри расп..рало что они даже по(д/т)скакивали! И дребе..жали...

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на ш..пящие чайники! На ш..пящие, булькающие, закопчё(н/нн)ые до блеска охотнич..и чайники. Шейки-носики задра(н/нн)ы вверх, и косицы хвоста изогнуты руч...кой. Вспыхивают раск..лё(н/нн)ые угли красных бровей. И из носика вырыва..тся пар! И так друг на друга накид..ваются что только брызги л..тят!

Вы, любящие поспать, когда стан..те утром разл..вать чай, присмотритесь к своим ч..рным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей который вы так беспеч..но пр..спали.

 

(118 слов)

2. Задание 2 

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3. Задание 3 

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (На)против меня сел Миша.

2) (В)течени.. дня рабочие старались выложить эту стену кирпичом.

3) (В)продолжени.. книги появились новые герои.

4) Провели собрание, обсудили и (в)последстви.. выработали свои требования к работе управляющей компании.

4. Задание 4

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) (При)чём здесь ребята?.

2) Мы встали рано, что(бы) отправиться в поход на рассвете.

3) Вы так(же) по-прежнему будете доказывать свою невиновность?

4) Нам было нелегко, (за)то весело.

5. Задание 5 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Предложить, аэропорты, сверлит, углубить.

6. Задание 6 

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) По истечении срока действия загранпаспорта его требуется продлить.

2) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.

3) Возвращаясь домой, мне стало радостно от мысли, что скоро окажусь рядом с родными.

4) По окончании урока все отправились в столовую.

7. Задание 7 

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Библиотекарь предложила мне книгу пользующуюся большим спросом в последнее время.

2) Собираясь на концерт мама и папа строго-настрого наказали мне не открывать дверь незнакомцам а дожидаться прихода бабушки.

3) Над лугом переливающимся яркими красками цветов гудели пчёлы.

4) Написанная художником копия портрета поражала всех сходством с оригиналом.

8. Задание 8 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Выполняя любую работу старайтесь довести её до конца ребята.

2) Нет ничего интереснее чем занятие любимым делом.

3) Присутствуя на уроке слушайте учителя и старайтесь выполнять все его требования.

4) Дружно цветущие сады вселяли уверенность в окончательном приходе весны.

9. Задание 9 

Определите и запишите основную мысль текста.

Текст 2

(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал...

(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.

(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!

(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.

(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой!..»

 

(186 слов)

10. Задание 10 

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13. Запишите ответ.

11. Задание 11 

Почему строительство Волго-Донского судоходного канала было очень важным событием? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12. Задание 12 

Определите и запишите лексическое значение слова «вековая» из предложения 5. Вековая — ...

13. Задание 13 

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Задание 14 

Объясните значение пословицы «Всюду хорошо, а дома лучше», запишите Ваше объяснение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение качественной подготовки выпускников 9,11 классов к ГИА, ЕГЭ. Повторение на уроках русского языка как форма подготовки к ГИА.

Успешная подготовка к ЕГЭ может и должна начинаться не только в старших классах, но и значительно раньше (в 5-9 классах) и проводится на основе текстов небольшого объема.    Задан...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».

Материал подготовлен к семинару   «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.

Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....

Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...