Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку
Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет оценить степень усвоения учебного материала учащимися и проверить степень самооценки каждого из учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка.
Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет оценить степень усвоения учебного материала учащимися и проверить степень самооценки каждого из учеников.
Распространённой формой дифференцированного обучения является выполнение учениками заданий различного уровня сложности.
Дифференциация — это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, способности.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости. В этом помогает входная диагностика.
На уроках русского языка и литературы класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности. Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, анализу.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах. Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Эти учащиеся требуют к себе повышенного внимания.
При дифференциации учащихся опираюсь на общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности личности, интерес к тому или иному предмету. Необходимо учитывать, что ученик должен передвигаться из одной группы в другую, поэтому провожу диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.
Рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А – базовый, В – повышенной сложности, а уровень С - уровень углубленного изучения материала.
Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9-го класса, которые я использую на своих уроках, например, по теме: «Повторение материала, изученного в 5–8-х классах».
А I. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы. 1. Штурмана, знаешь, народ хитрый. 2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания… 3. Тихие рыболовы, как у нас.
II. Исправьте ошибки в приведенных предложениях. 1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством. 2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. 3. На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.
В I. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику. 1. В голове гудит от постоянного напряжения. 2. Мне вернули журнал лишь в конце недели. 3. Дама с собачкой вышла во двор.
II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.
С I. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания. 1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису. 2. Каюсь в скверном. 3. Что у вас делается?
II. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников.
Работу с сильными учениками строю путём расширения спектра заданий. Например:
1)составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу;
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);
5) работа с дополнительной литературой;
6) проверка индивидуальных заданий;
7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе.
Дети, испытывающие трудности в обучении получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и умений. Как...
мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"
Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка
Данная статья рассказывает о личном опыте применения на уроках русского языка технологии дифференцированного обучения.Почему написана эта статья? Потому что современное состояние гуманитарного образов...
"Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка"
Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Обучение ему носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и стру...
Методическое пособие «Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка»
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учёт...
Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка
Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка...
Технологии дифференцированного обучения на уроках английского языка И.Э.Унт
Обучение в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности...