Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Фиалковская Вероника Петровна

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как правило,  выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он либо слишком быстрый, либо  очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Известный психолог Н.А.Менчинская отметила,  что «эффект обучения зависит не только от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_fialkovskaya_sentyabr13god.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы

Фиалковская Вероника Петровна,  учитель русского языка и литературы;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»(г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область)

К каждому ребёнку следует применять

его собственное мерило, побуждать каждого

 к его собственной обязанности и награждать

его собственной заслуженной похвалой”.

                                                                                                                                              Рескин

В послании  Федеральному собранию Российской Федерации В.В.Путин отметил: «…русский язык – это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения». На сегодняшний день одной из серьезнейших проблем   школы является резкое падение интереса обучающихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично и точно выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации. Не все обучающиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, сворачивать информацию до ключевых слов или разворачивать ее до полного объема. Они не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами. Речь школьников небогата с точки зрения лексического запаса, поскольку они мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ. Это влечет за собой снижение качества знаний и уровня обученности школьников. На уроках русского языка обучающиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей. Поддержанию и развитию интереса детей к изучению предмета способствует создание новизны на уроке как в области содержания материала, так и в методах преподавания. Традиционные формы работы не дают должных результатов, они не всегда  эффективны, так как работа на уроках проводится в основном с ориентиром на среднего ученика, сильное и слабое звенья упускаются, а самым большим недостатком является то, что талантливые дети не развиваются, и в результате - успеваемость и качество знаний обучающихся недостаточно высокие. Наиболее актуальным в таком случае будет использование дифференцированного подхода в обучении, при котором  учитываются индивидуальные способности школьников. Потребность в дифференцированном обучении  становится всё более острой, так как обучение в  школе на современном этапе  должно дать возможность каждому ребенку  получить общеобразовательный минимум  на уровне его способностей, возможностей и желания. Подготовка думающих молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему, как одному из школьных предметов. Говоря об образовании, В.В.Путин сказал: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку…Забота о русском языке – это важнейший социальный и политический вопрос».

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчеркивается, что дифференциация, то есть расчленение, различение происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта. Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение обучащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу. Однако разделение учащихся на группы – существенный признак дифференциации, но не единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения. Данное положение подтверждается фактами педагогической практики, когда создание классов различного уровня подготовленности детей без внесения изменений в учебный процесс не давало результата: не наблюдалось развития мотивации учащихся, роста уровня усвоения знаний.

Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности  в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Говоря о дифференциации обучения, в основном делается акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Когда говорят «дифференцированный подход к обучающимся», то предполагают предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.

Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

     В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения: по образовательным целям; по уровням выполнения заданий; по времени обучения, времени выполнения заданий; по содержанию обучения; по последовательности учебного материала; по структуре учебного материала; по подходам к обучению; по видам учебной деятельности; по способам применения заданий; по оценке деятельности.

             Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные (относительно однородные) группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.  Этот подход гарантирует усвоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.

 Ещё в начальной школе мы сталкиваемся с разными учебными возможностями детей. Этот разрыв увеличивается по мере усложнения учебных программ и приводит к тому, что в 6-7 классах ряд учеников практически выпадают из процесса обучения. Присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нем. Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя и часто вообще отказываются выполнять даже посильную работу. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень. Увеличение тренировочных упражнений на уроке, использование разных их видов не решает проблему обучения «слабых», нужна другая форма работы. Если учитель ориентируется на уроке на средних и слабых учеников, то это ведет к снижению уровня преподавания, сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников. Они теряют интерес к учению, который требует от них умственного напряжения.

             Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень  знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке  необходим особый подход в обучении. В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией  обучения русскому языку остается  личностно-ориентированное обучение учащихся. Технология дифференцированного обучения помогает реализовать это. Дифференцированный подход к обучению осуществляется наряду с фронтальным обучением и способствует глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.

              Выделяют две основные формы организации дифференцированного обучения: внутреннюю и внешнюю дифференциации.

             Внешняя дифференциация обучения — это основная форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Стабильные группы профильных классов учащихся формируются на основе определенных критериев, таких, как познавательные интересы, общие и специальные способности, достигнутые в обучении результаты и успеваемость, проектируемая профессиональная деятельность и т.д. Сущность внешней дифференциации обучения заключается в такой направленной специализации образования, в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и  способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития.  Методы обучения учащихся имеют специфику, связанную с интересами, склонностями и способностями учеников к избранным ими предметам.  Эта специфика выражается:

  • в большем объеме самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой при изучении нового материала, решении задач, выполнении экспериментальных и творческих заданий;
  • в интенсификации обучения за счет введения лекционно-семинарской системы преподавания, введения тематических зачетов и укрупнения блоков усвоения учебного материала;
  • в усилении  индивидуальной работы учителя с учащимися (на уроках и во внеурочное время);
  • в создании  особой атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на учение, длительную умственную деятельность и труд.

Характерной особенностью работы в этих классах является перенос центра тяжести с обучения на учение как самостоятельную проработку и усвоение информации, овладение учебными умениями и навыками. Учитель оказывается уже не единственным и даже не основным источником информации, а, прежде всего, организатором самостоятельной работы учащихся и их консультантом.

Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся.  Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны. Особенность внутренней дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения. Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как правило,  выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он либо слишком быстрый, либо  очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Известный психолог Н.А.Менчинская отметила,  что «эффект обучения зависит не только от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обученности.  Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение». Если перед нами обычный учебный класс, то мы ещё в начале учебного года при знакомстве с ним делим его на части, определяем, на каком уровне усвоения учебного материала находится тот или иной ученик.

Деление обучающихся на группы в зависимости от уровня успеваемости, мотивации к обучению:

1 группа: обучающиеся  с высокой   успеваемостью, имеющие достаточный уровень знаний , высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются  от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

2 группа: обучающиеся со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них в 1 группу.

3 группа: обучающиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.). Необходимо уделить особое внимание этим детям, поддержать их, помочь им усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 группы работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися индивидуально.

Значительную трудность   при подготовке к дифференцированной работе представляет 3 группа школьников - дети со стойкой пониженной успеваемостью. Работа с этими обучающимися представляет для учителя наибольшую трудность.   В работе с ними следует применять письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны.

Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа е этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны. У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Обучающимися нужно  управлять, поддерживать их внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.  Необходимо оказывать дифференцируемую помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых упражнений, которые делает большинство, а также быть для школьников консультантом при выполнении заданий, предлагать самим стать своими помощниками.

В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. Применяются  различные виды дифференцированной помощи:

1)  Работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания.

2) Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

3) Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

4) Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

5) Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

6) Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.

7) Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.

8) Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).

9) Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

10) Указание правила, на которое опирается задание.

11) Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).

12) Указание алгоритма выполнения задания.

13) Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

14)Объяснение хода выполнения подобного задания.

15) Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

16) Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

17) Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

18) Выдача ответа или результата выполнения задания.

19) Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

20) Постановка наводящих вопросов.

Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми обучающимися дает положительный результат. Дети ждут с нетерпением таких уроков. Сильные школьники подбирают ценный дополнительный материал из научно-популярной, энциклопедической и другой литературы не только к изучаемым темам, но и идут с опережением. Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение определённых  условий.  

 

Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.  Заканчивать объяснение нового материала необходимо образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения. Нужно использовать  наглядные, дидактические материалы в большом количестве. Перед школьниками ставится общая единая познавательная цель,   задачи, общие по теме, но каждый ученик решает их на своем уровне. Класс делится на разные уровни, распределяются по группам. Дети в каждой группе выполняют свои задания, но при проверке  слушают в каждой группе  друг друга, ставят задачу - подобное задание будет домашним, перед каждым заданием конкретно ставятся задачи и подводятся итоги.

Использование технологии дифференцированного обучения требует пересмотреть   основные требования к организации уроков русского языка:

-тема, место урока в теме;

- постановка конкретных задач урока по теме;

- работа на каждом уроке со словом, словосочетанием, предложением, текстом;

- соответствие объема самостоятельной работы на уроке;

- работа со словарями;

- четкое распределение на уроке времени;

- оценка за соответствующий выполненный объем работы;

- разноуровневое  домашнее задание (по выбору, в соответствии с учебными возможностями);

- организация самопроверки, взаимопроверки самостоятельно выполненных работ;

- достаточное использование наглядности, опорных схем, таблиц, технических средств, компьютерных технологий;

- систематическая организация повторения учебного материала;

- разнообразие видов заданий на уроках.

Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности; при закреплении; при повторении, при объяснении нового материала (в определенных случаях). В любом случае перед обучающимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям. Но все контрольные одинаковы для всех вариантов. Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

       Структура урока дифференцированного обучения

 Этапы урока

Класс

(группа)

Содержание работы

1

Весь класс

Совместная постановка цели, задач урока.

2

Весь класс;1,2,3 группы

Разминка,    словарная работа (с использованием индивидуальных карточек).

3

1,2,3 группы

Дифференцированное повторение материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).

4

Весь класс

Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

5

Весь класс;1,2,3 группы

Образец ответа, рассуждение по схеме или алгоритму, графическое обозначение, тренировочные примеры или дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).

6

1,2,3 группы

Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

7

Весь класс

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, карточки.

8

Весь класс

Организация проверки задания (самопроверка, взаимопроверка и т.д.)

9

1,2,3 группы

Дифференцированное домашнее задание.

На всех этапах урока необходимо отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым  заданием нужно четко ставить цель и подводить итог.                 

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения являются следующие принципы:

  • проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
  • исследования изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
  • индивидуализации (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
  • создание мотивации (активная мыслительная деятельность);
  • взаимообучения  (мобилизация групповых, парных форм деятельности).

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках русского языка и литературы, особенно русского языка, класс   делится на 3 группы. Таких групп по количеству может быть 5-6, но по уровню мотивации к обучению относящихся к 1 и 3 группам детей – будет сформировано скорее всего по одной группе. Основная масса детей будет отнесена к группе со средними учебными возможностями.

1 группа – сильные обучающиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеющие работать самостоятельно, задания им даются повышенной трудности.  

2 группа – обучающиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного их перехода в 1 группу. Работая с этой группой, необходимо развивать способности, воспитывать  у детей самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа – обучающиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их педагогической запущенности или низких способностей  Этой группе необходимо уделять особое внимание, поддержать их, помочь им усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа выполняют задания самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части таких детей перейти во 2 группу. Есть дети с пониженной мотивацией к обучению, у них педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Таким ребятам следует давать  упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам, по алгоритму).

При проведении словарной работы можно предложить следующие задания по группам:

3 группа: записать по памяти 5-10 словарных слов, либо записать 10-15 слов под диктовку;

2 группа: записать по памяти не менее 10 словарных слов, либо записать 10-15 слов под диктовку, составить с данными словами словосочетания;

1 группа: записать 10-15 слов под диктовку, составить с 5-6 изученными словами предложения.

При изучении теоретического материала, правила или параграфа выбор заданий по группам может быть следующим:

3 группа: прочитать теорию, подготовиться к пересказу;

2 группа: прочитать теорию, подготовиться к пересказу, составить план ответа по пунктам;

1 группа: прочитать теорию, подготовиться к пересказу, составить тезисный план ответа.

Дифференциацию необходимо применять  на разных этапах урока: при проверке домашнего задания,  при закреплении, при повторении,  при объяснении нового материала. Дифференцированный подход в целях оптимизации следует использовать при подборе домашних заданий обязательно.  Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности).  Для группы сильных обучающихся можно давать опережающие задания поискового характера: подобрать материал по теме..., составить схему-опору или план, найти в словарях. Очень важно организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому лучше применять разные способы проверки: самопроверку (доска, проектор), взаимопроверку. При этом работы слабых учеников лучше проверять самостоятельно. Во время проверки заданий сильных обучающихся желательно привлекать внимание всего класса, так как способным даются задания творческого характера.

Домашнее задание – важный структурный элемент урока.  Однако именно оно нередко даётся в спешке, перед самым звонком, а то и после него. Этот элемент урока  оказывается недостаточно продуманным и разработанным: в основном учитель лишь указывает страницы или номер параграфа учебника и номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая установка. Доминирующая фронтальная форма работы распространяется и на домашнее задание, которое предполагает одинаковое педагогическое взаимодействие на разных учащихся. Это ведёт к неравномерности в распространении учебной нагрузки на учеников, провоцирующей отставание одних учащихся и снижение интереса к предмету у других, а следовательно к неуспеваемости,  незнанию грамматического материала, слабым речевым навыкам и т.д.    

Содержание учебника Львовой С.И. и заложенная в нём  методическая система расширяют возможности обучающихся в овладении предметом в процессе домашней подготовки. Даётся  обязательное домашнее задание, предлагаются задания повышенной сложности, индивидуальные задания, направленные на проверку и коррекцию знаний определённого ученика, задания – на выбор, задания – по желанию. Например, после проведения урока на тему «Словосочетание и предложение как единица синтаксиса» в 6 классе мною даётся следующее домашнее задание: 1) упр. 92-письменно, 2) на выбор: упр. 95 или 97 с дополнительным заданием – выписать три глагольных и три именных словосочетания, 3) по желанию - упр. 99. Все учащиеся, обучающиеся на «4» и «5», получают возможность саморазвития, пробуя свои силы над упражнениями повышенной сложности. Сильные ученики   выполняют задания, целью которых является развитие аналитических способностей.  Школьники учатся самостоятельно определять свою «планку» при выборе домашнего задания. В то же время они получают наглядное представление  о том результате, к которому нужно стремиться, и достигают его в процессе обсуждения и совместного выполнения в классе упражнений повышенной сложности. Но это направление нужно самому учителю держать на жёстком контроле.

В данном учебном комплексе создаются  условия для реализации творческого потенциала учащихся через выполнение разнообразных по тематике творческих заданий различного уровня сложности. Богатство материала позволяет предоставлять ребятам право выбора темы, которая в наибольшей степени соответствует их внутреннему настрою, и даже выбора между творческим заданием и заданием, не требующим разработки и реализации творческого замысла. Дифференциация при подаче домашнего задания должна идти, я считаю, не только по уровню сложности учебного материала, но и по направлениям деятельности, как это подаётся в данном учебном комплексе. Ученики могут проявить себя в рисовании, выполняя по желанию задания  упражнений «Конкурс художников», и усовершенствовать умение создавать иллюстрации к различного рода речевым высказываниям. Также чётко прослеживается взаимосвязь русского языка с другими дисциплинами. Ученики получают возможность выбора материала для закрепления языковых и речевых умений из ряда типовых упражнений: «На уроке математики», «На уроке природоведения», «На уроке литературы», «На уроке истории», «На уроке иностранного языка». Данные упражнения даются для выполнения по желанию.  Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности его учеников и помнить, что не всякое задание будет интересным, а его доза посильной для ребёнка. Домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, так как им нужно сосредоточиться на одном и разобраться в главном. Объём задания сильным ученикам не должен быть запредельным. Ведь дифференцированный подход к домашним заданиям, учитывающий уровень подготовленности учащихся, помогает направить деятельность школьников на устранение пробелов в знаниях, с одной стороны, и углубление их – с другой.

Для успешного усвоения нового материала  важно повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения дифференцировать, а нужные выводы необходимо производить со всеми детьми класса. На уроках можно некоторым обучающимся предложить выполнить  индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые они допустили  при написании контрольных, классных или домашних работ,  разнообразить эти работы, проводить их в виде игр, когда дети  получают письма, открытки с заданиями от литературных героев. Возможны и такие задания, когда каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое он приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а учеником. Проверяют и корректируют выполненную работу и обучающиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества учителя и ученика.

Объяснение нового материала лучше проводить для всех одинаково,  тогда все обучающиеся  получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо их еще раз повторить, поэтому следует отделить группу детей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным обучающимся еще раз нужно повторить правило более детально, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все обучающиеся самостоятельно выполняют обязательные задания. Объяснение обязательно следует закончить образцовым ответом сильного ученика, с использованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения.

В любом случае перед обучающимися нужно ставить единую познавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Новый теоретический материал не следует давать в готовом виде, поскольку наличие теоретических задач делает обучение проблемным.

Для закрепления теоретического материала можно приготовить задания для самостоятельной работы, подобрать дидактический материал в соответствии с уровнем развития обучающихся и проводить уроки – практикумы, где используется не только дифференциация, но и разные способы коллективной работы школьников. Обучающиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом  контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем обучающиеся меняются ролями. Возможна постановка  вопроса к упражнению, а обучающиеся, сидящие за одной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Происходит обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая.   Они включаются в активную познавательную деятельность, которая сначала осуществляется под руководством учителя, а затем самостоятельно.

Большое значение имеют индивидуальные самостоятельные работы. Во-первых, при написании и выполнении самостоятельной работы возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения. Во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера.  Самостоятельные индивидуальные задания можно использовать не только при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика. Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубже и осознаннее усвоить правило и выработать навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью. Начинать работу нужно с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания нужно готовить к уроку заранее. Их можно разделить на два вида: обязательные задания и дополнительные. Обязательные задания способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика. Дополнительные задания рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока. Чтобы не снижать активность обучающихся, можно увеличить объем работы для тех учеников, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию их познавательных способностей.

Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер:

- задания на сравнение, сопоставление явлений;  

- задания исследовательского характера (это задания на примере работы с текстом);

- задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий;

- задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике. Сильные обучающиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым обучающимся (осуществляют проверку индивидуальных заданий, помогают слабым при выполнении работы над ошибками в диктантах, сочинениях, изложениях, выполняют обязанности консультантов в процессе индивидуально-групповой работы, помогают учителю в проверке знаний, умений, навыков обучающихся на уроках зачетах, смотрах знаний). Этим самым обучающиеся помогают ликвидировать пробелы.

На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного необходимо использовать форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные обучающиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умению обобщать, анализировать и сопоставлять.  В целях реализации технологий уровневой дифференциации нужно проводить контроль и учет каждого ученика.

Предлагая ученикам задания различного уровня сложности, чтобы было меньше двоек (слабым или отстающим, сильным, способным), возможно изменение содержания учебного процесса, однако цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.  Обобщение и систематизацию по какой-либо теме лучше проводить в форме урока-зачета или в форме смотра знаний.  Класс   разбивается на 3,4 группы, во главе которой стоит консультант. Каждой группе нужно пройти четыре станции: теоретическую, орфографическую, творческую и станцию тестирования (заключительную). Группы обучающихся по своему составу неоднородные: каждый ученик, определенный в ту или иную группу, имеет значительные отличия от других обучающихся как по своим личным особенностям, так и по результатам учебной деятельности. Поэтому для такого смотра необходим к учащимся индивидуальный подход. На станциях проверять работу учащихся привлекаю старшеклассников. Для каждой станции нужно приготовить разноуровневые задания, как теоретического характера, так и практического. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки или баллы за свою работу. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие обучающиеся

После изучения темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачета или теста, выявляются группы учеников:

- усвоившие содержание  (сильные) - с ними организуется работа по расширению изученного материала (дополнительные задания более обширный материал);

- усвоившие основное содержание, но имеющие пробелы в знаниях (средние) – с ними организуется работа по коррекции знаний, устранению пробелов.

-  неусвоившие (слабые) – с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях (им предлагаются коррекционные задания и материалы).

Примеры дифференцированных заданий по группам:

            Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов» (7 класс).

            Тема любви, преданности и жертвенности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».  

            Дифференцированные задания по рассказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).

  1. и 2  группы – выполнение задания по образцу. Дать характеристики главным героям произведения по предоставленному плану (1 группа – Деллы, 2 группа – Джима).
  2. Определение места героя в произведении.
  3. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  4. Речевая характеристика.
  5. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
  6. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  7. Черты характера.  
  8. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  9. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  10. Сопоставление с другими персонажами.
  11.  Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  12. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

3 группа – Ответьте на вопросы:

- Почему для того, чтобы сделать подарок любимому, каждому из героев приходится идти на жертвы? (Они бедны).

- Поработаем над словосочетаниями «вопиющая нищета» и «красноречиво кричащая бедность». Раскройте значение словосочетаний.

«Нищета» и «бедность» - синонимы. «Вопиющий» - кричащий, издающий вопль. «Красноречиво» - выразительно, многозначащий.

  - Почему же, несмотря на бедность, они хотят сделать друг другу такие дорогие подарки?

 - Где же они находят деньги?

4 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

- Найдите описания сокровищ четы?

- Жаль ли Деле расставаться с волосами? Подтвердите.

- Долго ли она колеблется?

- Что же они дарят друг другу на деньги от проданных сокровищ.

- Зачем автор так подробно описывает подарки?
- Почему, несмотря на то, что подарки оказались невостребованными герои все равно счастливы? Почему (найдите) «Джин с улыбкой ложится на кушетку».
5 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

- Мы видели в поступках героев только любовь или что-то еще? (самопожертвование).
- А как вы считаете, бывает ли настоящая любовь без самопожертвования?
- Вернемся в творческую лабораторию и добавим самопожертвование.
- Давайте посмотрим на начало рассказа. Оно в деньгах. На следующей странице – опять о деньгах.Деньги – это что-то земное, обыденное или возвышенное? Почему же автор дает такое возвышенное название и такое земное начало.
- Имел ли автор право провести параллель между этими обычными людьми с их финансовыми проблемами и возвышенным одариванием бога волхвами ответить на проблемный вопрос. Почему?

6 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

- Какой же дар делает человека счастливым?

- Раскройте смысл высказывания В. Маяковского: «Любовь – это сердце всего…». Проведите параллель с  текстом.

- Раскройте значение слов с опорой на текст: любовь, верность, преданность, жертвенность, самопожертвование, мудрость. Подберите синонимы к данным словам.

- Как мы узнаем, что герои любят друг друга? Подтвердите текстом.

Домашнее задание:

  1. Перечитать рассказ ещё раз. Подготовить пересказ рассказа. Используя приём устного словесного рисования, опишите героев, по желанию – проиллюстрируйте. Какая цветовая гамма преобладает при описании героев и их жизни? (1, 2 группы).
  2. Перечитать рассказ ещё раз и ответить на проблемный вопрос: Кто они – истинные дарители, в чём их счастье и смысл жизни? Подготовить описание исторической эпохи, страны, где разворачиваются события, описанные в рассказе.   (3-6 группы).
  3. По желанию – напишите сочинение на тему (на выбор): «На что способен человек во имя любви?», «Истинные дарители», «Благодарность», «В чём смысл библейской заповеди  « возлюби ближнего своего»?»
  4. Перспективное задание - Прочитать  рассказы О. Генри: "День благодарения", "Чародейные хлебцы", "Принцесса и пума", "Вождь краснокожих"; просмотреть (по возможности) художественный фильм по рассказу..

Урок литературы для обучающихся 6 класса  по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша»  на тему «Русский  национальный характер, воплощённый в образе Левши».

Дифференцированные задания по сказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).

1 группа

1. Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

(Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.)

2.  Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?

3. Чтение по ролям  сцены во дворце. (глава 13)

 2  группа

1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся".

Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится".

В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может".

Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные".

Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать".

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера 

1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить"; 

2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы"; 

3. "вера у нас полнее")

3 группа

1. Раскройте и представьте  образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, прочитайте цитаты из текста.

2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?

3. Какие  черты входят в понятие " русский национальный характер"? (доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа").

4. Выделите  цитаты,  характеризующие  царя  Александра  Павловича,  а затем Платова (цитаты  можно  записать) – 1-10 главы.   

Александр   Павлович  

«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».

«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

«Государь на все это радуется».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».

«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

«Пожалуйста, не порть мне политики».

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

Платов 

«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».

«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».

«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: Иван Москвин во граде Туле».

«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…»

4 группа

1. Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.)

2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды, мелкоскоп – микроскоп, преламут – перламутр, пубель – пудель, тугамент – документ и т.д.

3. . Выделите  цитаты,  характеризующие  царя  Александра  Павловича,  а затем Платова (цитаты  можно  записать) – 11-14 главы.   

Николай   Павлович 

«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».

«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
 Платов

«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».

«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».  

«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!»

«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».

«Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал».

5 группа

1. Выделить (или  выписать) цитаты,  характеризующие  главных  героев:  царя  Николая  Павловича,  Платова,  левшу.

2. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.  

3. Сказ «Левша»  иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к   иллюстрациям  Н. Кузьмина  и Кукрыниксов «Первая  встреча  атамана  Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните следующие задания:

1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как  каждый  из художников  изобразил  героев.  Каково  отношение  художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.

(Кукрыниксы  -общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к сказу «Левша». Награждены золотой медалью Академии художеств СССР).

 Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которые достигаются нарочитым нарушением пропорций фигур, заострённостью деталей в изображении героев.

6 группа

1. Какова  проблематика данного сказа?

Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать начало: "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: "Так и так, и у нас дома свое не хуже есть", — и чем-нибудь отведет". 

2. Какова идея сказа?

Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?

 В наше время "американизация" отечественной культуры идет полным ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

Домашнее задание.

1. Составьте рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.

2. Написать отзыв о сказе                                (1-2 группы)

3. Напишите эссе на тему «Русская земля славится талантами».  (3-6 группы)

4.  Прочитать рассказ Н.С. Лескова "Человек на часах".

Список использованной литературы:

  1. Селевко Т.В. Современные образовательные технологии. М 1998.
  2. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития школьника. – М.,1989. – С.120
  3. Ушинский К.Д. Методика начального обучения   // Избранные произведения. –          М..1969. – С.99
  4. Путин В.В.  Послание Федеральному собранию Российской  Федерации.- Москва 26 апреля 2007 года.
  5. Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением.//Завуч №1 2005.
  6. Скрипченко Т.И. Использование внутриклассной дифференциации как средства диагностики учебного процесса.// Завуч №8 2005
  7. Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным  действиям. //Русский язык в школе №5 2003
  8. Яренкова Т.Н. Задания для дифференцированного подхода. //Русский язык в школе №3  2005
  9. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.// Завуч №8 2003
  10. Васильевых И.П.. Уроки русского языка в 6 классе / Под ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2010.
  11. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В трёх частях/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 7-е издание, испр. -  М.: Мнемозина, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчеств.2. Дифференциация заданий по объему учебного материала.3. Дифференциация учебных знаний по уровню трудности.4. Дифференциация работы по степени са...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

Под дифференцированным обучением понимается работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого учащегося. ...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка

Данная статья рассказывает о личном опыте применения на уроках русского языка технологии дифференцированного обучения.Почему написана эта статья? Потому что современное состояние гуманитарного образов...

"Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка"

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Обучение ему носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и стру...

Методическое пособие «Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка»

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учёт...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка...